В процессе самостоятельного изучения дисциплины необходимо уяснение методологических аспектов, понятийного инструментария, и в первую очередь понятия «регион». Чаще всего под регионом понимают территорию в административных границах субъекта Федерации, характеризующуюся: комплексностью, целостностью, специализацией. Однако в российской и зарубежной научной литературе нет четкого определения данного понятия, что является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях. Актуальность рассмотрения проблемы разграничения понятий и определений, выяснение сущностного содержания некоторых экономических категорий обусловлены влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие страны.
По итогам изучения дисциплиныстудент должен:
ü знать:
- терминологию и лексику дисциплины;
- методологию регионального анализа;
- основные макроэкономические показатели социально-экономического развития региона;
- методы государственного регулирования регионального развития;
- принципы построения оптимизационных и равновесных экономических моделей;
- методы планирования и прогнозирования регионального развития;
- различные методы решения задач;
ü иметь навыки и умения:
- анализировать показатели социально-экономического развития региона;
- рассчитывать степень региональной асимметрии;
- выбирать оптимальные параметры деятельности экономических
субъектов;
- рассматривать динамические процессы регионального экономического развития;
- оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических
решений на региональном уровне;
ü иметь представление:
- о субъектах и объектах рыночной экономики;
- о формировании потребительского спроса
- о процессе ценообразования на ресурсных рынках;
- об экономическом механизме функционировании предприятия на конкурентном и неконкурентном рынках;
- о макроэкономических рынках и макроэкономических взаимосвязях.
Содержание дисциплины