Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Курганский государственный университет

Кафедра общего языкознания

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УЧЕНИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ

Методические рекомендации

к контрольной работе по методике преподавания русского языка

для студентов очного и заочного обучения

по специальности «Филология» (031001)

Курган 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная контрольная работа ставит задачу проверить знание студентами такого раздела курса, как «Развитие речи учащихся», в частности знание и практическое владение материалом следующих тем: «Культура речи и стилистика в школьном курсе русского языка», «Работа над текстом на уроках русского языка», «Обучение школьников связной речи», «Оценка сочинений и изложений учащихся».

Студенты должны показать умение определить:

- соответствие высказывания (сочинения) теме и основной мысли;

- смысловую и формальную связность предложений в сочинении ученика, способ связи предложений;

- тип речи по общему типовому значению текста, типовое значение фрагментов текста;

- стиль речи, а также назвать выразительные языковые средства, позволившие учащемуся реализовать в высказывании характерные стилевые черты.

Кроме того, студент должен найти и прокомментировать ошибки, допущенные в сочинении, оценить работу в соответствии с нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся, написать рецензию на сочинение ученика.

Контрольная работа не только дает возможность проверить уровень знаний и сформированность умений, необходимых в профессиональной деятельности учителя-словесника, но и позволяет систематизировать знания студентов по одному из самых важных и трудных разделов методики преподавания русского языка.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Объем контрольной работы составляет примерно 20 страниц (ученическая тетрадь). Работа начинается титульным листом. Страницы нумеруются. Обязательны поля. При разлиновке тетради «в клетку» писать через строчку. Почерк должен быть разборчивым. Слова не сокращать.

Образец титульного листа

Курганский государственный университет

Кафедра общего языкознания

Контрольная работа

по методике преподавания русского языка

студентки 425 группы

Ивановой Ирины Николаевны

Анализ и оценка ученического сочинения

вариант – 7

Преподаватель Н.М. Ротанова

Курган 2008

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В начале работы помещается текст ученического сочинения (сохраняется авторская орфография и пунктуация).

Красными чернилами исправляются и подчеркиваются ошибки и речевые недочеты, условные значки (при необходимости и краткий комментарий) выносятся на поля. Ошибки на полях нумеруются по порядку, в этом же порядке (каждая под своим номером) комментируются в соответствующем разделе контрольной работы.

Количество ошибок указывается в дроби Ф – Л – Р

Г – О – П

(где Ф – фактические, Л – логические, Р – речевые ошибки и недочеты, Г – грамматические ошибки, О – орфографические, П – пунктуационные).

Рядом в кавычках указываются отметки: 0 – 0 – 2 «5»

0 – 0 – 1 «5»

На полях орфографические ошибки традиционно обозначаются «палочкой», а пунктуационные «галочкой». Логические ошибки в тексте сочинения могут иметь такое оформление: Z – нужен абзац, перечёркнутый знак абзаца (Z) – не нужен абзац, [ ] – лишнее, √ – дополнить содержание. Грамматические и речевые ошибки и недочеты в тексте сочинения подчеркиваются волнистой линией.

Затем приводится анализ сочинения ученика с примерами из текста.

ПОРЯДОК АНАЛИЗА РАБОТЫ УЧЕНИКА

1. Доказать, что данное высказывание является текстом (т.е. связным высказыванием):

- определить смысловую цельность высказывания по следующим признакам: является ли сочинение ученика высказыванием на определенную тему, соответствует ли заголовок содержанию текста; реализуется ли в сочинении замысел говорящего (сформулировать его или процитировать, если автор его высказал в тексте); законченное ли это высказывание (имеет начало и концовку); можно ли к данному сочинению подобрать заголовок, отражающий не только тему, но и главную мысль высказывания;

- разделить текст на ССЦ, определить микротему каждого ССЦ; охарактеризовать структурную организацию текста с точки зрения коммуникативного синтаксиса (на примере одного ССЦ), назвать все использованные учеником формальные средства связи, привести примеры; прокомментировать недостатки с точки зрения структурной связности предложений в тексте;

- объяснить возможные причины выделения в абзац той или иной информации.

2. По общему типовому значению текста определить тип речи; указать, используются ли автором другие типы речи, с какой целью; составить типовую схему текста сочинения.

3. Определить стиль текста, указать (с примерами) характерные для него языковые средства, прокомментировать недостатки с точки зрения реализации стилевых черт.

4. Дать рецензию на сочинение ученика.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1



Танькина калоша Я шла по дорожке. Догорал закат. Снег хрустел под ногами. Он был уже не такой, как был днем, совсем не блистел и не сверкал, он был теперь голубовато-серый. Я обошла сторонкой огромный, в середине выгнивший дуб. На его могучих ветвях было очень много снега, и казалось, что если вдруг какая-то неведомая сила встряхнёт дуб, то снег упадёт с его ветвей и закроет меня с головой. Вдали на дорожке явижу Таньку, она живёт рядом с нами, а учится в первом классе. Явижу _ по танькиному лицу катятся слёзы. Я спрашиваю у Таньки _ в чём дело. И она объясняет мне, что потеряла на клумбе новую калошу. Танька хотела посмотреть _ растут ли под снегом цветы, но не узнала из-за калоши, а теперь ей дома попадёт. Я смотрю на клумбу, видны следы. Они уходят глубоко в снег. Ÿ Я стала разрывать снег ногой (у меня не было рукавичек), а Таня руками. Варежки у неё стали совсем мокрыми. Вдругяочистила снег _ и … чудо! Под снегом я увидела зелёное растение. Хотя я видела ели и сосны зимой зелёные, но маленький и такой красивый кустик никогда не видела. Это растение напоминало чем-то лавр, но кусты лавра большие и боятся холода. Тишину прервал радостный крик Тани: - Есть! Вот! Нашлась калоша! - И я тебе что-то покажу, - сказала я. Мы подошли к тому месту, где я увидела зелёный кустик. - Значит _ растут?! Таня засмеялась.   | (1) Р (2) Р (2) Г (3) Р(4) Ф(5) V(6) | (7) V (8) V (9) Как бы оживил твой рассказ диалог! V (10) Л (11) Р (12) Р (13) V(14) V (15)

1 – 1 – 3 «4»

1 – 3 – 3 «3»

КОММЕНТАРИЙ К РАБОТЕ УЧЕНИКА

Тема сочинения – природа зимой. Основная мысль высказывания – жизнь природы зимой продолжается, зимняя природа красива и необычна. Как правило, для реализации названного замысла используют такой тип речи, как описание, однако автору сочинения удаётся неплохо раскрыть тему высказывания через повествование (в рассказе). Название (заголовок) текста представляет собой как бы «ложную тему»: сочинение о том, как искали и нашли новую Танькину калошу, но основное содержание – это поиски под снегом цветов, а не калоши, недаром текст заканчивается словами Тани: «Значит, растут?!» – и выражением её чувств: «Таня засмеялась», да и большая часть текста посвящена описанию зимней природы.

Композиция текста также подчинена раскрытию темы и основной мысли сочинения: в экспозиции рассказа – описание зимнего пейзажа; в завязке – «Танька хотела посмотреть, растут ли под снегом цветы» и потеряла калошу; в кульминации – «я очистила снег – и… чудо! Под снегом я увидела зелёное растение»; в развязке – «-Значит, растут?! – Таня засмеялась». Такое последовательное проведение темы говорит об умении ученицы строить текст-повествование и раскрывать тему текста.

Главная роль в доказательстве основной мысли отведена описаниям снега, дуба и маленького растения. Второе описание выполняет свою роль – показать, что зимняя природа красива и необычна («Я обошла сторонкой огромный в середине выгнивший дуб. На его могучих ветвях было очень много снега, и казалось, что если вдруг какая-то неведомая сила встряхнет дуб, то снег упадет с его ветвей и закроет меня с головой»), первое же и третье описания имеют существенные недостатки. Подбор языковых средств в первом описании не позволяет читателю понять отношение автора к описываемому, ни чувства, ни оценка говорящего не выражены. Третье описание начинается с выражения чувств, оценки автора, для чего используются лексические и грамматические средства: лексическое значение слова «чудо» - то, что вызывает удивление, восхищение, что является высшим проявлением чего-то, – так представлено общее впечатление от предмета. Восклицательное предложение, использование многоточия позволяют автору указать на сильное и неожиданное чувство. Однако само описание растения, на наш взгляд, получилось недостаточно выразительным: зелёный, маленький, красивый, похожий на лавр кустик. Цвет, размер, форма – изобразительный ряд, чувства же и оценка автора выражены стандартно и слишком общо: «такой красивый кустик никогда не видела». Значение прилагательного «красивый» – приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний – усиливается местоимением «такой» в роли восклицательной частицы и выражением «никогда не видела», имеющим значение «необычный, необыкновенный». Ученице также не удалось передать причину этого впечатления: чудо-то заключалось в том, что этот маленький кустик рос под снегом. Попытка выразить это была: «хотя я видела ели и сосны зимой зелёные, но…». Ученица воспользовалась необычным порядком слов, чтобы выделить слово «зелёные» (что говорит об определенном понимании мотивированного использования языковых единиц), однако такой порядок слов мешает восприятию, заставляет читателя «спотыкаться», нарушает ритм речи. Данный смысл можно было передать и прямым порядком слов (обозначив, кстати, и чувства), например: зелень сосен и елей в заснеженном лесу радует глаз, но не удивляет так, как… и т.п.

Несмотря на названные недостатки, с точки зрения смысловой цельности данное высказывание является текстом: сочинение представляет собой высказывание на определенную тему (зимняя природа); автор сочинения реализует в нем замысел показать, как красива и необычна природа зимой; высказывание является стройным в композиционном отношении, имеет начало и концовку; к сочинению подобран интересный заголовок.

С точки зрения структурной организации текста о его связности говорит то, что текст можно разделить на сложные синтаксические целые (ССЦ), каждое из которых отражает определенную микротему.

1 ССЦ – место и время действия (Я шла по дорожке … он был теперь голубовато-серый).

2 ССЦ – описание зимнего дуба (Я обошла огромный дуб … снег упадет с его ветвей и закроет меня с головой).

3 ССЦ – встреча с Танькой (Вдали на дорожке я вижу Таньку … ей дома попадет).

4 ССЦ – поиски и неожиданная находка (Я смотрю на клумбу … но кусты лавра больше и боятся холода).

5 ССЦ – исполнение желания (Тишину прервал радостный крик … Таня засмеялась).

В тексте автором выделено восемь абзацев. Первый, третий и четвертый совпадают с началом изложения новой микротемы, т. е. с началом ССЦ. Внутри четвертого ССЦ ученица указала два абзаца, возможно, она хотела отделить описание места действия от описания самого действия, однако описание места не развернуто, других же причин для выделения информации нет, поэтому абзацный отступ перед словами «Я стала разрывать снег» нужно считать лишним. Внутри 5 ССЦ выделение в абзац «Мы подошли к тому месту…» объясняется важностью информации с точки зрения всего содержания текста. Выделение в абзац последнего предложения можно объяснить стремлением автора подчеркнуть завершенность повествования.

Коммуникативная преемственность предложений в тексте выражается в последовательности предложений, отражающей логику развития мысли, и в порядке слов внутри предложения. Например, в 1 ССЦ предложения связаны параллельным способом связи без сквозной темы, т.е. каждое следующее предложение представляет только рематическую информацию, связь между предложениями осуществляется через общую коммуникативную задачу и ту воображаемую картину действительности, которую они вместе рисуют:

Т 1 Р1 Р2 Р3

1. Я шла по дорожке. 2. Догорал закат. 3. Снег хрустел под ногами.

Т4 (=Р3) Р4 (Р4) (Р4)

4. Он был уже не такой, как днем, совсем не блестел и не сверкал, он

(Р4)

был теперь голубовато-серый.

Т1_______Р1

_______Р2

_______Р3

|

Т4_______Р4

Последнее предложение ССЦ присоединяется к предыдущему цепным способом, закрывает микротему «обстановка действия», придает ССЦ завершенность.

Предложения второго ССЦ связаны цепным способом, т.е. рема первого предложения становится темой второго:

Т1 Р1

1. Я обошла сторонкой огромный, в середине выгнивший дуб. 2. На

Т2 (=Р1) Р2

его могучих ветвях было очень много снега, и казалось, что если вдруг

Р2 Р2 Р2

какая-то неведомая сила встряхнёт дуб, то снег упадёт с его ветвей и закроет

меня с головой.

Т1 __________Р1

|

Т2 (=Р1)_________Р2

Формальными скрепами в тексте являются:

- личные местоимения (Снег хрустел под ногами. Он был уже не такой…; Я обошла дуб… На его могучих ветвях…; Я спрашиваю у Таньки… И она объясняет…; …видны следы. Они уходят глубоко в снег…);

- указательные местоимения (…такой красивый кустик никогда не видела. Это растение…);

- слова, связанные отношениями рода и вида (…такой красивый кустик никогда не видела. Это растение …);

- повторы слов (Они [следы] уходят глубоко в снег. Я стала разрывать снег ногой…);

- однокоренные слова (…я вижу Таньку. [Я вижу]… по Танькиному лицу катятся слезы.

К тексту можно задать вопрос «Что произошло однажды?», значение данного (темы) – лицо, время, место действия, значение нового (ремы) – сменяющие друг друга действия. Следовательно, общее типовое значение текста – повествование, но в тексте есть фрагменты со значением «предмет – признаки предмета» (т.е. описания), поэтому более точное название типа речи – повествование с элементами описания.

Структура текста: Повествование

 
 


1-е описание (снег)

2-е описание (дуб)

3-е описание (растение)

Композиционная форма текста соответствует такому речевому жанру, как рассказ: в сочинении есть экспозиция (описано место, время действия), завязка (встреча с девочкой, послужившая толчком к развитию действия), развитие действия (поиски калоши), кульминация («…чудо! Под снегом я увидела зелёное растение»), спад действия (Таня нашла калошу), развязка («значит, растут?!»).

Этот текст адресован всем, кто захочет его прочитать. В тексте хорошо просматривается задача, характерная для художественной речи: автор сочинения старается изобразить событие, нарисовать словом картину, передать состояние своё и героев повествования, а не просто сообщить о факте, пытается воздействовать на воображение и чувства читателя.

Речевое оформление соответствует коммуникативной задаче, решаемой средствами художественного стиля.

Автором используются языковые средства, позволяющие ему изобразить предметы, действия (явления):

догорал закат; снег не блестел, не сверкал, был голубовато-серый; зеленое растение – освещение и цвет;

огромный, в середине выгнивший дуб; следы уходят глубоко в снег; маленький кустик; [растение] напоминало лавр; могучие ветви – размер, форма, пространственные характеристики;

снег хрустел – характеристика звуков (другие ощущения не описаны).

Авторское отношение к описываемому, оценка, чувства героев рассказа переданы следующими языковыми средствами (некоторые из них выполняют выразительно-изобразительную функцию):

огромный, в середине выгнивший дуб (ср.: большой, очень старый); новая калоша (традиционно новая вещь ценится больше, чем состарившаяся, поношенная); маленький кустик (подчеркивается «хрупкость» растения, желание героини не повредить его), такой красивый (оценка усиливается восклицательной частицей); Танька (использование разговорного варианта имени не является грубым, невежливым, оно традиционно для бытовой речи в ситуации, которая точно описана в тексте: «живет рядом с нами, а учится в первом классе» – то есть соседка и младше рассказчика).

Выразительность речи усиливает использование неполных предложений (Я смотрю на клумбу – видны следы; Я счистила снег – ичудо!; Есть! Вот! Ура!), они придают речи ёмкость: минимум слов – максимум содержания, ускоряют темп речи, этому способствует также использование бессоюзной связи предложений; многоточие обозначает на письме паузу, которая указывает на неожиданность. Восклицательные предложения подчеркивают чувства говорящего. Вопросительное предложение в концовке текста (Значит, растут?!) играет роль риторического вопроса и выражает радостное утверждение.

Воображение читателя активизируют тропы – олицетворение и гипербола: … если вдруг какая-то неведомая сила встряхнет дуб, то снег упадет с его ветвей и закроет меня с головой. К сожалению, других образных выражений в сочинении ученицы нет.

Как видно из анализа языковых средств, автор сочинения в основном владеет средствами художественного стиля, однако нужно отметить однотипность грамматических конструкций (Я шлаЯ обошлаЯ вижуЯ спрашиваюОна объясняетЯ смотрюЯ увиделаМы подошли …) и некоторую бедность словаря: много повторов, мало определений и образных языковых средств, что для описания природы бывает, как правило, необходимо.

В сочинении допущены следующие ошибки и недочеты:

1. Орфографическая ошибка: бл и стел – правильное написание бл е стел. Это корень с чередованием гласной; буква и пишется, если за корнем идет а. Например: бл и ст а ть, бл и ст а ние.

2. Речевой недочет – повтор слов был, он был. В предложении как был днем слово был можно опустить, в предложении он был теперь голубовато-серый слово он можно заменить словом снег; в предложении На его могучих ветвях было много снега глагол было можно заменить глаголом лежало.

3. Грамматическая ошибка – нарушение видовременного плана: ученица начала повествование в прошедшем времени, а для оживления рассказа ввела так называемое настоящее историческое (используется для красочной передачи событий прошлого, при этом факты прошлого как бы происходят на глазах говорящего), однако синтаксический параллелизм (ученица использует одинаковые конструкции для обозначения последовательных действий): Я шла по дорожкеЯ обошла сторонкой дубВдали на дорожке я вижу Таньку … – требует использования единого видовременного плана глаголов-сказуемых. Нужно было либо во всем повествовании использовать настоящее время, либо для введения настоящего исторического изменить конструкцию предложения, ввести значение неожиданности в контекст, оправдывающее смену времени глагола (Я обошла сторонкой огромный дубВдруг вижу на дорожке Таньку …).

4. Речевой недочет – повтор: в сочинении часто и совершенно неоправданно используется местоимение я, хотя в ряде случаев предложения можно сделать односоставными определенно-личными; неоправданно повторяется и слово вижу, его следует заменить синонимом, например: Вдали на дорожке я вижу ТанькуСмотрю: по её лицу катятся слёзы; можно и вовсе убрать во втором предложении глагол восприятия (… я вижу Таньку, по её лицу катятся слёзы).

5. Этот факт не может быть признан достоверным: в сумерках (догорал закат) на большом расстоянии (вдали на дорожке я вижу Таньку) нельзя увидеть, как по лицу катятся слёзы. Видимо, нужно дополнить повествование, например: Я подошла и вижу

6. Пунктуационная ошибка: ученики шестого класса еще не знают о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении, но они должны отделять запятой одно простое предложение от другого в составе сложного – ошибка засчитана.

7. Орфографическая ошибка: по т анькиному лицу – правильное написание по Т анькиному лицу. В притяжательных прилагательных с суффиксом -ин, образованных от имени собственного, сохраняется в написании заглавная буква.

8. Пунктуационная ошибка – запятая между простыми предложениями в составе сложного (вводится косвенная речь).

9. Пунктуационная ошибка: запятая между простыми предложениями в составе сложного. И хотя ученики шестого класса не знают об использовании частицы ли в функции подчинительного союза, грамматические основы в этом сложном предложении и границу между простыми предложениями они обязаны были указать.

10. Пунктуационная ошибка – двоеточие в бессоюзном сложном предложении (второе предложение поясняет первое), однако эта пунктограмма еще не изучалась – ошибка не учитывается и не влияет на отметку.

11. Логическая ошибка – неоправданное выделение информации в абзац: одна микротема, между предложениями цепная связь.

12. Речевая ошибка: употребление слова вдруг в начале предложения Вдруг я очистила снег искажает смысл, ученица хотела сказать Вдруг увидела под снегом зеленое растение.

13. Речевая ошибка: глагол очистить имеет значение сделать чистым, освободить что-то от присутствия чего-либо; в данном контексте слово снег не может поэтому сочетаться с глаголом очистить (очищаем не снег, а от снега), ученице следовало употребить, например, глагол разгребла (снег).

14. Пунктуационная ошибка, в данном случае постановка знака препинания между предложениями, вызывает большие трудности, так как вторая часть сложносочиненного предложения – неполное предложение, ученица могла принять союз и за одиночный союз между членами предложения.

15. Пунктуационная ошибка – обособление вводного слова, при выведении отметки не учитывается, так как эта пунктограмма еще не изучалась.

РЕЦЕНЗИЯ НА СОЧИНЕНИЕ УЧЕНИКА

Содержание работы соответствует теме. Основная мысль доказана. Предложения в сочинении связаны по смыслу и грамматически. Достаточно удачно использовано выделение информации в абзац (в работе только один неоправданно указанный абзац). Достигнуто стилевое единство текста. Автор в основном владеет средствами художественного стиля: ему удалось изобразить описываемое явление, предметы, передать свои чувства и чувства героев повествования, воздействовать на чувства читателя. Однако в речевом оформлении высказывания есть недочеты и ошибки: одна фактическая, одна логическая, две речевых ошибки и два речевых недочета, одна грамматическая, две орфографические и шесть пунктуационных. Две пунктуационные ошибки не учитываются, т.к. соответствующие правила пока не изучались; еще две пунктуационные можно считать однотипными, потому что ученице требовалось одно и то же умение – находить границу между простыми предложениями в составе сложного. С учетом сказанного и в соответствии с нормами оценки ученического сочинения данная работа заслуживает отметки «4/3».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Барлас Л.Г. О категории выразительности и изобразительных средствах языка// РЯШ. 1989. №1.

2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М., 1983.

3. Величко Л.И. Работа над сложным синтаксическим целым при изучении порядка слов в 7 классе// РЯШ. 1979. №4.

4. Габулхаков В.Ф. Об умении выделать абзацы// РЯШ. 1983. №3.

5. Голушкова Е.А. Практическая стилистика на уроках русского языка: Пособие для учителя. М., 1967.

6. Губаева Р.М. Осмысление учащимися языковых средств связности// Сб.: Анализ и пути совершенствования речи детей. М., 1985. С.47-59.

7. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы: Книга для учителя. М., 1991.

8. Кашина Л.А. Речевые ошибки учащихся. Практикум// РЯШ. 1992. №5-6.

9. Комиссаров А.А. Исправление ученических сочинений//РЯШ. 1970. №1.

10. Кузнецов А.И. Исправление речевых ошибок в творческих работах учащихся// РЯШ. 1970. №1.

11. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителя. М., 1980.

12. Мамушин В.Е. О характере и причинах речевых ошибок и об «ошибках контроля»//РЯШ. 1990. №1.

13. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/ Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1991. С. 29-39; 189-235.

14. Мучник Б.С. Противоречие в тексте как сигнал синтактико-стилистических ошибок// РЯШ. 1981. №2.

15. Мучник Б.С. О стилистической ошибке «двоения образа»// РЯШ. 1979. №2.

16. Мучник Б.С. О работе над точным выражением мысли в творческих работах школьников// РЯШ. 1983. №2.

17. Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку// РЯШ. 1993. №4. С. 11-15.

18. Основы методики русского языка в 4-8 классах: Пособие для учителя/ Под ред. В.А. Текучева, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. М., 1983.

19. Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку: Пособие для учителя/ Сост. В.А. Капинос, Т.А. Костяева. М.,1986. С. 53-143.

20. Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 4-8 классах: Пособие для учителя/ Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1978.

21. Стативка В.И. Предупреждение текстовых ошибок при подготовке к сочинению// РЯШ. 1993. №5.

22. Фирстова Н.И. Обучение школьников средствам выражения сравнительных отношений// РЯШ. 1985. №1.

23. Фоменко Ю.В. О принципах классификации ошибок в письменных работах школьников// РЯШ. 1973. №1.

24. Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессивности и эмоциональности в семантике слов // РЯШ. 1976. №3.

25. Ховалкина А.А. О речевых ошибках (на материале сочинений абитуриентов)// РЯШ. 1984. №2.

26. Цейтлин С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации// РЯШ. 1984. №2.

27. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982.

28. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки учащихся// РЯШ. 1991. №2.

29. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки учащихся// РЯШ. 1991. №4.

30. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки учащихся// РЯШ. 1992. №1.

Дополнительная

31. Воронин М.Т. Предупреждение и исправление стилистических ошибок в школе. М., 1963.

32. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.

33. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

34. Золотова Г.А. Роль ремы в структурной организации и типологии текста: Синтаксис текста. М., 1979.

35. Ивченков П.Ф. Работа учителя над речевыми и стилистическими ошибками// РЯШ. 1971. №2.

36. Капинос В.И. Об оценке речевых навыков учащихся// РЯШ. 1973. №6.

37. Красиков Ю.В. Теория речевых ошибок. М., 1980.

38. Огольцов В.М. Работа над стилистическими ошибками в школьном сочинении // РЯШ. 1970. №1.

39. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах: Пособие для учителя. М., 1975.

40. Пленкин Н.А. Идея – ведущее начало сочинения// РЯШ. 1975. №3.

41. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1996.

42. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник для работников печати. М., 1986.

43. Самый полный курс русского языка/ Сост. Н.В. Адамчик. Минск, 2007.

44. Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. М.-Л., 1966.

45. Фигуровский И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М., 1961.

46. Черемисин П.Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся// РЯШ. 1973. №2.

47. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. М., 1987.

ТЕКСТЫ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ

Вариант – 1

ЛЕС ЗИМОЙ

Прекрасен зимний лес! Сказочный, волшебный, завораживающий… И вместе с тем, исполненный величия.

Первое, что привлекает глаз, бездонное, чистое небо. Лазоревое, ясное, без единого облачка, оно смеется и чему-то радуется. Солнце рассеяно в нем, и, кажется, необыкновенный сапфировый свет наполняет воздух.

Неба много-много, а под ним – стройные, зеленые сосны великаны. Тянут макушки в высь, будто шпили. Пушистый снег лишь слегка припарошил их упругие ветви. А посмотришь вниз, на землю, увидишь светло-синее покрывало – лёгкое отражение неба, размытое едва заметными тенями отбрасываемыми статными красавцами.

Снежное покрывало кажется холодным, но мы знаем, оно греет землю, а с ней и корни подружек сосен.

День хоть и ясный, но морозный. Смотришь на эту красоту и думаешь, как торжественна, величественна природа, весела и спокойна одновременно. Она манит к себе и зовет в гости.

Вариант – 2

ЗИМНИЙ ЛЕС

Как красиво и интересно зимой в лесу! Особенно в ясную солнечную погоду, когда солнце проникает сквозь заиндевелые ветки деревьев и попадает на чистый не тронутый снег. Тогда он весь искрится и переливается, как будто волшебник рассыпал свой мешок с драгоценными камнями, и они раскатились по лесу сверкая и серебрясь.

А когда идет снег, то кажется, что кто-то накрывает лес белым покрывалом, и он стоит сонный, притихший.

Попадая в царство снега, света, чистоты, кажется, что никто не нарушает этой спокойной тишины. Но нет. Приглядишься и увидишь множество следов, услышишь голос птиц, скрип снега – значит лес живет, но такой же тихой, спокойной жизнью. Нет, нет, да и промелькнет за деревьями рыжий лисий хвост, или пробежит почти не заметный на белом снегу заяц. А если повезет, то можешь увидеть и короля зимнего леса лося, с огромными красивыми рогами, величавого и осторожного. Или вдруг ты заметишь белочку и побежишь за ней от дерева к дереву, а когда она спрячется, остановишься, полный какой-то тихой радости и свежести от этой красоты, чистоты и торжественности.

А когда ты уйдешь из леса, то долго будешь вспоминать его, как красивую и чудесную сказку и тебя еще раз поманит его загадочность и прелесть.

Вариант – 3

ЗИМНИЙ ЛЕС

Как хорош, таинственен и добр лес зимой!

Ты стоишь на опушке леса, еще мнгновенье и ты попадешь в сказку. Тихонько, словно боясь разбудить хозяина, входишь в лес. А он и не спал, только чуть-чуть задремал. Он как гостепреимный хозяин, впускает тебя в свои большие, расписные ворота. Впускает и начинает показывать своё богатство. И торопится, торопится всё показать, а особенно спешит к березке.

Вот и она!

Переливаясь и искрясь инием стоит она, как невеста, вся белая, чистая, нежная, и вся в ожидании…

И так ходишь ты за своим хозяином, а он так заколдует и очарует своей красотой, что и не хочется уходить из этой сказки.

Говорят, что зимний лес суров и холоден, нет неправда. Он добр, приветлив и гостепреимен.

Вариант – 4

ЗИМНИЙ ЭТЮД

Прекрасен лес в зимнее пушкинское утро. Что может сравниться с лазурной синевой безоблачного неба в ясный зимний рассвет?

Бездонная голубизна царящая на небесах, веет радостью и красотой на землю, покрытую искрящейся сверкающей белизной снега, лишь кое-где перечеркнутую слегка засыпанными полосками следов. Какое разнообразие! Одни из них похожи на тонкое кружево, забытое клёстами, другое на затейлевый ковер, вытканный зайцем непоседой. Величественные ели обступают пришельца, словно просят полюбоваться их белоснежными одеждами, а березки, ветви которых покрыты резной изморозью, предлагают оценить их воздушный наряд. Чуть затронь их и на тебя обрушится звенящий дождь снежинок. Присмотрись, поймай несколько на руку, и ты увидишь как они красивы. Вот пушистая звездочка, вот мягкий шар, а вот не похожие не на что кроме изобритательной фантазии русского кудесника, необыкновенные снежинки. Блестят и искрятся на солнце свисающие с веток сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. Жалко расставаться с удивительной сказкой леса, но пора, пора… Прощай лес, прощай сказка! До новой встречи.

Вариант – 5

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Когда кто-то делится своими впечатлениями о приходе зимы, о прелести снега и о трескучих морозах, мне всегда вспоминается один день. Раннее утро. Тишина. И кругом белизна не привычная глазу. Вот он долгожданный первый снег!

Как всё изменилось за одну ночь. А какие удивительные снежинки: нет не одной одинаковой. Они кружатся в прекрасном танце, переговариваясь друг с другом, и плавно опускаются на землю, закрывая собой все оставшиеся недостатки осени. А как жалко их таких беззащитных и хрупких, когда они попадают на руку. Даже не успеваешь полюбоваться их красотой как тут же она превращается в маленькую капельку воды.

От снега предметы становятся не узнаваемыми.

А как прекрасен снег в лучах восходящего солнца. Снежинки переливаются всеми цветами радуги, как будто подмигивают мне.

Вот загорелся малиновый огонек, а вот уже стал фиолетовым, потом каким-то зеленым.

Такое зрелище не описуемое, так же как и само явление природы – первый снег.

Вариант – 6

СНЕГОПАД

Небо потемнело от надвигающегося облака. Эта серая громадина уже поглащала последние лучи заходящего солнца. Становилось немного жутковато. Вдруг, заподувал легкий ветерок и мне показалось, что он поднимает с земли уже выпавшие снежинки и как бы приглашает их кружиться в легком танце, в то же время я заметила, что с неба полетели маленькие хрупкие снежинки и начали кружиться, играть, веселиться, укутывая меня белым покрывалом. Каждая из снежинок была не похожа на другую. Они опускались на мою ладонь и тут же исчезали растаяв бесследно, оставив после себя лишь капельку воды.

Снежинки становились всё крупнее и крупнее. Снег повалил уже такими большими хлопьями, что трудно было открыть глаза. Всё в один миг покрылось одной сплошной, свежей, пушистой белизной.

Ветерок всё также продолжал водить за собой снежный хоровод. Деревья стояли завороженные, казалось, что они перешептываются друг с другом, хвастаясь своим новым нарядом. Вдруг, ветерок стих, всё как бы замерло на мнгновенье, всматриваясь в происходящее, только огромные белые хлопья всё сыпались и сыпались на землю дополняя друг друга.

Я вздохнула глубоко и почувствовала, как чист, свеж и пьянящ воздух. Снегопад будто освободил его от всех забот, переживаний и позволил напиться человеку этой прелести до краев.

Вариант – 7

СНЕГ

Было раннее утро. Только забрезжил рассвет. Это как раз то время когда человеку крепче всего спится, но я отчего-то проснулась. На душе у меня было светло-светло, радостно, какая-то музыка рвалась у меня из груди наружу.

Я встала и подошла к окну. И, вдруг, на меня вылилось столько света, что я даже зажмурила глаза. Это выпал первый снег.

Всё вокруг вчера ещё было грязно-серое, мрачное, а сегодня покрылось белой свежей пеленой снега. Я шла по этому снегу, а мои сапоги оставляли на нем первые следы. Всё кругом казалось праздничным и нарядным. И люди, встречающиеся со мной, казалось, улыбаются этому снегу и всем окружающим.

А снег так и сиял, переливаясь всеми цветами радуги и воздух был такой свежий, что кажется не надышишься, задохнешься от этой свежести.

Пушистые снежинки, похожие на маленьких беззащитных котят падали мне на шапку, воротник, покрывая меня белой пеленой снега, что казалось, я постепенно сливаюсь с природой, с окружающим меня миром. Я протянула руку и поймала множество снежинок. И что за чудо: они все были разные, прекрасные и какие-то загадочные. Как будто это какой-то добрый волшебник вырезает крохотными ножницами вкладывая в каждую тайну и красоту.

Это было удивительно, не забываемо. И казалось, что все печали и неудачи скроются под покрывалом этого первого снега.

Вариант – 8

ПРИРОДА ЗИМОЙ

Удивительна природа зимой! Всюду веет её свежее морозное дыхание, лес, землю и реку одела зима в белоснежное кружево, атлас и парчу, что блестит на солнце серебром.

Принято считать, что зимой природа умирает, становится бедной, скучной и однообразной. Но разве не радует глаз её торжественый наряд. Каждая краска её, каждый оттенок несет на себе отпечаток холода: синий лёд реки, перламутровые и молочные берега, седые ветви прибрежных кустиков. Но бывает так, что в солнечный, зимний день мелькают по снегу тёплые лучики и от того в строгом пейзаже появляются тёплые краски. Вот солнышко пробежало по речке и там, где ледянная корка была тоньше (ближе к берегу), речка стала зеленоватая, а посередине – аквамориновая.

Снег по берегам отразил, как в зеркале, лимонные лучики и сделался местами кремовым, местами жемчужным, а то и от яркого низкого солнца и бирюзового неба появился зеленовато-белый.

Наряднее всего выглядят ветки ивы и прибрежного кустарника – в солнечный день они оделись в жемчуг и серебро. Скоро солнце отправится на покой, за горизонтом спрячутся последние багряные лучики. Природа за время заката сменит десятки тёплых тонов и вновь станет холодной, синей, аметистовой, седой.

Вариант – 9

ИЮНЬ – НАЧАЛО ЛЕТА

Июнь – начало лета. Молодой, сочной зеленью покрылись кусты и деревья. В лугах запестрели цветы, в полях поднялись хлеба.

В июне самые длинные дни и короткие ночи. Как говорится заря с зарёю сходится. Особенно хорошо это можно видеть где-нибудь в лугах, в степи с широким открытым горизонтом.

Вечереет. В зеленое море трав и цветов опускается большое, похожее на раскаленный шар, солнце. Вот оно закатилось совсем и по небу разлилась заря. Начинает смиркаться. Небо становится всё темнее, но заря не гаснет. Она только едва заметна на горизонте и медленно движется по небу с запада на восток. Незаметно бегут часы короткой летней ночи.

Такую ночь хорошо провести не в душной комнате, а где-нибудь на лугу, в ночном, сидеть у костра, следить за тем, как клубится туман и слушать мирное фырканье пасущихся лошадей.

В эту пору у большинства птиц выводятся птенцы и крылатым родителям не хватает даже длинного дня, чтобы прокормить своё прожёрливое потомство.

Вариант – 10

ЛЕТНЯЯ ГРОЗА

Однажды летом мы с девчёнками пошли в лес за клубникой. День был жаркий, солнечный и знойный. По дороге мы рассказывали друг другу разные смешные истории, чтобы идти не скучно было.

Но только мы дошли до леса, как внезапно налетел ветер, дрогнул воздух (это гром прогремел). Мы подняли головы вверх. На небе слабо сверкнула молния. Да это же гроза! А кругом еще ярко светит солнце. Но вот трава, кусты – всё потемнело. Первые крупные капли дождя забарабанили по траве, по листьям деревьев. Мы спрятались под большим деревом. Гроза длилась не долго.

Как только она кончилась мы вышли из своего укрытия. «Света, Таня, посмотрите как красиво!» – воскликнула Юля. Мы оглянулись и увидели радугу. Один конец её упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга. На лугу сново запархали бабочки. Капли на листочках переливались всеми цветами радуги. В воздухе пахло свежестью, медом, клубникой.

И после этой короткой грозы земля стала походить на нарядную, застенчивую невесту.

Вариант – 11

ЛЕТНИЕ ДОЖДИ

Как хороши и прекрасны летние дожди! Когда по небу медленно корабкаются тучи, закрывая собой яркие солнечные лучи, как бы смыкая в пожатии цепкие руки, сливаются они в дружный хоровод. Дальним солютом гремит гром. Сперва редко, потом всё чаще зашлепали по асфальту дождевые капли. И вдруг на город обрушивается ливень. Накрывая голову чем попало, люди бегут, чтобы спрятаться от дождя. А он всё льет и льет, как из ведра.

Но вот темные полосы удаляются всё дальше от города, обрушиваются на поля и леса. А в городе сново светит солнце. Его лучи впитывают слезы дождя с нежных цветов яблони. Деревья трепещут ветвями в знак благодарности дождю. Воздух становится свежим и нежным и чувствуешь запах мокрой и теплой земли. Солнечные лучи рассыпаются золотыми брызгами по зеленым лужайкам и они становятся похожими на серебренные блюдца.

А кто откажется после дождя пробежаться босиком по лужайкам или по мокрой траве? Особенно этому радуются дети, когда на их босые ноги падают с травы тяжелые капли росы.

И в это время на голубом небе появляется разноцветная радуга, как будто небо само радуется летнему дождю.

Вариант – 12

ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

В любое время года можно наблюдать дождь. От времени года зависит настроение, навеваемое им. Особенно радостно бывает после летнего дождя.

Летний дождь часто начинается почти незаметно. С раннего утра стоит невыносимая жара. Воздух очень тяжелый. Нещадно полит солнце. На небе не облачка.

Но вот легкий ветерок принес первые капли дождя, которые упали из пробегавшей по небу тучки! И взглянув вверх, можно увидеть, как со всех сторон на небо надвигаются грозовые тучи. Вот уже совсем потемнело. Ещё минута, и тучи закрыли солнце.

Внезапно обрушиваются потоки воды. Вокруг ничего не видно, дождь льет, как из ведра. И, кажется, что этому водопаду не будет конца.

И всё-таки дождь заканчивается. Заканчивается также неожиданно, как и начинался. На землю падают последние капли дождя. Из-за туч выглядывает солнышко и смотрит на чисто умытую землю. В воздухе появляется свежесть. Дышится легко и свободно. А вокруг растекаются лужи. И хочется разутся и бегать по ним босиком, и радоваться всему живому на земле.

Вариант – 13

ЛЕТНИЙ ЛИВЕНЬ

Очень прекрасен летний ливень. После жаркого знойного полудня небо покрывается облаками. Затем они начинают темнеть, надвигаться и повисают над землей беспорядочными кучами серой ваты. Кажутся тяжелыми полными воды.

Но вот начинает мелкими каплями накрапывать дождь, изредко постукивая по крышам и стеклам домов, смачивая и прибивая уличную пыль.

Изредко доносятся раскаты грома. Этот гул с каждой минутой наростает, приближается… И вот огненная стрела пронзает небо, воздух, землю; раздается сильный удар грома.

Крупные капли воды падают сначало редко, потом все чаще и чаще. С неба обрушивается на землю поток воды, захлестывающей всё, что попадается ему на пути. Прохладные капли умывают деревья, цветы, травы. Сила этого потока постепенно снижается, капли дождя падают на землю всё реже и реже.

Раскаты грома становятся глуше, уходят далеко от леса. Воздух чист, прозрачен, и свеж, и полон тишины, и таинственности. Из за туч появляется яркое солнце. Прекрасным кажется всё, что есть на земле.

Вариант – 14

ДОЖДЬ

Сегодня с самого утра страшная жара. На небе не облачка. А небо высокое-высокое и голубое-голубое, так и знай, что в конце дня будет дождь. На дорогах пыль поднимается столбом, когда проедет какая-нибудь машина. Трава вся прижалась к земле. Может здесь чуть-чуть похолоднее?

И вот вдруг показалось не большое облачко, оно медленно приближается, становится всё больше и больше, и, наконец, закрывает собой солнышко. Подул ветерок, стало темнее. И вот первые капли долгожданного дождика. Какие они большие, словно чьи-то горючие слезы обиды. Но вот их становится всё больше и больше. А через несколько минут льет, как из ведра. Этот дождик не надолго, тучка куда-то полетела дальше, а дождик кончается. Вот и последние капли.

Зато как здорово после дождя! Воздух чист и свеж, а на небе радуга. Такой большой разноцветный мост. Так и хочется пробежаться по нему. На листьях деревьев, на траве еще сверкают на солнышке неуспевшие высохнуть жемчужины. Природа оживает и благодарит дождик за его целительную силу.

Вариант – 15

ЛЕТНИЙ РАССВЕТ

Хороши летние рассветы. С рассветом просыпается всё живое, начинается жизнь на земле.

На небе появляется узкая, светлая полоска, которая быстро растет. Солнце еще не взошло, небо заметно светлеет предвещая своим розоватым тоном начало летнего дня.

С рассветом всё оживает, приходит в движение. Зашевелились птицы на ветках, весело зачирикали, запрыгали с ветки на ветку. Между деревьями еще прячутся тени, но верхушки их озоряются светом восходящего солнца. Кажется, что вот они сейчас встрепенутся, зашумят своей листвой на летнем ветерке.

А вот и ветерок дунул слегка, потом сильнее и сильнее. Как волшебная палочка он приводит в движение листву на деревьях, траву и цветы на поляне.

А вот наконец, и солнце Ярило поднимается на горизонте. Его свет, свет занимающегося утра, придает всему фантастический характер. Всё, словно ночное царство, освобождается из под оков ночи, пробуждается, тянется к солнцу и свету.

Всё сияет, звенит, поёт.

Наступает новый день.

Вариант – 16

ЛЕТНЕЕ УТРО

Тихое летнее утро. Солнце уже довольно высоко стоит на чистом синем небе, но поля еще блестят росой, из недавно проснувшихся далин веет душистой свежестью и в лесу еще сыром и не шумном, весело распевают ранние пташки.

Я захожу в лес. Он приветствует меня ароматом смолы, звоном вершин, стуком дятла и серебренным выкриком ястребов. Мне виден их полет в синеве.

Я брожу по лесу, засиживаюсь на пеньках, на поляне, где так густо пахнет смолой, затем выхожу к высокому холму. На вершине пологого холма, сверху до низу покрытого только что зацветшею рожью виднеется не большая деревенька.

Вокруг меня по высокой ржи бежали длинные волны, в вышине звенели жаворонки. Я иду по узкой проселочной дороге к деревеньке, встречая по дороге пастуха со стадом коров. Как жаль, что так быстро закончилась моя встреча с летним утром!

Вариант – 17

ВЕСНА

Наступает весна. Приход весны приносит много изменений в жизни природы и человека. О приходе весны говорят первые сосульки на крышах домов, первые ручейки. С каждым днем природа изменяется: вот маленький ручеек, а на следущий день этот ручеек стал побольше. День стал длиннее. Утром воздух чистый и прозрачный, вдохнешь этот воздух и на душе становится легко. К обеду воздух становится теплым, милым сердцу. Изменяется и весеннее небо, оно становится голубым, можно сказать прозрачным, изредко появляющиеся облака напоминают мокрую пену, а солнце светит ярче и находится где-то высоко в небе.

Пробуждаются от зимнего сна и деревья, они живут в ожидании того, что у них скоро появятся листочки, а пока у них набухают почки. Ветви у деревьев отяжелели от весеннего сока. Всё громче слышится пение птиц и к ним приливаются новые.

Весна, как волшебница, творит чудеса. В ожидание чудес живет человек. Настроение у человека приподнятое, он живет в ожидание праздника.

Вариант – 18

РАСЦВЕЛА СИРЕНЬ!

Удивительно! Ещё вчера куст сирени, растущей в саду, был подернут зеленой дымкой, а сегодня он расцвел. Маленькие лиловые крестики цветка распустились и радуют глаз. Помню в детстве мы любили отыскивать пятиконечные звездочки и съедали их, загадывая какое-нибудь желание. Я люблю вдыхать легкий, душистый аромат сирени. Я подхожу к ней, наклоняюсь к фиолетовым, синим, белым цветочкам и не могу насытиться чарующим запахом. Если присмотреться к цветочкам, то они напоминают голубые звездочки.

Днем сирень представляется мне букетом, посаженым в корзину. Такое представление возникает, если посмотреть издали на сирень, растущую в небольшом полисаднике. Деревянный, резной заборчик как бы вместил в себя пышные цветы. Любование моё днем прекрасными цветами сменяется очарованием от благоухания сирени вечером, когда запах её ощущается более остро. Он распрастроняется далеко вокруг, привлекая к себе людей. Я рада, что у меня в саду расцвела сирень!

Вариант – 19

ВЕСЕННИЙ ЭТЮД

Март… На улице еще холодно, но уже чувствуется приближение весны.

Не хочется сидеть в душных комнатах и тянет на улицу, хочется надышаться чистым, свежим, манящим куда-то весенним воздухом. И невольно забываешь о книгах, заданиях, уроках…

Бродишь по очнувшимся от долгих зимних месяцев улицам города и вдыхаешь в себя запахи ожившей природы. Вот уже и слышится веселое переголосье птиц, и хотя еще грачи – вестники весны не прилетели, но всюду весна, весна, весна!

Небо стало удивительным – высокое, чистое, бесконечное. Изменчивый ветер приносит с собой то ласковое и нежное дыхание весны, то пронизывающий до костей мороз не сдающейся зимы. Но всё-таки люди словно на перекор ей снимают с себя тяжелые зимние одежды и, хотя и ёжась, щеголяют в куртках и плащах-пальто.

Весна чувствуется всюду. Девчёнки с огорчением заглядывают в зеркало – веснушки! Ох, уж эта проказница весна! Люди как-то оживились, добрее и мягче стали их улыбки. И как выйти на улицу и не улыбнуться лучам солнца, пусть даже еще и скупым, свежему ветру, который в лицо, жизни, которая вся впереди, со всеми своими мечтами, планами, начинаниями!

Вариант – 20

ОСЕННИЙ ЛЕС

Вот и закончилось солнечное лето. На смену ему идет немного грустная, но замечательная по своей красоте осень.

В пасмурную погоду деревья в лесу то кажутся дремлющими былинными богатырями, чудом забретшими в наши дни, то наоборот начинает казаться, что ты сам попал в заколдованное царство. Но стоит показаться солнцу и темные вершины великанов-деревьев, потрепаные вечными ветрами сбросят с себя всю таинственность.

Засверкают капли росы на траве, блестнет вода в лужах и весь лес расцветится удивительными красками. По воздуху носятся серебренные паутинки, и зацепившись за ветки, остаются висеть на них словно блестящие бусы.

А от ковра из листьев даже в глазах ребит. Каких только цветов здесь нет! И желтый, как янтарная смола, и красный, как вечернее солнце, и зеленый, и коричневый.

Ветер унес лето. Внизу уже осень. А вверху – небо и облака. Светлые и далекие, как воспоминания об ушедшем лете.

Вариант – 21

ОСЕННИЙ ЛЕС

Осенью лес как-то особенно красив. Он часто меняет свой наряд, словно модница. Каждый день можно наблюдать какие-то перемены.

В сентябре лес стоит по летнему зеленый. Он еще живет, грибники не устают ходить в поисках грибов, птицы готовятся к полету в южные края, да и сам лес с нетерпением ждет, когда же придет время скинуть летний наряд.

Но постепенно лес пустеет. Уже невидно грибников, да и лесных птиц остается мало. Но как красив лес в эту пору! Осинки шелестят багряным убором. Березки по капле роняют свой золотой наряд.

Ноябрь лес встречает уже серый, готовый одеть белое платье. Особенно красив он, когда только-только начинаются холода: деревья буд-то осыпаны осколками стекла, которые всеми цветами перелеваются на солнце.

Зиму лес встречает уже в белой пуховой шубе. Он стоит буд-то заколдованный до тех пор пока еще не начнет теплее греть солнце. И тогда лес снова оживет.

Вариант – 22

СЕНТЯБРЬ

Вот и кончилось лето, жаркое и прекрасное. Пришла осень, первый её месяц сентябрь. Всегда почему-то немножко грустно в эту пору. Но осень в наших местах всё-таки по-своему прекрасна. В городе это опавшие листья на асфальте, легкий ветерок кружит их.

А какое чувство умиротворенности и покоя исходит от осеннего леса. Всё в нем тихо и грустно. А краски! На фоне зеленого бора ярко желтеют березы, краснеют осины. В этом может сожелеешь о том, что ты не художник и не можешь запечетлеть это на картине.

Осень пора раздумий и тихой грусти. Хочется в чем-то подвести итог и кажется, что вот придет зима, а за ней весна и всё изменится к лучшему. Так, наверное, и живет человек, соизмеряя свою жизнь по этим «часам» природы. Сентябрь – это настоящий подарок осени. Иногда кажется, что лето вернулось и не будет ему конца. Но нет, за окном осень, её начало, прекрасный и грустный первый звонок о зиме.

Вариант – 23

ОСЕНЬ

Когда приходит осень?

Она наступает незаметно. Еще конец августа, смотришь – появляется желтизна на листьях деревьев, кое-где среди зелени пестрит пожухлая трава. И обилие осенних цветов: величественные гладиолусы, пышные георгины, маленькие солнца-астры.

И вот уже осень полноправная хозяйка природы. Она не скупится на краски, они самые яркие, веселые. Красные, желтые рыжие они на деревьях, в траве, и среди них проглядывает последняя зелень – прощальный привет ушедшего лета.

Осень часто меняет свое настроение. Она веселится, кружась в танце вальса падающих листьев, и, кажется, этот цветной листопад никогда не кончится. Но вот уже становится пасмурно, хмурится осень и начинает плакать мелким моросящим дождем. И, кажется, настроение человека меняется в зависимости от прихати капризной осени: мы веселимся вместе с ней и грустим под заунывную песенку дождя.

Вариант – 24

ВЕТЕР

Каким бывает ветер? Откуда он берётся? Кто его видел? Сколько раз зимой, закручивая легкие недавно выпавшие снежинки спиралью он казался мне живым. Но всегда вспоминается, после городской пыли, свежий лесной ветерок. Тихо шумят покачивая кронами березы, шелестят осиновые листья, кланяется земле трава, откидывая листья, выглядывает из нее лесная ягода. Кажется, что вся природа движется в каком-то удивительном танце. Легко прикасаясь к лицу, нежный ветерок раздувает волосы, треплет платье. У него есть вкус и запах. Постой у края поля, на котором созревает пшеница или у озера, где закидывают сети рыбаки, и ты поймешь правду моих слов.

Самый мой любимый ветер бывает только раз в году. В начале июня. Во всех садах цветет черемуха и ветер несет далеко-далеко её дурманещий аромат. Нежный, ласковый приветливый…

Подрагивают, покачиваются пенно-белый ветки, тронутый весенним ветерком. Пройдет неделя, другая и облетят пенные гроздья белым снегом. Долго вьются ещё в воздухе лепестки: то оседая, то вновь поднимаясь, крутя над землей.

Это танец ветра. А игра? Мчится ветер срывая шляпы, унося газеты у зазевавшихся прохожих. Лови! Бежит ветер, догоняют зеваки шляпы, улыбаются, придерживая рукой свой головной убор счастливчики.

Осень. Разметался по дороге «рыжий хвост» листьев. Не скучает ветер! Обрывает с деревьев последние листья, мча далеко далеко.

Вариант – 25

ГРОЗОВАЯ ТУЧА

О том, что начинается гроза мы узнаём взглянув на небо и замечая, что где-то ещё далеко виднееться тёмная, почти черная часть неба – это туча несущая с собой грозу. Именно грозовая туча предупреждает нас об этом интересном явлении природы.

Туча медленно наступает к нам всё ближе и ближе, стараясь обхватить своей, как бы давищей на землю, тусклой пеленой всё небо. Она подобна жадной хищнице, старающейся проглотить весь свет и яркие краски поднебесья, нарушить покой красными вспышками молний и раскатами грома. Грозовая странница покрывает всё тьмой на своем пути, и даже солнце без сопротивления исчезает в её обьятиях.

А потом, когда уже станет слышен гром, и змеистые молнии всё чаще и чаще заиграют в черной туче, начнется дождь. И так ненасытная хищница, как лягушка путешественница будет путешествовать по небу, стараясь поглотить в себя всё светлое и радостное, но не в силах сделать этого.

Вариант – 26

ВОСХОД СОЛНЦА

Мне очень нравится из явлений природы – восход солнца.

Что может быть прекраснее восхода солнца летом! Ведь с этого и начинается новый день, который является продолжателем жизни на земле.

Всё живое просыпается в природе вместе с восходом. Начинают щебетать своими звонкими голосами птицы, пробуждаются за день уставшие от нужной и не нужной беготни, жучки и разные паучки, берутся за свою кропотливую работу трудолюбивые муровьи, цветочки на лугах начинают шевелится, подготавливая себя к встрече нового дня. Просыпается ото сна весь животный мир, боясь проспать то прекрасное, что идет вместе с восходом. А восход солнца действительно прекрасен! В это время утра стоит по всему миру в природе тишина, как бы в испуге нарушить своим неловким движением того, что свершится вот, вот. И в этой тишине совершается чудо… Получается сначало так, как будто ночь не хочет уступать место рассвету. Но темно-голубое небо постепенно светлеет, скрываются во мраке последние звезды и постепенно распрастроняя свои желтый, фиолетовые лучи, из-за горизонта появляется небольшой красноватый шар – солнце. Вот оно медленно, не торопясь всё поднимается и поднимается на верх, даря начало нового дня и тепло своё всей природе, всему живому на земле.

Прекрасен летний рассвет!

Вариант – 27

ГРОЗА

Что может быть удивительней майской грозы? Воздух становится тяжелым и влажным. По небу бегут грозовые облака. Места в вышине им не хватает и они спускаются к земле всё ниже и ниже.

Если вы наблюдаете за грозой поздно вечером или ночью, то вам удается увидеть не обычное зрелище. Черные кони мчатся по небу, гривы их треплет ветер, из под копыт летят искры, освещая всё кругом.

Гроза набирает силу. Порывы ветра приносят первые капли дождя. Дождь усиливается и превращается в сплошной водянной поток. Картины сменяют одна другую. Черное небо озоряют молнии. Раскаты грома сотрясают землю. Вдруг становится совсем тихо и только шелест дождя проникает в эту тишину, но он не нарушает её, а делает ещё более загадочной и таинственной.

Под утро гроза прекращается, по дорожкам бегут мутные ручейки, воздух прозрачный и свежий. Вокруг всё сияет, толи оттого, что капли дождя ещё не обсохли, а может быть природа вместе с нами радуется первой грозе, а значит и приходу лета.

Вариант – 28

МОЯ ЗИМА

Прежде всего зима для меня – это заснеженая деревня, тихая и загадочная под лунным светом и веселая, искрящаяся под солнечными лучами. В это время года в деревне непривычно тихо и спокойно: слышатся только мычание коров и лай собак. И запах зимой особенный: пахнет дымом, сеном и чем-то свежим.

Зима в деревне – это и катание на лошадях. Лошадь бежит быстро, весело – ей легко везти сани, она встряхивает гривой и часто фыркает и от этого фырканья на душе становится радостно-радостно. И почему же не радоваться? Ты сидишь в санях на душистом сене, тепло укрыта, а лошадка везет тебя по хрустящему снегу, куда хочешь.

У нас с сестрой есть особая зимняя забава в деревне. Мы тепло одеваемся – валенки, пуховые платки, фуфайки – и идем на степь – кататься в снегу. Это развлечение не изменный атрибут наших зимних каникул.

Вообще же зима для меня – это зима в деревне. Наверное, потому что в городе это время года не такое красивое и веселое.

Вариант – 29

КРАСАВИЦА-ЗИМА

Как только наступает зима, мы начинаем замечать и открывать для себя её красоту.

Я очень люблю зиму. Не очертить её границ – всюду снега, снега, снега… Снега белы, как лебединное перо. Красив снег! В нем и нежность, и строгость!

Зима у нас морозная. Чуть затемнело, а люди уже носят в избы дрова из огромных полениц, и складывают охапки у печей. На поленьях снежинки, они таят, сверкают и наполняют жилище морозным запахом.

Какой живой красивой кажется деревня в тот час, когда над крышей из трубы не прерываясь выталкиваются столбы дыма.

Недалеко от нашей деревни находится хвойный лес. Я очень люблю ходить по нему, любоваться его красотой и великолепием. Как только вхожу в лес, я словно попадаю в зимнюю сказку. Всё как будто заколдовано. Лес кажется каким-то притихшим, таинственным. Маленькие ёлочки запарошенные снегом, почти не заметны среди могучих сосен-великанов. Под тяжестью снега их зеленые лапы опустились. Вокруг бело, просторно. От цветов и травы остались лишь сухие былинки. Березки тоже припарошило. Их тонкие обледеневшие веточки позвякивают о ветра. Белый, стройный ствол берез окутан инеем.

Лес спит. Он прекрасен в своем зимнем уборе.

Как только выглянет солнце снег начинает сразу искрится. Кажется, что вся земля покрыта жемчугами, бриллиантами.

Зимняя природа прекрасна, и каждый русский человек должен это знать, видеть и ценить.

Вариант – 30

ЗИМА

Трудно сразу ответить на вопрос: «Какое любимое время года?». Весна – это время года, когда всё живое приходит в движение, просыпается от долгих зимних дней. Вслед за весной наступает лето. Лето пора самых длинных и самых лучших каникул. Но какое лето не длинное, на смену ему приходит осень. Осень самое красивое время года. Но сочные краски золотой осени сменяет слякоть, дождь. Природа медленно погружается в сон. Но в одно прекрасное утро, когда просыпаешься и открываешь глаза, вдруг видишь и чувствуешь, что комната наполнена каким-то белым хрустальным светом.
то выпал первый снег. Смотришь в окно и кажется, будто весь мир погрузился в сверкающюю зимнюю сказку.

Но особенно хорошо зимой в лесу. Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Всюду видны глубокие сугробы. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах. Но вот хруснула и сломалась мерзлая ветка – это пробежал под деревьями заяц-беляк. По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов пробегают легкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над сугробами совы.

Самое главное, когда находишься в лесу – это быть очень внимательным ко всему, что в нем проис


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: