При Николае I

Николай I подозревал в движении декабристов дворянское сословие, поэтому в госуправлении стал опираться не на дворянское самоуправление, а на чиновников. В госуправлении усилена централизация, уменьшена роль региональной администрации, которая должна была только выполнять указания «сверху», из министерств

Устройство Собственной его императорского величества канцелярии. При Николае I появились 4 отдела: делопроизводство, юридический, надзор за политической жизнью (политическая полиция), образование. В 1840-е гг. создано еще 2 отдела – управления Кавказом и надзор за самоуправлением государственными крестьянами – соответствующие наиболее трудным проблемам в государстве. Император усилил контроль за законодательством и общественным настроением. Это привело к усилению личной власти главы государства.

Создание свода законов под руководством Сперанского. В 1833 г. опубликовано Полное собрание законов Российской империи, включавшее в себя все законы с 1649 г., и Свод законов Российской империи (гражданский и уголовный кодекс), регулировавший также и государственные отношения.

Финансовая реформа, осуществленная министром финансов Канкриным, была направлена на отмену ассигнаций и введение в обращение новых монет и бумажных денег. Пополнить запас золота и серебра в казне позволил выпуск депозитных билетов, которые выдавались частным лицам в обмен на принятые на хранение слитки благородных металлов. Были выпущены билеты государственного казначейства – «серии», которые приносили небольшой процент и беспрепятственно обменивались на серебро. В 1839 г. мерой денежного обращения был объявлен серебряный рубль.

Введение самоуправления среди государственных крестьян. В 1836 г. государственные крестьяне были переданы в ведение 5-ого отделения канцелярии под руководством Киселева. В губерниях действовали палаты государственных имуществ, которые заведовали государственной землей и угодьями, наблюдали за государственными крестьянами. Крестьяне были объединены в сельские общества, а из нескольких общин состояла волость. Они имели свои сходы, избирали сельских голов и старшин.

Реформа просвещения была проведена под руководством Уварова. В начале 1830-х гг. проходила реформа средних учебных заведений, направленная на приоритет детей дворян и чиновников среди учащихся гимназий. Учреждены специальные учебные заведения, военные (кадетские корпуса, военная и морская академии) и технические (технологический институт), женские учебные заведения.

В 1835 г. утвержден новый Университетский устав. Усилился государственный контроль над образованием на всех уровнях. Студенты получили возможность учиться на бюджете. Работники просвещения становились госслужащими.

Реформа управления православной церковью. В 1836-39 гг. была проведена реформа Синода, который перешел в полное подчинение обер-прокурору. В результате государственные чиновники получили возможность регулировать и внутрицерковные дела.

Реформа городского управления. Новое Городовое положение 1846 г., сохраняя принцип общности избирательного права, вводит строгую сословность, повышает имущественный ценз в отношении пассивного избирательного права и еще более усиливает опеку и контроль со стороны правительства.

Формирование государственной идеологии – «самодержавие, православие, народность».

В целом деятельность Николая была направлена на укрепление государственной власти, введение полного контроля над всеми процессами общественной жизни в стране. Система госуправления в России имела недостатки: длительное время на принятие решений, возрастание вероятности ошибки при принятии решения (единоличные решения приводят к ошибкам) и разрастание бюрократического аппарата.

В середине XIX в. Россия также столкнулась с экономическими трудностями. Причина лежала в отсталом сельском хозяйстве. Помещичьи хозяйства были убыточны вследствие малой производительности крепостного труда. Государство могло изъять имения и крепостных за долги, но не имело возможности для устройства жизни бывших крепостных, ответственность за которых обычно нес помещик.

БИЛЕТ 16.Система госуправления при Александре 1 и Николае 1Крестьянская реформа 1861 года ознаменовала собой начало эпохи капиталистических отношений. Массовое строительство железных дорог также способствовало росту рыночных отношений, а развитие капитализма вызвало к жизни необходимость приведение органов государственного управления в соответствие с новыми хозяйственными условиями. Буржуазный принцип в государственности в первую очередь выглядел как появление элементов всесословного представительства во многих сферах жизни, например комплектовании армии и благотворительской деятельности, взамен узкосословного представительства, практиковавшегося до капитализма. Появление нового класса – предпринимателей – привело к появлению его представителей в совещательных государственных органах. Впервые в органах государственной власти появляются женщины, число которых на технических должностях аппарата достигло 10% от общего числа управленцев. Почти вековая целенаправленная деятельность масонских лож по реорганизации государственных органов власти и ограничению полномочий единоличного органа государственной власти – монарха, почти увенчались успехом, проект конституции был разработан, и Александр Второй уже готов бел его подписать, но несогласованность действий масонов сорвала этот план – террористическое крыло организации без согласования с ее либеральным политическим крылом убивает Александра Второго, Александр же Третий отказывается от идеи конституции и, напротив, принимает, «Манифест о незыблемости самодержавия». Таким образом, естественное для России государственное устройство вновь было сохранено, а искусственно моделируемые извне процессы вновь были остановлены.
Высшим законодательным органом в стране остается самодержавный монарх. Он сохранил все свои прежние неограниченные права в области законодательства, исполнительной и судебной деятельности. Законосовещательным органом при императоре создается Совет министров. При этом сохраняется, существовавший ранее Комитет министров и Государственный совет, значение которого, правда, ослабевает. Высшим судебным органом страны формально продолжал оставаться Сенат. Однако, как и Государственный совет, он становится своеобразной богадельной, где собираются чиновники, потерявшие способности к эффективному государственному управлению. Исполнительные органы. Во второй половине XIX века усиливается значение отдельных министерств. Так, после крестьянской реформы 1861 года большое значение начинает играть министерство финансов, ведавшее выкупными платежами, а с 1880 года – министерство внутренних дел, которое вобрало в себя 3 отделение Канцелярии е. и. в., корпус жандармов и стало заниматься политическим сыском и борьбой с террористами. МВД с этого года также занимается охраной правопорядка на улицах и ведает тюрьмами. Ранее полицейские функции осуществляли местные органы власти.


Местные негосударственные органы. Местные органы власти в результате земской реформы были сформированы в виде Земских учреждений. Население страны могло избирать своих представителей в такие учреждения, преимущественное представительство в которых имели дворяне-землевладельцы, крупные предприниматели. Городские жители также были представлены, но в меньшем количестве, крестьяне были представлены пропорционально меньше других. Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хозяйственными и некоторыми культурными вопросами. Они заботились о состоянии путей сообщения (ремонт дорог и мостов местного значения), занимались организацией медицинского обслуживания населения, строительством и материальным обеспечением школ. Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции. В городах избирались городские думы, исполнительным органом которых являлись городские управы. Голова городской думы утверждался губернатором или министром, поэтому государственные местные органы вполне контролировали органы местного самоуправления. Судебные органы. Во второй половине XIX века важнейшим изменением в судебной системе явилось учреждение суда присяжных. Присяжные рассматривали только уголовные дела и не принимали участие в гражданском делопроизводстве. Земские и городские управы формировали списки присяжных заседателей, которые утверждались губернатором. Присяжные выносили принципиальное решение «виновен» или «не виновен», меру наказания назначали уже судьи. Дела, рассмотренные с участием присяжных, не могли быть поданы на апелляцию, решение присяжных было окончательным. Прокуроры подчинялись министру юстиции и были обязаны выдвигать обвинения в нарушении закона и следить за законностью вынесенного приговора. Новым элементом судебного производства явилась независимая адвокатура и нотариат, заверявший деловые бумаги и договоры. Сословные суды были упразднены. Билет 17. Конституционная монархия. Николай II Конституционная монархия — вид монархии как формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией или иным фундаментальным законодательным актом либо их совокупностью. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Высшая судебная власть может или сохраняться за монархом, или делегироваться особому судебному органу. Конституционная монархия существует в двух формах: Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. 20 октября 1894, в 26 лет, Николай принял корону в Москве под именем Николая II. 18 мая 1896 во время коронационных торжеств произошли трагические события на Ходынском поле. Его правление пришлось на период резкого обострения политической борьбы в стране, а также внешнеполитической ситуации (Русско-японская война 1904-05, Кровавое воскресенье, Революция 1905-07 в России, Первая мировая война (Great War), Февральская революция 1917). В период царствования Николая II Россия превращалась в аграрно-индустриальную страну, росли города, строились железные дороги, промышленные предприятия. Николай поддерживал решения, нацеленные на экономическую и социальную модернизацию страны: введение золотого обращения рубля, столыпинскую аграрную реформу, законы о страховании рабочих, всеобщем начальном образовании, веротерпимости. Не будучи по натуре реформатором, Николай II был вынужден принимать важные решения, которые не соответствовали его внутренним убеждениям. Он считал, что в России еще не наступило время для конституции, свободы слова, всеобщего избирательного права. Однако, когда возникло сильное общественное движение в пользу политических преобразований, он подписал Манифест 17 октября 1905, провозглашавший демократические свободы. В 1906 начала работать учрежденная царским манифестом Государственная дума. Впервые в отечественной истории император стал править при наличии выборного от населения представительного органа. Россия постепенно начала преобразовываться в конституционную монархию. Но несмотря на это император по-прежнему обладал огромными властными функциями: Николай II имел право издавать законы (в форме указов), назначать премьер-министра и министров, подотчетных лишь ему, определять курс внешней политики, был главой армии, суда и земным покровителем Русской Православной Церкви.

Билет 19. 25 октября (7 ноября нового стиля) 1917 г. большевики совершили государственный переворот, который вошел в советскую историографию под именем Великой Октябрьской социалистической революции. Считалось, что она открыла новую эру в истории человечества, эру крушения капитализма и всеобщей победы нового общественного строя – коммунизма. В результате революции складывавшиеся в течение столетий российские государственность и право были разрушены, стали создаваться новые органы центрального и местного управления, формироваться новые нормы социалистического права.

Переход власти в руки большевиков, осуществленный под руководством Военно-революционного комитета, был оформлен законодательно Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, который открылся 25 октября в Петрограде. Съезд объявил низложенным Временное правительство, а себя провозгласил высшим органом государственной власти.

Съезд сформировал также из одних большевиков во главе с Лениным Временное рабочее и крестьянское правительство в лице Совета народных комиссаров (СНК). Главной задачей его являлся созыв Учредительного собрания, от идеи которого большевики не рискнули отказаться сразу. Поначалу предполагалось, что комиссары будут представлять новое правительство в старых министерствах, но большевики сразу после съезда приступили к организации вместо министерств новых органов отраслевого управления – комиссариатов.

Съезд принимает и утверждает:

-декреты о мире, о земле

-избирает исполнительный комитет, президиум и соответствующие отделы управления

10-18 января 1918г.- 3 съезд Советов. Принята декларация прав народа

На нем произошло объединение советов рабочих и солдатских депутатов с советами крестьянских депутатов и единый орган власти на местах. С названия СНК было снято определение «Временное», и он получил право издавать декреты наравне с другим законодательным органом – ВЦИКом (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

СНК действовал сначала в составе 13 наркоматов (иностранных дел, внутренних дел, военно-морских дел, земледелия, труда, торговли и про­мышленности, народного просвещения, финансов, юстиции, продовольствия, почт и телеграфа, путей сообщения, по делам национальностей). К лету 1918 г. к ним добавились ещё наркоматы государственного контроля, государственных имуществ, ВСНХ – высший совет народного хозяйства.

Новый государственный строй России – диктатуру пролетариата в виде республики Советов окончательно утвердила принятая 10 июля 1918 г. Пятым съездом Советов Конституция РСФСР. Российская Советская Федеративная Социалистическая республика объявлялась в ней федера­тивным государством, в которое входили автономные республики и области. Конституция утвердила новые органы власти в России: Всероссийский съезд Советов, Президиум ВЦИК, СНК, 18 наркоматов, на местах – областные, губернские, городские, уездные, волостные и сельские советы

Постоянно действующими становились исполнительные комитеты (исполкомы) Советов:

1.Совет труда и обороны, его функции:

-утверждение единых народных хозяйственных планов

2.Всероссийский совет народного хозяйства, функции:

-координация деятельности центральных и местных органов управления.

Особенности этих органов в том,что там всегда существовал контроль со стороны большевистской партии.

В компетенцию Всероссийского съезда Советов и ВЦИК входило ут­верждение вносимых в конституцию изменений, принятие в состав РСФСР новых членов, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней и внутренней политикой. Они же устанавливали обще­государственные налоги, основы организации вооруженных сил, судоуст­ройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законо­дательство и т.д. Но законодательная власть была предоставлена и СНК, который тоже мог издавать декреты и распоряжения в области государст­венного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Конституция провозгласила новую классовую демократию, лишив из­бирательных прав городскую и сельскую буржуазию (частных торговцев и посредников, кулаков, живущих на «нетрудовые» доходы), бывших поме­щиков, чиновников, духовенство. В выборах участвовали только «трудящиеся», без ограничения по признакам пола, национальности, ве­роисповедания.

Прямыми были выборы только в сельские и городские советы, осталь­ные советы формировались снизу доверху на съездах путем делегирования. При этом представительство разных социальных групп в местных советах было различным. Существенные преимущества устанавливались для рабочих: при выборах на областные, губернские и Всероссийский съезды, они давали одного депутата от 25 тыс. человек, в то время как сельские жители – от 125 тысяч. Многоступенчатая система и открытое голосование, строгий партийный контроль за процедурой выборов становились своего рода фильтрами для отсеивания «чуждых элементов», обеспечивали относительно малочисленному рабочему классу большинство в органах власти.

К июню 1918 г. была осуществлена тотальная большевизация Советов.

Таким образом, Конституция 1918 г., исходя из формальных признаков конституции как политико-правового документа, вряд ли оправдывала своё название. Она не содержала полного и безусловного признания прав и свобод человека и, связывая избирательное право классовым цензом, не удовлетворяла требованию юридического равенства. Тем не менее, для дальнейшего строительства советского государства она имела огромное значение, так как закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, новые принципы и социальные ценности, положила в их основание новую идеологию.

В марте 1918 г.- правительство переехало из Петрограда в Москву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: