Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Человек как личность




Для исследования человека философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.

Понятие человек – понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека.

Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется понятие индивид. Под индивидуальностью понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.

Личность – это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными качествами, ибо личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность – это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы.

Личность – это любой человек (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни. Индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

Проблема личность и общество рассматривается в двух основных относительно независимых, но тесно взаимосвязанных аспектах.

Первый аспект нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями отдельной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной логике развития.

Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальные институты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечном счете производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный институт выражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с тем, он приобретает определенную и довольно ощутимую независимость, обладает собственной логикой развития, которая несводима к логике элементарных связей между людьми.

Второй аспект проблемы личность и общество: как личность взаимодействует с другими людьми в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.

Взаимодействие личности и социальной среды в самом общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, о ее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.




В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних условий, обстоятельств своей жизни.

Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (личностью из предложенного обществом). Автономия, а значит, и ответственность личности проявляется как в процессе восприятия, осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по-своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.

Свобода как возможность выбора является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также природы как естественной основы существования общества.

При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.



Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Мера ответственности человека всегда конкретна в пределах его компетентности и диапазона возможностей.

Развитие человека как личности происходит в творчестве. Благодаря творчеству реализуется расширение и обогащение духовного мира и самого творца, и других людей. Однако творчество не следует связывать с безудержной жаждой преобразования природы и общества. Следует задуматься над тем, каковы будут последствия этих преобразований. Речь идет о взаимосвязи свободы, творчества и ответственности личности.

Достижение идеала свободы возможно лишь при условии совершенствования одновременно всех сторон личности и всех условий ее социального бытия.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Почему тема человека является центральной в философии? 2. Каким видится человек с позиций теоцентризма средневековой философии? 3. Какова сущность человека в философии марксизма? 4. Назовите главные темы русской философии применительно к проблематике человека. 5. Каков образ человека в философии экзистенциализма? 6. В чем суть проблемы соотношения биологического, социального и духовного в человеке? Как эта проблема обсуждается в социобиологии? 7. Объясните понятия «дух», «духовная жизнь», «душа». 8. Раскройте содержание понятия «личность». В чем его отличие от понятия «индивид»? 9. Как взаимосвязаны понятия «духовность», «индивидуальность» и «социальность»? 10. Дайте характеристику двум аспектам проблемы соотношения личности и общества. 11. Дайте характеристику общей схемы взаимосвязи личности и социальной среды. 12. В чем сущность свободы? Существуют ли границы свободы человека?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Идея безграничного индивидуализма человека начинает формироваться в эпоху: а) Нового времени; б) Возрождения; в) Средневековья; г) Просвещения. 2. Проблематику бытия человека с позиций приоритета общества, понимаемого материалистически, осмысливает философия: а) марксизма; б) Нового времени; в) Просвещения; г) экзистенциализма. 3. Мысль об обреченности человека на свободу характеризует философию: а) структурализма; б) экзистенциализма; в) позитивизма; г) марксизма. 4. В русской религиозной философии доминирует проблематика: а) антропологическая; б) социальная; в) онтологическая; г) гносеологическая. 5. Какое из суждений неверно характеризует социобиологический подход к природе человека: а) у человека существуют биологически запрограммированные схемы социального поведения; б) сознательный выбор между добром и злом – общая черта альтруистического поведения млекопитающих, человека в том числе; в) большинство стереотипных форм поведения человека свойственно всем млекопитающим; г) наряду с культурой на сознание и поведение человека влияют его биологические характеристики. 6. Душа человека – это: а) сфера непосредственных мыслей и переживаний; б) синоним психики; в) то же, что и дух; г) сознание. 7. Духовный мир человека – это: а) таинственная связь с Космосом; б) его моральные качества; в) система смыслообразующих ценностей его жизни; г) содержание мыслей и чувств. 8. Какое из определений личности является наиболее правильным: а) личность – это социальные функции, роли, выполняемые человеком; б) личность – сознательный субъект социальной жизни; в) личность – это результат действия социальных факторов на индивида; г) личность – индивидуальность реакций на события.  




Дата добавления: 2015-03-20; просмотров: 4289; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9702 - | 7551 - или читать все...

Читайте также:

  1. A) затраты времени в человеко-часах на выпуск продукции/ объем производства продукции
  2. Annotation. В этой книге дается рабочая модель, объясняющая происхождение и смысл жизни, а также предсказывающая будущий ход эволюции человека.Наша «фантастическая»
  3. DIVISA ET INDIVISA. ду соблюдением прав человека и нарушением своих торжественно взятых обязательств
  4. DIVISA ET INDIVISA. млн. человек — были самыми большими государствами Западной Европы
  5. I. Внеаудиторная работа студентов. 1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: биоэтика, валеология, экология человека
  6. I.Какой признак присущ только человеку?
  7. I.Согласованная деятельность органов в организме человека осуществляется с помощью систем: а) опорно-двигательной; б) нервной; в) пищеварительной; г) эндокринной; д) дыхательной
  8. I.ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
  9. IV. Бове. Собор св. Петра. Архивольт северного портика. Человек, толкающий тележку
  10. IV. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990. Глава 4. О трансцендентальном субъекте хозяйства. Часть 1. Человек и человечество. С. 90-109
  11. IV. ИНЫЕ СЛЕДЫ ЧЕЛОВЕКА
  12. Polymorph. Каа, я не особо крут в сновидении, но один раз таки встретился с человеком, причем не сновидящим, но он тот сон тоже запомнил


 

18.206.12.79 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.