В этом контексте мы различаем:
♦ неизвестность марки;
♦ знание (подразделяемое на вспоминание с подсказкой и вспоминание без подсказки);
♦ предпочтение марке;
♦ лояльность марке;
♦ настаивание на марке (абсолютная лояльность марке, например, в случае товаров особого спроса).
Чем ниже позиция марки в этом перечне, тем сильнее покупательское предпочтение марке, и тем сильнее марка. Степень потребительского предпочтения большей частью определяется следующими факторами:
♦ добавленными инструментальными характеристиками качества;
♦ добавленными эмоциональными характеристиками качества;
♦ способом и интенсивностью, с какой рекламируется марка.
Чем более сильная марка, тем большую прибыль получает производитель от преимуществ марочного изделия. Сильные марки позволяют производителю получать сравнительно высокую прибыль, потому что он у него хорошая позиция на рынке (потому что его продукт пользуется большим спросом), и потому что потребитель готов платить за добавленные качества.
|
|
Торговая наценка является сравнительно низкой для сильных марок. В конечном счете, торговля имеет сравнительно слабую позицию на рынке. Торговля также опасается создать неблагоприятный ценовой имидж у чувствительных к цене потребителей, если цена является сравнительно высокой.
Взаимозависимость между силой марки и рыночной долей
Исследование силы марки сигарет показало, что лидерами на рынке являются самые сильные марки. Курильщики называют Marlboro, Camel и Gaballero самыми сильными марками. Таблица 2 показывает, что самые сильные марки имеют наибольшую рыночную долю. Табл. 2
Рыночная доля марок сигарет
Марка | Рыночная доля, в % |
Marlboro | 20,2 |
Camel | 14,5 |
Gaballero | 11,9 |
Stuyvesant | 6,7 |
Barclay | 5,1 |
Pall Mall | 4,6 |
Gladstone | 3,2 |
Tivoli | 1,4 |
Belinda | 1,2 |
На других рынках утверждение о том, что лидерами на рынке являются самые сильные марки может быть также подтверждено (например, легковые автомобили, супермаркеты).
Марки А, В и С и «дутые» марки
На основе своей силы марки могут быть поделены на марки А, В и С и «дутые» марки.