Даосизм. Не меньшим многообразием отличается и религиозно-философская мысль Древнего Китая, в которой выделяются такие основные направления

Не меньшим многообразием отличается и религиозно-философская мысль Древнего Китая, в которой выделяются такие основные направления, как даосизм и конфуцианство. Они берут свое начало от мифологических и натурфилософских представлений о мире и человеке, от мудрецов глубокой древности, чьи размышления изложены в «Книге перемен» («И цзин»). Ее тексты создавались на протяжении XII–VI вв. до н.э. и оказали существенное влияние на развитие всей китайской культуры. На основе древних текстов были разработаны основные понятия китайской философии, сформировавшейся к VI в. до н.э.

Основателем даосизма считается Лао-Цзы, изложивший свои размышления в книге «Дао-дэ-цзин» («О пути и его проявлениях»). Дао – высший принцип саморазвития мира. Дословно дао – путь, дорога, поток. В этом вечном потоке непрерывных изменений вещи возникают и погибают. Следовать Дао – значит естественно, без сопротивления отдаться потоку реки жизни.

Дао – универсальный принцип устройства мира и первопричина всех вещей и явлений. Самодовлеющее Дао порождает два начала: Ян и Инь (Свет и тьму, Небо и Землю, положительное и отрицательное, мужское и женское. От соединения и взаимопереплетения Ян и Инь происходят пять первоэлементов (вода, огонь, дерево, металл, земля), вся «тьма вещей» и сам человек. Дэ – проявленная мощь Дао. Если Дао подобно потоку, то Дэ – это сила течения потока. Во всем сущем заключена энергия ци, движущая Вселенной.

Правильный путь – путь мудреца, мудрого правителя состоит в том, чтобы позволить Дао руководить собой, внутренне освободившись от всякой эгоистической активности. Мудрец действует через недеяние. Оно не является полной пассивностью, а состоит в том, что человек не делает ничего противоречащего законам природы, естественному потоку. Чем меньше человек старается планировать, руководствуясь эгоистическим желанием, тем полнее вещи следуют Дао. Многочисленность моральных предписаний говорит о том, что настоящая добродетель уже утрачена.

Таким образом, следуя Дао, человек воплощает в себе единство мира, чем благотворно влияет на его состояние, на сохранение его целостности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: