Вопрос № 2 конституцинно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

В общей теории под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общественное формально-определенное правило поведения, предоставляющее участникам отношений юридические права и возлагающее на них обязанности, это определение приемлемо и для конституционно-правовой нормы, которая, как и все другие нормы: исходит от государства, охраняется принудительной силой государства, является общеобязательным правилом поведения, предоставляет участникам общественных отношений юридические права и возлагает на них обязанности. Но какова же специфика конституционно-правовых норм? Попытаемся установить ее, используя такой критерий, как особенности регулируемых конституционным правом общественных отношений.
1. Конституционный характер данных норм обусловлен двумя факторами. Во-первых, основная часть из них содержится в Конституции Российской Федерации и конституциях входящих в нее республик. Во-вторых, они регулируют общественные отношения, которые связаны с высшими интересами государства и общества, т.е. закрепляют фактическую конституцию государства.
2. Наличие в конституционном праве большого количества норм-принципов, норм-дефиниций, норм-целей и т.д. Данные нормы распространяются на всех субъектов правоприменительной деятельности, будь то гражданско-правовые, уголовно-правовые, трудовые отношения.
3. Учредительный характер: конституционно-правовые нормы первично устанавливают систему органов государственной власти, их компетенцию, атрибуты государственности (гимн, герб, флаг), формы правовых актов, их наименование, порядок принятия.
4. Особый механизм реализации. Если подавляющее большинство правовых норм реализуется через правоотношение, то конституционно-правовые нормы могут реализовываться и через определенные правовые состояния, например состояние гражданстве РФ.
5. Конституционно-правовые нормы имеют специфическую структуру.
Классическая структура правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Нередко конституционно-правовые нормы имеют только диспозицию. Иногда - гипотезу и диспозицию (нормы, регулирующие порядок преодоления разногласий между палатами Федерального Собрания, порядок регистрации кандидатов при подготовке выборов в органы государственной власти). Очень редко - санкцию (например, ответственность кандидатов в представительные органы государственной власти или на выборные должности в государственных органах в случае нарушения законодательства о выборах).
Таким образом, конституционно-правовая норма - установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Классификация конституционно-правовых норм
Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

I. По объекту правового регулирования, или содержанию:
а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;
б) закрепляющие статус человека и гражданина;
в) федеративное устройство России;
г) систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:
а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;
б) в федеральных конституционных и федеральных законах;
в) иных нормативных правовых актах.

III. По характеру содержащихся правовых предписаний:
а) управомачивающие,
т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать положительные действия (п. 4 ст. 80 Конституции РФ - Президент РФ представляет РФ внутри страны и в международных отношениях; ст. 34 п. 1 - каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности);
б) обязывающие - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);
в) запрещающие - конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

IY. По территории действия:
а) федеральные конституционно-правовые нормы;
б) правовые нормы субъектов РФ.
Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:
а) императивные - нормы, не допускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения РФ);
б) диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий (напр., ч. 4 ст. 66 Конституции РФ - отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области).

YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:
а) материальные;
б) процессуальные (процедурные).

YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:
а) общие - неопределенный круг лиц;
б) специальные - определенный круг лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: