Либеральные идеи России XVIII в. (С. Десницкий, В. Татищев, масонство)

Либерализм – идеология, отстаивающая жизненно необходимый минимум прав личности, непременно включающий в себя право на жизнь, свободу, справедливое судебное разбирательство и частную собственность. История либерализма в России во многом противоречива. Влиятельная часть общества полагала, что для решения внутриполитических проблем и преодоления экономического отставания от западных стран необходимо перенимать их опыт и проводить реформы. В силу этих обстоятельств в различные периоды либеральную инициативу проявляли главы государства, аристократия и интеллигенция. Как отмечает большинство историков, эти усилия не имели в своей основе политической программы и потому часто страдали от копирования западных решений без должного учёта российских реалий, приводили к непредвиденным результатам и дискредитировали себя в глазах общества. Тем не менее, они оказали значительное влияние на страну, и их последствия включали важные положительные сдвиги. В прошлом, за каждым либеральным подъёмом следовал период реакции, в течение которого многие достижения уничтожались.

Русский либерализм - оригинальный феномен, основывающий­ся на отечественных духовном опыте и традициях. По своему про­исхождению он связан с появлением ростков буржуазной цивилиза­ции и был адекватной формой выражения этого процесса

В России социальную базу либерализма как идеологического, а затем и политического течения составляли помещики, переходив­шие к капиталистическим приемам хозяйствования, дворянская и буржуазная интеллигенция.

Десницкий – русский просветитель, учёный правовед. Также коллежский асессор, доктор римских и российских прав, публичный ординарный профессор юриспруденции Московского университета, член Императорской Российской академии. По выражению Н. М. Коркунова, «праотец русской юридической профессуры».

Существенное место в сочинениях Десницкого-философа занимали натурфилософские и космологические вопросы. Он придерживался теории множественности миров, писал о бесконечности и вечности Вселенной.

Важнейшим звеном в развитии общества С.Е. Десницкий признавал установление частной собственности и прежде всего земельной собственности. Им была выдвинута теория «четырёх состояний рода человеческого»: звероловческого и собирательного; скотоводческого; хлебопашеского; коммерческого. Каждому из этих этапов соответствует особый тип собственности.

Нужно отметить, что Десницкий не просто писал о вымышленных состояниях рода человеческого, а стремился путём изучения и выявления закономерностей истории показать, каким образом возникает и ограничивается собственность, владение, наследство и прочее.

С. Е. Десницкий являлся сторонником абсолютной монархии, а также правовой регламентации общественных и государственных отношений. Однако, он критиковал существующие ограничения в правах целых слоев общества (особенно крепостное право), а также выступал в защиту равноправия женщин. В целом, видно антифеодальный характер позиций С.Е. Десницкого, его сочувствие буржуазному развитию общества.

Десницкий много внимания уделял праву, законодательству, выдвинул теории «самозащиты» и «предостережения», указывал на чрезмерную жестокость современной ему карательной системы, выступал за равноправие женщин.

Тати́щев (1767 — 16 сентября 1845, Вена) — действительный тайный советник, обер-камергер, член Государственного совета, сенатор, чрезвычайный посланник в Неаполе (1802—1803 и 1805—1808) и полномочный министр при разных дворах Европы.

Василий Никитич Татищев. Видным идеологом просвещенного абсолютизма был первый русский ученый историк и географ Василий Никитич Татищев. Его взгляды на происхождение государства имели в своей основе идеи общественного договора. Он считал, что первой формой сообщества была семья, где простейшей формой договора был договор между мужем и женой, который поставил мужчину во главе семьи. Подобные патриархальные отношения лежат в основе монархии, где монарх - отец, а подданные - его чада. Патриархальные и договорные аргументы приводились и в защиту института крепостного права. Власть господина над его холопом уподоблялась родительской власти.

Опираясь на античную традицию, Татищев делит формы правления на монархию, аристократию и демократию. Целесообразность какой-либо формы правления зависит от целого ряда факторов: географического положения, от наличия "опасного" для государственной независимости соседства других народов. Спокойствие и безопасность России, по его мнению, может обеспечить только монархия. Понятие "общего блага", которым руководствуется просвещенный монарх, используется Татищевым для обоснования необходимости преобразований, поощряющих рост российской промышленности.

Либеральное масонство — одно из течений в мировом масонстве, объединяющее ложи и великие ложи (великие востоки) в это течение на основе принципа абсолютной свободы совести. Эта новая концепция масонства родилась на конвенте Великого востока Франции в 1877 году. Как и все права человека они тесно связаны с идеей гуманизма и просвещения, с идеей права на естественное развитие. Уставы сегодняшних либеральных великих лож подчёркивают и расширяют эти принципы, такие как: свободу, в частности, свободу собраний и свободу вероисповедания и социальных прав человека, таких, как самоопределение, равенство между мужчинами и женщинами, а также контроль власти через систему сдержек и противовесов.

Идеи либерализма в русской философии и политике традиционно не были популярны. В известной степени идеи либерализма противоречили правовому нигилизму и этическому абсолютизму. Именно эту национальную традицию пренебрежения к праву «либералы стремились не только объяснить, но и преодолеть».

Идея построения государства, основанного на свободе, праве и справедливости, близка целям такой организации, как масонство. Либерализм в России связан с масонством исторически, политически, идеологически. Масонство привлекало интеллигенцию и аристократию. Из масонства, частично, выросли декабристы. Успех масонской пропаганды в России во многом был связан с тем, что в условиях русской действительности масонство наши образованные классы воспринимали как некий символ прогресса. А отставать от прогресса, конечно же, никому не хотелось. Во многом, масоны работали и на будущее: помимо просветительской деятельности, они стремились еще и тому, чтобы подготовить, в чисто масонском духе, разумеется, будущих участников борьбы за "освобождение России" без какой-либо оглядки на их партийные и идеологические пристрастия.

Несмотря на серьёзный приток масонских идей из Европы, встречи за пределами России русских масонов с политологами и идеологами, неисчерпаемым источником адептов масонов были оппозиционные правительству кружки либеральной интеллигенции, что неизменно приводило к либеральному направлению деятельности лож.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: