Государственное управление

Социальная структура

Высшая категория — КНЯЗЬЯ, из которой выделяются Великие князья.Князь выбирается по родовому принцыпу, исходя из старшинства. БОЯРЕ — знатныелюди, обладавшие вотчинами. Делились по происхождению на родовое боярство (впрошлом "старцы градские") и служилое боярство (верхушка княжеской дружины).Составляли примерно 1%. Средний слой населения был представлен КУПЦАМИ и ЗАЖИТОЧНЫМИГОРОЖАНАМИ в городах и МЛАДШИМИ ДРУЖИННИКАМИ. 3%. Зависимое население: ЛЮДИ — все свободное население;СМЕРДЫ —полусвободное население, живущее на землях князя и платящее подати;ЗАКУПЫ — полусвободные люди, отрабатывающие долг (купу); РЯДОВИЧИ —работающие по "ряду" — договору; ХОЛОПЫ — несвободное население, рабы.ПУЩЕННИКИ – отпущенные на свободу холопы. Как правило, холо­пами быливоеннопленные, а также бежавшие или не вернувшие долг закупы; ИЗГОИ — люди,стоящие вне общества. Изгоями становились вышедшие из общины смерды, позднее— не обучившиеся грамоте де­ти священников и дети князей, не получившие"стола" до смерти роди­теля. Церковь – отдельная структура, возглавляемая митрополитом, которыйназначался константинопольским патриархом. Решала следующие вопросы: делапротив религии; вопросы нравственности и семейных отношений. Только церковнымсудом судили священников и членов их семей, а также умалишенных и изгоев.

Государственное управление

1. Во главе государства стоял КНЯЗЬ, принадлежавший к роду Рюриковичей. Впервое столетие существования Киевской Руси земля­ми, подвластными Киеву,управляли племенные князья, избранные по родовому принципу. Впоследствии онибыли вытеснены великокня­жеской династией. Власть князя не быламонархической, т. к. ограничивалась вече.Для Руси было характерно перераспределение княжеских "столов" между всемродом Рюриковичей (лествиничная система), когда самый старший в роду правилКиевом, второй по старшинству — Новгородом и т.д. В случае смерти киевскогокнязя вся лестница поднималась на ступень вверх. Эта система очень скоростала крайне неудобной из-за невозможности установить старшинство того илииного члена рода. Это вело к непре­рывным войнам между ветвями Рюриковичей.Функции князя:— обеспечение внешней безопасности; издание законов; высший суд;глава администрации, Сборы и формирование дружины, назначение руководителянародного ополчения – тысяцкого. Во время войны командовалдружиной и ополчением.2. Князь был ничем без ДРУЖИНЫ, состоящей из профессио­нальных воинов. Сначаладружина была едина и кормилась при дворе князя, в последствии выделяетсястаршая дружина, в которую входят воины, получившие земельные владения, —бояре, и младшая дружина, состоящая из гридней. Дружина выполняла не тольковоенные, но и административно-судебные функции. Старшие дружинники состовлялипостоянный совет при князе. На войну они выступали со своим войском. Младшиедружинники – отроки – полусвободные, зависимые от князя, заслужбу получали вознаграждение деньгами.3. Наследием первобытно-общинного строя было вече, регулярнособиравшееся в Новгороде и, в исключительных случаях, в других го­родах. Решаловопросы княжения, войны и мира, созыва народного ополчения. Никакой закон неограничивал компетенции вече. Оно решало вопросы княжения - призвания илиизгнания, вопрос о войне и мире,право на сбор народного ополчения в военныйпоход.Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани называлсяполюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начи­нал объезд подвластных емутерриторий. Собирая дань, он осу­ществлял при этом судебные функции.В городах находились царские чиновники, которые переписывали людей «в число»для обложения данью – ЧИСЛЕННИКИ.Т.к. Русь находилась в вассальной зависимости от монголо-татар, русскиекнязья должны были ездить в Орду для получения ЯРЛЫКА – ханской грамоты навладение любым княжеством. Князья давали подарки за ярлык. При возведении накняжеский престол обязательно было присутствие ордынского посла. 3. Особенности государственной организации в русских княжествах (12-13вв). Владимиро-Суздальское княжество. На страницах летописи все чаще начинает фигурировать город Владимир. Еслипрежде Ростову приходилось соперничать с Суздалем, то теперь на передний планвыдвигается город, заложенный еще Владимиром Мономахом. Здесь возникаеткняжение, что свидетельствует о достаточно высокой степени организациивладимирской общины. Но до открытой борьбы дело пока не дошло.Теперь жители Северо-Восточной Руси сами избирают себе князя. Этот фактсвидетельствует о росте силы и влияния городских общин. Ростовцы и суздальцыизбрали на княжение сына Юрия Долглрукого – Андрея. И сам Андрей ЮрьевичБоголюбский ведет себя уже иначе. Он не стемиться в Киев, а сосредоточиваетсяна местных интересах., распространяя дани и укрепляя границы.После смерти Андрея вопрос о княжении стал яблоком раздора между Ростовом иСуздалем с одной стороны, и Владимиром – с другой. Владимирцы посадили настоле в своем городе Всеволда, который за многочисленность своего семействаполучил прозвище Большое гнездо, а их противники – другого князя. Ростовцы вборьбе потерпели поражение и были вынуждены повиноваться владимирской общинеи ее князю.В новых городах и землях слабые вечевые традиции и слабое боярство, чтообусловило сильную политическую власть.Становление городов-государств в С-В Руси происходило в ожесточенной борьбене только с Киевом, значение которого со временем падает, но и сусиливавшимися соседями, особенно, Новгородом. Галицко-волынское княжество: Позже обособилась Галицкая земля. Сам город появляется на страницах летописитолько в 1141г. Галицкая земля стала независимой от Киева при ВладимиреВолодаревиче (1141-1152гг). Особого могущества земля достигла во времяправления Ярослава Владимировича Осмомысла (1152-1187гг). Это могуществонепосредственно зависило от силы городской общины. В ней постоянно шлаборьба, но это не было противостояние бояр и остальной общины, а партийвнутри общины. В ходе борьбы из соседней Владимирской земли был приглашенРоман Мстиславович. Княжение Романа в Галиче нельзя воспринимать как слияниедвух волостей – это было в известном смысле успехом владимирцев всоперничестве с галичанами.В первой половине 12в Галицкая и Волынская земли распадались насамостоятельные города-государства. В Ю-З Руси заметное влияние на статусбояр оказывал внешний фактор: активное участие Польши и Венгрии во внутреннейполитической жизни Владимирской и Галицкой волостей. Но полнота власти быласосредоточена не в руках бояр или князей, а у городских общин в целом.Здесь рано сложилось могущественное боярство, оспаривавшее власть князей. Новгородские земли:Один из древнейших и крупнейших городов Руси Новгород, на протяжении 11в сталцентром объединения большой территории, сформировал вокруг себя волость ивыдвинулся в ряд самых могущественных городов-государств Др. Руси.Особенно важными для формирования новгородского города-государства былисобытия 1132-1136гг – изгнание князя Всеволда. Движение новгородцев ижителей пригородов в 30-е годы 12в ликвидировало последние остатки властиКиева над Новгородом. Утратив полностью качества киевского наместника,новгородский князь стал всецело республиканским органом власти.Развитие Новгорода во второй половине 12в – начале 13в характеризуетсядальнейшей демократизацией всей социально-политической системы. Изгнание ипризвание князей становится теперь обычным делом. Известно, что в Новгороде12-13вв князья менялись 68 раз, зачастую чаще чем времена года. Говоря осмене князей, нужно иметь в виду, что князь был необходимым элементомсоциально-политической структуры. Суверенность городской общиныраспространялась и на власть посадника. Посадники менялись не менее часто чемкнязья. Со временем право общины на избрание и изгнание распространяется и нацерковную власть. Причем социально-политическая активность общины облекаласьв вечевые формы.Рост значения и влияния новгородской волости во второй половине12в –начале13в происходил на ярком внешнеполитическом фоне. Главным противникомстановится Владимиро-Суздальское княжество. Пик борьбы с ним – Липецкая битва1216г. Победив воинство Северо-Восточной Руси, новгородцы даже посадили накняжение во Владимире своего ставленника. Но здесь, как и в других городах-государствах, шли процессы, которые подтачивали волость изнутри. ПригородыНовгорода начинают стягивать определенную территорию, образуются волости,которые стремяться к самостоятельности. Внешне это выразилось в появленииместных княжеств. Псков и Новый Торг становятся центрами новых быстроформирующихся городов-государств. 4.Политический и социальный строй Московского государства (14 - нач. 16вв). В результате объединения С-В русских земель образовалось единое русскоегосударство, которое с конца 15 века стало называться Россией.Становление Русского государства приводит к изменениям в социально-экономическойструктуре общества. Центральную власть в стране осуществлял ВеликийКнязь. Так называли всех с ИванаIII – Государь всея Руси. Внешниеатрибуты – шапка Мономаха, скипитр и держава. Князья стали решать вопросы опрестолонаследии. Князь теперь стал держать себя высокомерно и требовать к себезнаков почтения.В компетенцию Великого Князя входило издание распоряжений законодательногохарактера, право назначения на высшие государственные должности, ведениевеликокняжеского суда - высшей судебной инстанции. Великим Княземвозглавлялись наиболее значительные военные походы.Во всех государственных делах великий князь координировал свои предложения смнением Боярской думы – совещательным органом, ставшим теперьпостоянным. В конце XV в. дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих (5-12бояр и около 12 окольничьих). Боярство было представлено людьми из старыхмосковских боярских фамилий и удельными князьями. В среде этих бояр в XV в.сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью(это определить было невозможно), а службами предков. Во второй половине XV в.начинает складываться исполнительная власть.К общегосударственным ведомствам относились: Дворец и Казна. Дворец ведал церковными землями Князя, тяжбами о земле и судил населениеуездов. Казна являлась по сути гос. канцелярией, т. к. кроме денег идрагоценностей здесь хранились гос. архив и гос. печать. Казна ведала вопросамивнешней политики. Из Казны выделелись приказы. Страна была разделена на уезды. Их размеры были различны. Власть в уезде была унаместника. Уезды делились на станы и волости, а власть вволости была у волостеля. У центральных органов власти не было дублирующих органов на местах. СуровостьВеликокняжеской власти сочеталась со слабостью центральных органовуправления.В начале 16в в стране была установлена самодержавная монархия, в которой всявласть принадлежала князю. Социальный строй. Высшее сословие представлено князьями, боярами, богатыми купцами, поддворскими (позднее дворяне).Далее шли ремесленники, городское население и купцы.Представителями низшего сословия были холопы и крестьяне. Крестьяне в своюочередь делились на крестьян на частных землях (земли монастырейи бояр) и черносошных (на землях князя). До 15в крестьяне моглисвободно переходить от помещика к помещику. Крестьяне старались закрепиться завладельцем большого участка земли. Они должны были платить оброк и исполнялиопределенные работы (изделия).В 1497г был издан первый Судебник, который установил единыйсрок для перехода крестьян (2 недели в конце ноября); была введена плата дляуходящего крестьянина; крестьянские серебрянники (должники) должны были сначаларасплатиться с долгами, иначе переход запрещен. Черносошные крестьяне непринадлежали частным лицам, а зависили от государства в целом или от князя. Онибыли занесены в великокняжеские податные списки. Имели участки земли в своераспоряжение. Могли их продавать, закладывать, дарить, менять и передавать понаследству.Каждый двор вел свое хозяйство. Несколько дворов образовывали артель, а несколько артелей – волость, а каждая волость составлялаотдельный мир. Функции мира: выбирали старосту (сотского) и его заместителя (товарища);заведовал своими угодьями (лес, рыбные промыслы); сдавал землю в аренду;разбирал мелкие споры и отношения между крестьянами (крупные преступленияразбирал князь); строил церкви, подыскивал священика; оплачивал подати князю(при оплате подати существовал принцип круговой поруки).Холопы – попавшие в зависимость к князю за долги и пленники – делились на двекатегории: пашенные (которые получили от князя земельный надел и должныотработать его) и кабальные (люди, проданные за долги, отрабатывали долг досмерти хозяина). Церковь являлась господствующей в жизни народа, она являласькрупной влиятельной политической силой. Поддерживала власть государя. Всередине 14в возникло течение в духовенстве, направленное на улучшениецерковных нравов, главой которого стал Сергий Раденежский. Он стал инициатороммонастырского пустыножительства. 5. Московское государство в 16в: реформы и опричнина. В 1547г Иван IV венчается на царство. В этом же году венчается на АнастасииРомановой. После этого Романовы остались при дворе.Целью ИванаIV было проведение реформ на пути централизации. Для проведенияреформ была создана Ближняя Дума. Действовала она с 1547 – 1560гг подруководством Адашева.Была создана система приказов (учреждения, которые ведали отраслями гос.управления или отдельными регионами страны) ~ 20 приказов: челобитный,посольский, стрелецкий, оружейный и др. приказы.С 1556г отменена система кормлений. В деревнях в качестве руководителей были Губные старосты, а в городах – Излюбленные головы. Выбирались они из дворян, непригодных к военной службе (старость). Они должныбыли выполнять свои функции на общественных началах. Из-за этого они частосбегали.Было ограничено местничество. До 18 лет молодых аристократов нельзя назначатьна руководящие должности, и нельзя занимать более одной должности.В 1555-1556гг вышло уложение о службе. Служилые люди делились на служилых поотечеству (дворяне) и служилых по прибору (стрельцы). Дворяне начинали службус 15 лет.В 1550 новый судебник (царский). Он подтверждал переход крестьянв Юрьев день, но за более высокою плату.Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Установлена единаяединица взымания налогов – Большая соха. Впервые введено наказание завзяточничество.В 1549г в феврале был создан Земский собор. Он ведал вопросамивнешней политики, финансов и назначал на царствование. В состав Земского соборавходили члены боярской думы, государева двора, выборные правителем дворяне иверхушка посада. Земский собор существовал до 17в. Такая власть называлась сословно-представительной монархией (16-17вв).В 1551г был собран стоглавый собор, который провел реформыцерковного управления: составлен общерусский список святых, унифицированыобряды в стране. За монастырями оставили землю, но новую землю они моглипокупать только с разрешения государя. Были приняты меры по искоренениюбезнравственности в духовенстве. Избранная рада проводила структурные реформы, темп которых неустраивал царя. Однако, слишком торопливыми структурные преобразования быть немогут. В России 16в, где еще не сложились предпосылки для централизации,ускоренное движение к ней могло быть только через террор. Таким образом, ИванIVпришел к опричнине. Опричнина (1565 – 1572гг) – это форсированная централизация бездостаточных экономических и социальных предпосылок. Вся страна поделена на земщину и опричнину. Опричнина стала личным уделом царя (уезды сразвитым землевладением, уезды по границам, черносошные земли в Поморье, частьМосквы). Из опричнины в земщину выселялись неугодные бояре, а на их землиселились угодные.Созданы свои органы управления, и создавалось войско опричников – личных слуггосударя, которые пользовались безнаказанностью.В землях земщины начался террор, разгром оппозиции, городов, которыепротивостояли Москве (Новгород).Опричниной были ликвидированы Боярские рады, которые выступали против властигосударя.Осенью 1572г опричнину отменили. После этого начались казни видныхопричников. В результате опричнины централизация продвинулась вперед, но втаких формах, которые нельзя назвать прогрессивными. 6.Московское государство в начале 17 века: организация государственной властив период смуты. Смутное время (1598-1613) в истории Отечества характеризу­ется слабостьюгосударственной власти и неподчинением окра­ин центру, самозванством,гражданской войной и интервенцией, "великой разрухой Московского государства"ПРИЧИНЫ: 1. Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие передпроизволом царской власти.(произвол царской власти).2.Стремление различных слоёв общества улучшить свое сословное положение(крепостные крестьяне - отмены крепостного права, дворяне - продвижения послужбе за личные качества, а не за знатность рода и т.д.)3. Представление народа, что власть в стране должна принадлежать только"природному царю" (динас­тия Рюриковичей), а не выборному, - что было почвой,питавшей самозванство.Условия, способствовавшие развитию Смуты* борьба боярства за ограничение власти царя* падение нравственности (по мнению современников)* боярские опалы, неурожаи, голод и мор в период правления царя БорисаГодунова (1598-1605)* активность казачества* вмешательство Польши и католической церкви во внутренние дела России Краткий хронограф Смутного времени 1598 - Пресечение династии Калиты. Начало правления Бориса Годунова.1601 -1603 - Неурожаи и массовый голод в России. Нарастание со­циальнойнапряженности в России.1605 - Смерть царя Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия I. 1606-1610 -Царствование Василия Шуйского. 1606-1607 - Крестьянское восстание подруководством И.Болотни­кова. 1607 - Начало военных действий Лжедмитрия II.1609 - Втягивание в гражданскую войну Швеции и Польши. Начало польскойинтервенции.1610-1613-Свержение Василия Шуйского, "Семибоярщина" до 1613г..1611-1612- Первое и второе ополчения, освобождавшие Москву от польскихинтервентов.(Минин и Пожарский).1613 - Установление династии Романовых земским собором. Последствия смуты. 1. Временное усиление роли сословно-представительных ор­ганов власти:Боярской думы и Земского собора (за царст­вование Михаила Романова (1613-1645) известно 10 созывов Земского собора)2. Экономическая разруха и обнищание народа3. Ухудшение международного положения государства и потеря ряда территорий загоды Смуты (Смоленские и Северные земли отошли к Польше, побережьеБалтийского моря - Швеции)
 
4. Воцарение новой династии Ро­мановых (1613-1917)Расстройство местничества ослабило старую аристокра­тию (боярство) и усилилопозиции служилого дворян­ства 7. Государственная власть Московского царства в середине 17 века.Выбор путей развития. Во второй половине XVII века политический строй России эволюционирует отсословно-представительной монархии к абсолютной монархии.Усиление власти царя1. Ослабление и упразднение сословно-представительных органов власти,ограничивавших власть царя (1653 -Последний Земский собор).2. Изменение социального состава Боярской думы - вве­дение в нее дворянства идумных дьяков (до 30%), само­забвенно преданных царю.3. 1682 - Отмена местничества, как факт ослабления позиций боярства.4. Рост приказной бюрократии - новый опоры царской власти. Основные проблемы политического развития России в конце XVII в. 1.Громозкость и дезорганизованность приказной системы управления страной.2. Отсутствие единства местного управления (попытка в конце XVII в. привестиего к единству введением института воеводства.3.Падение боеспособности армии: необходимость военной реформы.Во второй половине XVII в. в России развивается тенденция пе­рехода отсословно-представительной монархии к самодержавию. В стране усиливаетсявласть царя. Это выразилось и в появлении слова "самодержец" в царскойтитулатуре, и в изменении социального соста­ва Боярской думы в сторонуусиления там представительства дворянства. В 1678 — 1679 гг. в Думе было 42боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Характерно, что вчисло думных дьяков стали входить и выходцы из "торговых людей", т.е. купцов.3 1682 г. было отменено местничество (принцип занятия государственнойдолжности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков).Для усиления власти царя, централизации и преодоления раздробленности вуправлении в 1654 г. был образован Приказ великого государя тайных дел, введение которого был передан из Бояр­ской думы ряд важных государственныхдел.Тенденция к установлению самодержавной власти царя прояви­лась и в победеАлексея Михайловича над патриархом Никоном, стре­мившемся активно вмешиватьсяв управление государственными дела­ми. Тенденция к усилению самодержавнойвласти проявилась и в ряде других мероприятий. Начиная с 1653 г., практическипрекратился со­зыв Земских соборов. Проводилось слияние и реорганизацияприказов, подчинение их одному лицу. Так, например, тесть царяИ.Д.Милославский руководил работой пяти приказов, а Посольскому приказу былиподчинены 9 приказов, ведавших присоединенными тер­риториями.Правительство пыталось реорганизовать и управление на местах. Россия делиласьна 250 уездов, во главе которых стояли воеводы. Во второй половине XVII в.некоторые уезды стали объединять под влас­тью одного воеводы в так называемыеразряды: Рязанский, Украин­ский, Новгородский и т.д. С 1613 г. 33 городаРоссии получили воевод­ское управление. В руках воевод, назначаемыхправительством, была сосредоточена административная, судебная и военнаявласть, надзор за сбором налогов и податей. В XVI в. остро встал вопрос ореформиро­вании вооруженных сил России. Падала боеспособность стрелецкоговойска. Стрельцы по многу лет не получали от государства денежного жалованья.Источником жизни для них и их семей были занятия торго­вой и ремесленнойдеятельностью, которые им были разрешены еще в XVI в. Военная службаотвлекала стрельцов от своих занятий. Кроме того, стрельцы платилигосударственные налоги со своих торгов и промыслов, что сближало их поинтересам с посадским населением го­родов.Командиры полков часто использовали стрельцов для работы в своих хозяйствах.Все это делало для стрельцов военную службу обре­менительным занятием.Дворянское ополчение несло службу на тех же началах, что и в XVI в. Но если вXVI и первой половине XVII в. воен­ная служба все-таки была стимулом длядворянства, то к концу XVII в. она стала для большинства весьмаобременительной. Они всячески уклонялись от службы. Кроме того, дворяне былиплохо обучены веде­нию военных действий. Уже в первой половине века в свя­зис этим началось формирование полков нового строя — рейтарских и драгунских.Они формировались на основе принудительного набора "даточных людей", когда от100 дворов на пожизненную службу в этих полках брали одного человека. К концуXVII в. полки нового строя стали играть значительную роль в вооруженных силахРоссии. 8. Реформы государственного аппарата в 1 четверти 18 века. Причины реформ: 1. Социально-экономическое, политическое и культурноеотставание России от Западной Европы. 2. Ослабление международного положенияРоссии. Угроза потери независимости. Особенности преобразований в России. 1. Проводились по европейскомуобразцу (Швеция). 2.Охватили все сферы деятельности и жизни общества. 3.Проходили на базе государственной системы крепостного права.4. Отсутствиесистемы в проведении реформ. 5. Жесткий курс и быстрый темп реформ. 6.Зависимость внутренней политики от внешней.Петровские преобразования были направлены на европеизацию внутренней жизнироссийского общества и модернизацию социально-экономического игосударственного строя России.22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменившийБоярскую Думу (боярство постепенно вымерло). Сенат, состоявший из 9 членов,был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательнаявласть принадлежала царю. Этот орган власти разрастался, и к концуцарствования Петр перешел к иным формам контроля над этим органом. Вместодежурных штаб-офицеров гвардии он назначил при Сенате высшего чиновника -генерал-прокурора. С 1714 г. возник еще особый институт фискалов, которыедолжны были бороться с злоупотреблениями чиновников. Фискалы подчинялисьтолько особому лицу, находившемуся при Сенате генерал-обер-фискалу. Дляконтроля за самим Сенатом в 1715 г. был назначен специальный генерал-ревизор.В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии.Было учреждено всего 11 коллегий: 1) Коллегия "чужестранных дел"; 2) Коллегиявоенных дел; 3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам); 4) Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов); 5) Штатс-коллегия(ведавшая государственными расходами); 6)Ревизион-коллегия; 7) Берг-коллсгия(ведавшая горной промышленностью): 8) Мануфактур-коллегия (ведавшая всейостальной промышленностью); 9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей).Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала деламиПоместного приказа, и Юстиц-коллегия. Во главе каждой коллегии стоялпрезидент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников иасессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессороми архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, котораяназывалась "Кабинетом".Произошли изменения в сословиях. Служилые по отечеству распались на дворян (высшее сословие) и однодворцев. Служилые поприбору распались на государственных крестьян и гарнизонные войска (каждый город должен иметь свой гарнизон). Позже однодворцы вошли в составгосударственных крестьян."Табель о рангах" вводила в обиход 14 рангов. Все чины первых восьми ранговдавали права потомственного дворянства. Вместо "породы" и "знатности" основнымиусловиями прохождения служебной лестницы сделались пригодность к службе иличные способности. Дворяне отнюдь не всегда были довольны этими мероприятиямиправительства. Им не нравились ежегодные смотры, отправка за границу дляизучения разного рода наук. Но объективно все эти меры служили усилениюдворянского сословия, хотя и способствовали своего рода "закрепощению" его.Были проведены меры и в интересах купечества, городских жителей. В 1720 г. былучрежден Главный магистрат. Изданный в 1721 г. регламент Главного магистратаразделил всех жителей города на "регулярных " и "нерегулярных " граждан. Первые, в свою очередь, делились на две гильдии:в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры: вторая состояла измелких торговцев и ремесленников. Все же остальное население получило название- "подлые люди".Проведена реформа крестьянского сословия. Оно распалось на государственныхкрестьян (однодворцы, часть служилых по прибору, черносошные крестьяне) икрепостное (холопы, дворовые – работали при дворе, крепостные рабочие – примануфактуре, крестьяне – на земле).В 1724г проведена перепись населения и была введена подушная повинность.После переписи была введена паспортная система.Ломке было подвергнуто и все областное управление. В 1708 г. вся страна быларазделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую,Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее былиобразованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, аСмоленская была расформирована. Во главе губернии стоял губернатор с весьмаширокими полномочиями. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. быласделана попытка создать при губернаторе "консилиум"(совет) из местных дворян.В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основнойадминистративной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся взависимости от губернатора.Создание собственной промышленности государство сочетало с организациейсобственной торговли, а для захвата торговли применялся такой примитивный, нодейственный способ, кяк введение монополий на заготовку и сбыт определенныхтоваров как внутри ее, так и вне их. Первой была введена монополия на соль,но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу. 9. Государственная власть в период дворцовых переворотов середины 18 века. 28 января 1725 г. скончался Петр I. В 1722 г. в связи с делом царевичаАлексея и ранней смертью сыновей Петра от брака с Екатериной он издал указ,по которому престол должен был наследовать человек, указанный в завещанииимператора. Петр такого завещания не оставил. С этого момента престолстановится объектом борьбы различных придворных группировок, в которойогромную роль играла гвардия. История России с 1725 по 1762 г. ознаменованарядом дворцовых переворотов. Они совершались с необыкновенной легкостью, таккак не меняли природы самодержавия. Речь шла о переходе власти от однойдворянской группировки к другой. Борьба за власть не меняла основуорганизации политической жизни общества. Так, в царствование Екатерины I(1725 — 1727 гг.) и первые месяцы царствования Петра II (1727 — 1730 гг.) воглаве государственного управления фактически был Меньшиков. С конца 1727 пофевраль 1730 г. власть удерживали представители вельможной аристократии,стоявшие во главе Верховного Тайного совета, заменившего Сенат (Голицын,Долгоруковы).Правление Анны Иоановны (1730 — 1740 гг.) и Иоана Антоновича (1740 — 1741гг.), правившего при регентстве его матери Анны Леопольдовны, характернызасилием всякого рода иностранных аван­тюристов. Например, правление Анныназывают бироновщиной, по имени герцога Бирона, бывшего при ней фактическимправителем России. Восшествие на престол в ноябре 1741 г. Елизаветы Петровныпривело к перевесу при дворе русских дворян. Среди них наиболее видную рольиграли фавориты императрицы Разумовские, Шуваловы. Наследником Елизаветы сталее племянник, сын герцога Голштинского Петр III Федорович (1761 — 1762 гг.).Он был внуком Петра I и Карла XII. Петр III с первых дней начал проводитьполитику, чуждую русскому дворянству. Это грозило новой бироновщиной. Поэтомув июне 1762 г. гвардия совершила очередной переворот и возвела на престолжену Петра III — Екатерину II.В условиях частых дворцовых переворотов и смен лиц, стоявших во главегосударственного правления, конечно, не могло идти речи о продолжении крупныхреформ, осуществленных в царствование Петра I (такие реформы будут проведенытолько Екатериной II). Правительства, сменявшие друг друга, ограничивали своюдеятельность решением текущих вопросов. Ведущее место в политике занялоосуществление ряда мер, направленных на расширение прав и привилегийдворянства. Главный магистрат уничтожается, а губернские и городовыемагистраты подчиняются воеводам. Облегчается служба дворян, им разрешаетсязаводить мануфактуры. 10. Реформы государственного управления во второй половине 18 века. После смерти Петра Первого в стране были созданы органы, ограничивающиевласть государя.С 1725 – 1730 – верховный тайный совет;С 1730 – 1740 – кабинет министров;С 1740 – 1762 – конференция при высочайшем дворе.Во второй половине 18 века проведена областная реформа – 1775г. Суть –губернии составлялись, исходя из численности податного населения. В губернии300 – 400 тыс жителей, для уезда – 20 – 30 тыс. Многие села и слободы былипревращены в уездные города.Порядок управления губернией и городом:Во главе стоял губернатор, создавалась казенная палата, которой руководилвице-губернатор (вопросы финансов и промышленности).Создавался гражданский и уголовный суд, который осуществлял надзор за низшимисудами губернии. Был создан верхнеземский суд для дворян, губернскиймагистрат – для горожан; верхняя расправа – суд над государственнымикрестьянами. Совестный суд – суд над малолетними и умалишенными. Созданприказ общественного презрения, он управлял школами, больницами, тюрьмами.Постепенно все коллегии закрылись и были заменены губернским правлением.Городское население делилось на именитых граждан (банкиры, гор. интеллегенция– они освобождались от телесных наказаний) и мещан (ремесленники, городскиестарожилы и домовладельцы).В городах была создана шестигласная Дума как постоянныйисполнительный орган; она состояла из городской главы и шестигласных. Ониведали текущим управлением города.Была создана общая городская Дума. Она избирала членов шестигласной Думы. Губернские магистраты выполняли судебную и административную функции.11.Система государственной власти в 1 четверти 19 века.В начале 19 века была предпринята реформа высшего управления. В 1801г былобразован непременный совет (постоянный) в качестве совещательного органа приимператоре. Состав совета назначался самим императором из числа высшихчиновников. Сенат был восстановлен в правах высшего судебно-административногооргана с титулом «правительствующий». В свои руки он получил высшуюадминистративную, судебную и исполнительную власть. Сенат был разделен на 9департаментов. Святейший сенод управлялся обер-прокурором, который выбиралсяиз числа гражданских лиц; его назначал император. Высшее духовенствовызывалось, а не собиралось на заседания сенода. Это означало полноеподчинение духовной власти светской.С 1802 – 1811гг была проведена министерская реформа. Ее целью было сделатьминистерство высшим органом исполнительной власти. Было создано 8министерств: военное, морское, иностранных дел, коммерции, юстиции,внутренних дел, просвещения и финансов. Вскоре – министерство императорскогодвора и уделов. Каждое министерство получило единообразное устройство. Воглаве был министр и его товарищ (заместитель). Министерство делилось надепартаменты во главе с директором департамента. Департамент делился наотделения во главе с начальником отдела. Отделения делились на столы воглаве со столоначальником.В основе деятельности министерств лежал принцип единоначалия и и строгоеподчинение низшего высшему. Министр назначался императором и был ответственентолько перед ним. Министерство входило в состав сената. В январе 1810 годабыл создан государственный совет. Он стал связующим звеном междузаконодательной, судебной, исполнительной властью и монархом.Государственный совет состоял из общего собрания 4 департаментов: законов,военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии. 12. Укрепление государственного аппарата во 2-ой четверти 19в. Во 2-ой четверти 19 века с 25 – 55гг правит Николай I. За время его правлениявозрастает роль собственного Его Императорского Величества. 1. Канцелярия делится на следующие отделения:1-ое отделение готовило бумаги для императора и рассматривало почту на егоимя, следило за исполнением по ним распоряжений Императора. Существовало с1812г.2-ое отделение занималось кодификацией законов (объединением законов).Существовало с 1826г.3-е - высшая полиция. Она следила за политическим настроем в обществе.Страна была поделена на 8 округов во главе с жандармами. Существовало с1826г.4-ое – управляло учебными, воспитательными, благотворительными учреждениями(Ведомство Императрицы Марии). Существовало с 1826г.5-ое – Временное отделение – занималось реформированием деревни. Существовалос 1835г.6-ое – Временное – управляло территорией Закавказья. Существовало с 1843г. 2. Укрепление сословий.В 1832г был издан указ об ограничении проникновения с среду дворянствабуржуазных элементов. Для них была создана новая сословная категория почетныхграждан двух степеней:- потомственные почетные граждане 1 степени (детидворян, дети церковнослужителей, получивших образование, крупныепредприниматели, купцы 1 гильдии, ученые и художники)- личные почетные граждане 2-ой степени (низшиечиновники, лица, окончившие вузы, дети церковников без образования).Зарождающаяся буржуазия или предприниматели были поставлены в сословные рамки.1845г – указ, который ограничивал приобретение дворянства через выслугу. 13. Реформы 60-70-х годов 19 века. Развитие системы местногосамоуправления. 1) Земская реформа январь 1864 года Земства учереждались как волостные органы местного самоуправления в уездах игуберниях. Избирательная система земств строилась по принципу имущественногоценза – по куриям. Существовало три курии:1.Земледельческая (все землевладельцы уезда, владевшие землей от 200 до 800десятин или недвижимой собственностью).2.Городская (входили собственники городских промышленностей и торговыхзаведений с оборотом не ниже 6 000 рублей в год).3.Сельские крестьянские общества. Здесь выборы – многоступенчатые. Обществавыбирают представителей на волостных сходах, а они – выборщиков для участия вуездном съезде.Выбранные в земства назывались гласные. Земские органы делились нараспорядительные и исполнительные. Распорядительные органы – собраниягласных, они заседали раз в год.Исполнительные – земские управы, они состояли из председателя и несколькихчленов управления. Выборы в земства проводились раз в три года.В ведомство земств входило местное хозяйство, распределение государственныхподатей, назначение местных сборов, устройство благотворительных учреждений,здравоохранение и народное образование. Ограничения в деятельности земств. 1.Не было создано центрального органа земского управления.2.В земствах запрещалось обсуждать вопросы, не относящиеся к их компетенции.Ограничивалась публичная деятельность земств: земские журналы и докладыпроходили через цензуру.3.Не дозволялось общаться между собой различным корпорациям земских губерний.2) Июль 1870 года – городская реформа. В городах создавались волостные органы общественного управления, избираемыена основе имущественного ценза. Избирателями становились купцы, промышленникиданного города, владельцы недвижимости.Избиратели делились на три курии:1.Крупные налогоплательщики;2. Средние;3.Мелкие.Все курии избирали равное число гласных в думу. Распорядительным органомстала городская дума, а исполнительным – городская управа подпредседательством городского головы.В компетенции:1.Благоустройство города2.Развитие торговли, промышленности, здравоохранения, народного образования иустановления местных налогов.Городской голова совмещал правительство в думе и управе. Но правительствоимело право не утверждать избираемых городских голов.Срок выборных полномочий – 4 года.За деятельностью дум и управ наблюдала губернская по городским деламприсутствия, во главе с губернатором.После этой реформы города стали превращаться из административных центров вцентры народно-хозяйственной деятельности.3) Финансовые реформы Стали публиковать государственный бюджет и отчеты государственного контроля.С 1862 года вводится единый распорядитель финансов – министерство финансов.Вводится независимый ревизионный орган – государственный контроль, а наместах контрольные палаты.В 1860 году создан государственный банк, а банки на местах как кредитныеучреждения.Отменены откупа и введена свободная продажа алкоголя, табака, сахара и соли,с обложением их акцизным сбором. Последствия реформ. К управлению страной, хотя бы на местах была допущена оставшаяся частьобщества, а не только дворяне. Не было создано органа управления дляпривлечения общества к высшему руководству. 14. Организация государственной власти в конце 19 – начале20 веков. Государственная Дума. После убийства АлександраIIпервого марта 1881 года произошло некоторое ужесточение режима в отношение органов городского и земскогоуправления. В июне 1889 года был издан закон о земских участковых начальниках, онизаменили мировых посредников. Июнь 1890 года – вышло положение о губернских, уездных учереждениях:1-я курия становилась только дворянской;2-я – повышался избирательный ценз;3-я (крестьянская) – лишалась самостоятельного представительства, гласных отнее учреждал губернатор. Июнь 1892 года – новое городское положение. Поднимается избирательныйценз для участия в городских выборах. Городское управление перестало бытьсамостоятельным и было подчинено губернской администрации. Ограничивалисьзаседания городской думы.В 1905 году в стране происходили массовые беспорядки. На пике февраля 1905гбыл издан царский магистрат, который вводил в стране законосовещательныйорган, каким стала Государственная Дума.Права Думы:§ Она была подотчетна государственному совету (верхней палате);§ Дума имела право законодательной инициативы, но Император оставлял засобой право Вета;§ Дума решала вопрос о финансах.Выборы в Думу проходили по 4 куриям и были основаны на имущественном цензе:§ Крестьянская курия (волость, уезд, губерния, Дума);§ Рабочая курия – 3 ступени (уезд, губерния, Дума); могли выбираться толькоте рабочие, которые были квартиросъемщиками;§ Городская курия (Губерния, Дума);§ Земледельческая курия (губерния, Дума) – в основном дворяне.Право быть избранным в Думу имели с 25 лет. Лишались избирательных правженщины, студенты, военнослужащие, кочевники.В состав Думы входило 480 человек.До 17г существовало 4 Думы. 1. Дума с 27 апр. – 9 июля 1906г. Председателем стал Муромцев. Вопросы:аграрный, кадетский проект 42-х и проект 104 (проект трудовиков, крестьянскаяфракция).Они предлагали:- создать в стране государственный земельный фонд;- не отчуждать в фонд земли у образцовых имений и помещичьих хозяйств;- за отчуждение земли предлагалось платить.Проект 104 (примерно тоже самое) предлагал собрать всю землю инационализировать. За отчуждение земли предлагал не платить. 2. Гос Дума – 20 февр – 3 июня 1907г. Председатель Думы – Головин. Активно проводилась тактика блоков. Левый блок –трудовики, социал-демократы, социал-революционеры, народные социалисты).Правый блок – кадеты и октябристы.Дума занималась вопросами:- аграрный (трудовики и кадеты повторили свои проекты от 1-ой Думы)- о помощи голодающим;- о помощи безработным;- о преследовании профсоюзов.В начале июня 55 депутатов социал-демократов были привлечены к суду пообвинению в подготовке военного заговора. 3 июня вышел манифест о роспускеДумы и об изменении системы выборов в нее. Власть, которая потомустановилась, называлась 3-е-июньской.Для нее характерно:1. Гос. Дума сохранилась и имела право утверждения бюджета и депутатскогозапроса.2. Министры отчитывались перед Думой.3. Сохранилось урезание свободы слова.4. Существовала оппозиционная пресса.5. Ликвидирован выкуп земель.6. Введена социальные гарантии для рабочих.Эта власть просуществовала до отречения Императора от престола. Но странапродолжала оставаться Абсолютной Монархией. Император обладалзаконодательной властью (статья 27 -. любой закон). 3 Гос. Дума (в условиях 3-е-июньской монархии)1 нояб 1907 – 9 июня 1912гг. Выборы в нее проходили по новой избирательной системе:§ курия землевладельцев получила 50% мест;§ городская курия была разделена на две части на основе имущественногоценза. Крупные налогоплатильщики получили в 1,5 раза больше выборных мест,чем мелкие;§ от рабочей курии выдвигались депутаты от 6 губерний;§ сократилось представительство от национальных окраин.Большинство голосов получили октябристы, и многое зависило от них.Решаемые вопросы:§ аграрный вопрос; реформа Сталыпина – создание мелкой крестьянской единицыи разрушение общины;§ рабочий вопрос. Для его решения была создана комиссия;§ созданы конфликтные комиссии для рабочих и крестьян;§ сокращен рабочий день с 11 до 6 часов.1912г – закон о государственном страховании рабочих от несчастных случаев(только на рабочих местах).§ Национальный вопрос. Финляндский вопрос. Уравняли права русских наравне сфинами;§ Еврейский вопрос. Был принят проект об образовании еврейского государстваи переселении туда всех евреев. 4-я Государственная Дума. 15 нояб 1912 – 6 окт 1917гг.Власть была у либералов. Руководитель – Рядзянка. Они стремились создатьантиправительственный блок, но в начале войны они отказались от этого ивыдвинули лозунг «Единого царя и народа!»Цели войны:§ Полностью воссоединить русский народ (Галицию, Угорскую Русь, Буковину);§ Ликвидировать Вост. Пруссию и разделить ее между Россией и Польшей;§ Ликвидировать Австро-Венгрию и создать большое югославянское государство;§ Присоединение к России Константинополя.С 1915г Дума требовала мобилизации промышленности на войну и созданиеправительства народного доверия.В августе 1915г был создан прогрессивный блок, в который вошло большинствофракций Думы. Руководителем блока стал Милюков. Цели блока:§ Создание объединенного правительства из лиц, пользующихся доверием страны.§ Обновление состава местной администрации.§ Строгое соблюдение законности.Николай II издал в сентябре 1915г указ о прекращении работы Думы. Нопоследняя сессия Думы была только 14 февраля 1917г.27 февраля Дума собралась последний раз и до 6 октября 17г существовалаформально, после чего вышел указ о роспуске Думы. 15. Государственная власть в марте – октябре 1917г. После отлучения Государя от престола 2 марта в России фактическиустановилась республика, но провозглашена она была только 1 сентября 17г.Высшим органом власти стало Временное правительство. Во главе с марта по июль– Львов, с июля – Керехский. Временным правительством была созданачрезвычайная комиссия по расследованию должностных преступлений, совершенныхцарскими министрами и чиновниками.На местах были созданы вместо губернатора комиссариаты. Высшая должность –комиссары. Все остальные органы – от прежнего правления. Путем соглашениямежду рабочими и администрацией был введен 8-и часовой рабочий день.Вопрос о земле был передан на рассмотрение будущего учредительного собрания.На местах стали создаваться земельные комитеты.Временное правительство ликвидировало жандармерию и охранку, но новых органовсыска не было. Вместо полиции – народная милиция, которая была дилетантской идезорганизованной.Временное правительство объявило о выполнении союзного соглашения ипродолжило участие в войне на стороне Антанты.До приезда Ленина в Петроград эсеры шли на сотрудничество с Временнымправительством и не претендовали на властные функции.При помощи эсеров в воинских частях были созданы солдатские комитеты, которыестали вместе с офицерами – органами власти, что привело к подрыву основногопринципа существования армии – единоначалия и это привело ее к постепенномуразвалу. Массой фактов стал: дезертирство, отказ частей идти на фронт иучаствовать в военных действиях.К Октябрю 17г резко ухудшилась политическая и социальная ситуация в стране.Были созданы директории из 5 человек во главе с Керенским. Директориипереходила вся полнота власти.14 сентября был создан ПРЕДПАРЛАМЕНТ, в который вошли все политическиепартии. Большевики впоследствии вышли из Парламента.Из всего следует:1. В 17г не существовало условий для социалистической революции, но былисозданы все условия для взрыва, который был использован большевиками длявзятия власти.2. В 17г существовало несколько альтернатив развития:- либерально-демократический путь;- генеральско-диктаторский;- однородно-социалистический;- большевистский;- леворадикальный.Большевистский путь развития осуществился в результате экономического иполитического кризиса в стране, военного поражения на фронте, деморализацииправых и либеральных партий, замешательству меньшевиков и эсеров, энергияЛенина и Троцкого. 16. Организация новых органов власти в октябре 17г –июне 18г. 26 октября 17г – Декрет о мире. Этот декрет был адресован не правительству, амеждународному общественному мнению и свидетельствовал о желании новой властиподорвать сложившуюся мировую систему государств.26 октября 17г – Декрет о земле. Была ликвидирована частная собственность наземлю, леса и воду. Земля изъята у дворян и царского дома. Предусматриваласьпередача всей земли Советам и уравнительное право пользования землей. Накаждого крестьянина по 2 –3 десятины.2 ноября 1917г – Декларация прав народов:- провозглашено равенство и суверенитет народов бывшей Российской Империи.- Провозглашено равенство на самоопределение, вплоть до отделения.- Отмена всех национально-религиозных ограничений.Октябрь – Ноябрь 17г. Декреты, направленные на слом старой государственноймашины и создание новых органов центрального управления.- упразднение министерства, сената, синода. Высшим органом власти стал ВЦИК(Всероссийский центральный исполнительный комитет). Председателем былКаменев, позже – Свердлов.- Высшим исполнительным органом стал СНК (совет народных комиссаров) –Ленин. Было создано 15 наркоматов.- Высшим органом революционной власти стали Советы. - Вместо милиции возник орган с таким же названием, но состав ее изменился иона была подчинена Советам. 28 окт 1917г – Декрет о милиции.- Старая судебная система была ликвидирована, и на выборных началах сталидействовать народные суды, прокуратура, революционные трибуналы. Декрет от 22нояб 17г.7 дек 17г – постановление СНК об организации ВЧК (Всероссийская Чрезвычайнаякомиссия) по борьбе с контрреволюционерами и саботажем.Организована Красная армия. Красная армия первоначально формировалась из кр.гвардии и на добровольных началах.28 янв 18г – указ о создании РККА – рабоче-крестьянской красной армии.26 окт 17г – ликвидирована смертная казнь.21 июня 18г – смертная казнь была восстановлена.10 ноября 17г – декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов. Былиотменены все сословные деления и титулы. Все жители страны объявлялисьгражданами Советской республики.23 января 18г – церковь отделена от государства.11 марта 18г советское правительство переехало из Петрограда в Москву, из-заопасности захвата города антибольшевистскими силами. Декреты по экономическим вопросам. 14 ноября 17г – положение ВЦИК о рабочем контроле. Его установление связано снежеланием старой администрации идти на сотрудничество с советской властью.28 июня 18г – декрет о национализации промышленных предприятий и ж/д транспорта.2 декабря 17г – декрет ВЦИК СНК о создании ВСНХ (высший совет народногохозяйства). На него возлагалась задача по проверке экономической деятельностигосударства, централизации и руководстве всеми экономическими организациями.ВСНХ обладал большими полномочиями, мог конфисковывать, приобретать,опечатывать любое предприятие.14 декабря 17г – декрет ВЦИК о национализации банков. Все банки становилисьпод контроль единого государственного банка РСФСР. Упразднена коммерческаятайна.21 янв 18г – декрет ВЦИК онулировал государственные займы царского ивременного правительства на сумму ~ 50 млд рублей, из них 16 млд – внешнегодолга.22 апр 18г – введена монополия на внешнюю торговлю.Т.о., в условиях запаздывания революции большевики предприняли собственныешаги – утвердили компартию главную как политическую силу в стране. 17. Конституция 1918г. и создание Советского государства. 10 июля 18г –первая конституция – конституция РСФСР.По конституции законодательным органом был ВЦИК. В который входили Ленин,Свердлов, Калинин, Рыков – зам. Ленина. Исполнительным органом был СНК,который руководил наркоматами. Наркоматы занимались просвещением,образованием, здравоохранением и т.п., здесь же были РКИ (рабоче-крестьянскаяинспекция), ВЧК – (чрезвычайная комиссия) – занималась сыском. Это времяназывают Политикой военного коммунизма, т.к. она направлена на утверждение,часто насилием, социалистической системы жизни.13 мая 18г – провозглашена продовольственная диктатура. Проводиласьпродотрядами и комбедами. Тотальное уничтожение частной собственности.Господство коллективного земледелия. Ввели безрыночную системухозяйствования, путем ликвидации товарно-денежных отношений. Этот периодназывают периодом чрезвычайщины.Следующим периодом стал период продразверстки. Был установлен конкретный планпо изыманию продуктов.С 15 апр 19г – исправительно-трудовые лагеря. Создавались концлагеря дляучастников борьбы против советской власти. По директиве казачество подлежаловсеобщей ликвидации.Третий этап – милитаризация труда. С его помощью восстанавливалось народноехозяйство. 18. Конституция 1924г. Государственная власть 1924 – 1936гг. 31 января 1924г – первая Конституция СССР.По этой конституции следующее государственное устройство:ВЦИК – главный законодательный орган, который делился на 2 палаты. 1-ая –совет Союза 371 депутат (от каждой республики). 2-ая палата – советнациональностей 131 депутат (по 5 депутатов от каждой республики, и по 1депутату от каждой автономной).Постоянным органом стал Президиум – председатель Калинин. СНК –исполнительный орган. Председатель – Рыков. Ему подчинялись наркоматы.Высшим органом стал Всесоюзный Съезд Советов. Ему подчинялся ЦИК (центральныйисполнительный орган). ЦИКу подчинялись союзный совет и советнациональностей. А так же Верховный суд, которому в свою очередь подчинялсяпрокурор, а тому – ОГПУ.На постоянной основе работал Президиум ЦИК. Ему подчинялся СНК.СНК работал под руководством РВСР (революционный военный совет республики).СНК руководил постоянной комиссией СНК и наркоматами, которые делились на 3категории:- общесоюзные наркоматы (иностранных дел, обороны,внешней торговли, путей сообщения, связи).- Союзно-республиканские наркоматы. Ихпредставительства были и в республиках (ВСНХ, продовольствия, труда, финансови РКИ)- Республиканские наркоматы (внутренних дел,сельского хозяйства, юстиции, просвещения, здравоохранения).Постоянная комиссия состояла из: Главлита (цензура), СТО (совет труда иобороны), Госплана, Главного концессионного комитета, ЦСУ (центральноестатистическое управление).Избирательная система была многоступенчатой с разным представительствомрабочих и крестьян. 19. Конституция 1936г. Организация государственных органов в 1936 – 1940гг. Причины тоталитаризма – самодержавие, при отсутствии каких-либодемократических институтов власти. Именно поэтому народ был готов кединоличному правлению и был спокоен. А также:- вековая традиция единодержавия;- желание совершить большой скачок в светлое будущее при неразвитостиполитических и экономических институтов. Это привело к использованиюисключительно силовых методов для достижения цели;- за социалистический строй сталинского курса выступала наиболееотсталая в культурном плане часть общества (новые рабочие – выходцы издеревни). Партийное руководство формировалось из этих слоев населения. Из-занизкого уровня образования они приняли сталинскую схему.- партийное советское руководство формировалось по принципу личнойпреданности руководству;- монополия коммунистической партии на власть и слияние ее сгосударством.В результате подобной трансформации в стране к концу 30-х годов окончательносложилось тоталитарное государство, в котором реальной властью обладалпартийный хозяйственный советский номенклатурный аппарат, управлявший всемисторонами жизни.Экономической основой государства стал, объявленный социализмом,принудительный способ организации производства. Производственные отношенияпредставляли собой отношения экономической зависимости, которые стремились науравнительный принцип, включая систему льгот и привилегий. Они зависели не отколичества и качества труда, а от значимости исполняемых функций дляполитического режима. Уравниловка в оплате труда способствовала поддержкережима со стороны малоквалифицированных работников кассы, которых былобольшинство в стране. 20. Государственная власть в 1941 – 1945гг. В годы ВОВ все органы власти подчинялись И.В. Сталину. Под его руководствомнаходились:- ставка верховного главнокомандующего(СВГК), который в свою очередьделился на представителей на фронтах и на штаб РККА.- ЦКВКП(б) (республиканские, областные, краевые, районные партийныекомитеты);- Советские органы (республиканские, областные, краевые и районные);- СНК, который руководил наркоматами;- ГКО (государственный комитет обороны). Он в свою очередь делился наГородской комитет обороны и на Уполномоченных ГКО. 16 июля 1941г в армии и флоте был введен институт военных комиссаров –это чрезвычайная форма руководства партии вооруженными силами существовала дооктября 42г. Все руководители страны отвечали за какой-либо участок работы.Молотов курировал производство танков, Маленков – самолетов, Вознесенский –оружия и боеприпасов.Вышедшие из окружения части отправляли в лагеря НКВД для проверки.Была проведена депортация:- в августе 41г – депортировали немцев Поволжья;- в ноябре 43г – калмыков;- с декабря 43г по май 44г депортировали чеченцев, ингушей,балкарцев, крымских татар, греков и армян;- в ноябре 44г с приграничных районов Грузии выселили турок. 21. Государственная власть в 1946 – 1985гг. 22. Конституция 1971г. Роль КПСС в советском государстве. 23. Органы государственной власти в 1985 – 1991гг. 24. Конституция 1993г. Государственная власть в России в 90-е гг. Декларация о государственном суверенитете России. Б. Н. Ельцин — первыйПрезидент Федерации. Суверенная Россия на пути либеральных реформ.Августовский путч 1991 г. и крах перестройки как по­пытки социалистическогореформаторства. Прекращение деятельности КПСС. Курс на радикализацию реформ,переход к рыночным отношениям и либеральной политической модели. Первые шаги крынку. «Шоковая терапия» и обострение ситуации в стране при правительстве Е. Т.Гайдара. Противоречия и социальные последствия приватизации. Последствиялиберализации цен для населения; обесценивание денежных сбережений, рост цен в150 раз, ухудшение качества питания и системы лечения. Спад промышленногопроизводства, сокращение числа работающих, кризис колхозной системы, ростинфляции. Забастовки рабочих, служащих. Эмиграция научных кадров. Началостабилизации экономической ситуации в 1996—1997 гг. Прекращение спадапроизводства. Рост предпринимательства. Снижение инфляции. Укрепление курсарубля. Становление банковской системы. Рост числа акционерных обществ, частныхпредприятий и банков. Начало создания частнокапиталистического уклада. Демонтажотжившей командно-административной системы и переход к экономическим методамрегулирования. Рост внешней торговли и интеграция России в мировое хозяйство.Рост потребительского рынка. Формирование политической системы РоссийскойФедерации. Установление отношений с субъектами Федерации. Стремление ксохранению территориальной целостности России. Борьба против преступности итерроризма. Развитие гласности, политического плюрализма, многопартийности.Создание новой системы законов. Широкая демократизация всей жизни общества.Новая геополитическая обстановка в мире и Рос­сии после распада СССР.Формирование внешней политики России как суверенного государства, ее основныенаправления. Отношения со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войскиз Германии и стран Балтии. Усиление двусторонних отношений России со странамиЗапада, рост внешнеэкономических связей. Встреча Б. Н. Ельцина и Дж. Буша,принятие Кэмп-дэвидской декларации, осудившей идеологию и практику «холоднойвойны».Участие России во встречах «большой семерки» (основных промышленноразвитых стран мира). Участие России в миротворческих операциях в «горячихточках» — Югославии, Ираке, Палестине и др. Россия и НАТО. Присоединение Россиик программе «Партнерство ради мира». Вступление России в Совет Европы.Отношения России со странами ближнего зарубежья. Попытки сохранить единоевоенно-политическое и экономическое пространство. Налаживание экономических,политических и культурных связей. Создание СНГ — Содружества НезависимыхГосударств. Сложности развития взаимоотношений стран Содружества, обострениетерриториальных, национальных, политических противоречий внутри СНГ. Договор околлективной безопасности стран СНГ. Трудности в отношениях со странами Балтии.Проблема защиты интересов русскоязычного населения в этих странах, гденарушаются права человека. Проблема беженцев в России. Военные конфликты уграниц СНГ и помощь России в их урегулировании. Война в Чечне и осложнениеотношений России со странами Закавказья. Вывод российских войск из странБалтии, Грузии, Молдавии, Армении, Таджикистана. Роль военных баз России какмиротворческих сил на территории стран СНГ. Сложные процессы экономической иполитической интеграции стран СНГ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: