Политическая теория М. Вебера

Концепция рациональной бюрократии.

Согласно концепции рациональной бюрократии, предполагается, что повиноваться следует формальным правилам, а не лицу, обладающему властью. При этом глава политического союза также подчинен формально-правовым нормам. На смену принципу личной преданности, имеющему центральное значение при традиционном и харизматическом господстве, приходит ориентация на безличный порядок.

При легальном господстве с бюрократическим управленческим аппаратом лишь глава организации занимает свое положение в результате выборов, присвоения или наследования.
Аппарат, которым он распоряжается, состоит из чиновников, действующих в соответствии со следующими принципами:
1) они лично свободны и подчинены власти только в том, что касается их безличных должностных обязанностей;
2) они организованы в четко установленную иерархию должностей;
3) каждая должность обладает строго определенной сферой полномочий;
4) чиновник занимает должность на основе добровольного договорного соглашения;
5) кандидаты отбираются на основании их специальной квалификации и при этом назначаются на должность, а не избираются;
6) вознаграждением служит постоянное денежное жалование, как правило, с правом на пенсию;
7) должность рассматривается как единственный или по крайней мере основной род занятий занимающего ее лица;
8) существует система служебного продвижения в соответствии со старшинством или заслугами;
9) чиновник отделен от владения средствами управления и не присваивает свою должность;
10) он подчинен в своей деятельности жесткой и систематической дисциплине и контролю.

Превосходство бюрократии над иными формами управления обусловлено главным образом тем, что она выступает носителем специальных знаний, которые необходимы для нормального функционирования любой крупной организации.(это нашла в инете, там много но это основное вроде)

Капитализм-это высшая ступень развития общества. Капитализм- идеальная модель общества, которая бесконечно совершенствуется, так как она наиболее рациональна из всех возможных.

Самая идеальная экономика- рыночная.(а это основное из лекции,которую давали)

Вопрос. Философско-политические идеи Ницше и Фрейда

Ницше

Едва ли в действительности есть хоть что-то, о чём бы Ницше не высказал суждения: из его сочинений можно подобрать высказывания почти о всех великих и малых вещах — о государстве, религии, морали, науке, искусстве, музыке, о природе, жизни, болезни, труде, о мужчине и женщине, о любви, браке, о народах, эпохе, истории, исторических личностях, о последних философских вопросах.

· Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше, служебные орудия, средства, культуры, которая является проявлением и образованием борьбы сил и воль. «Понятие силы требует дополнения: в него должна быть внесена некоторая внутренняя воля, которую я называю – волей к власти» - писал Ницше. Воля к накоплению сил и увеличению власти трактуется им как специфическое средство всех явлений, в том числе социальных и политико-правовых.

· Всю социально-политическую историю Ницше характеризует как борьбу двух воль к власти – воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (масс, рабов, толпы, стада).

· Аристократическая воля к власти – это инстинкт подъема, воля к жизни; рабская воля к власти – инстинкт упадка, воля к смерти, к ничему. Высокая культура аристократична, господство же «толпы» ведёт к вырождению культуры. Мораль – орудие рабов против господ, нравственные суждения и установления слабых против сильных.

· История человечества расценивается Ницше как процесс постепенного вырождения здоровых жизненных начал, как в конечном счёте победа массы слабых и угнетённых над аристократией сильных.

· Но то, что уже раз было в прошлом, будет и в будущем – идея вечного возвращения того, что уже было, а именно аристократии.

· Ведущая идея аристократической концепции Ницше: высокая культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабстве, в подневольном труде громадного большинства для освобождения привилегированного класса от физического труда и нужд борьбы за существование.

· Цель человечества, согласно Ницше, состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановки высокой культуры, но никак не в совершенном государстве и поглощенности политикой – последние ослабляют человечество и препятствуют появлению гения.

· Гений, борясь за сохранение своего типа, должен препятствовать учреждению совершенного государства, которое могло бы обеспечить всеобщее благополучие лишь ценой потери насильственного характера жизни и продуцирования вялых личностей.

· «Государство – есть мудрая организация для взаимной защиты личностей; если чрезмерно усовершенствовать его, то под конец личность будет ослаблена и даже уничтожена, т.е. будет в корне разрушена первоначальная цель государства»

· В каждом «здоровом» обществе имеются три взаимотяготеющих типа: 1) гениальные люди – немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики (царь, войны, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. «Порядок каст лишь формулирует высший закон самой жизни; разобщение трех типов нужно для поддержания общества, чтобы сделать возможными высшие и наивысшие типы» - писал Ницще.

· Ницше различает два типа государственности – аристократический и демократический. Аристократические государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства.

· В качестве «самой величественной формы организации» Ницше характеризует Римскую империю и высоко оценивает императорскую Россию. Лишь при наличии антилиберальных, антидемократических инстинктов, аристократической воли к авторитету, к традиции, к ответственности на столетия вперед, к солидарности цепи поколений возможно существование подлинных государственных образований типа Римской империи или России – «единственной державы, которая ныне является прочной»

· Право, по Ницше, нечто вторичное, производное от воли к власти, её рефлекс. Неравенство прав он рассматривает как условие того, что права вообще существуют. Право есть преимущество. Каждый вид бытия имеет своё преимущество. «Неправота не заключается в неравных правах, она заключается в притязании на «равные» права»

· Справедливость, по Ницше, состоит в том, что люди не равны, и правовая справедливость исходит из принципов неравенства правовых притязаний различных индивидов – в зависимости от того, относятся ли они к сильным, аристократическим верхам или представляют собой «нули» толпы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: