Социального государства

Для обеспечения реализации основных положений и функционирования социального государства на изложенных выше принципах создаются и приво­дятся в движение соответствующие механизмы. Определяются они и интегри­руются в первую очередь социальной политикой.

В социальном государстве социальная политика - главная задающая ком­понента, ключевой ресурс, активно влияющий на экономику и обеспечиваю­щий ее развитие. Объект и предмет социальной политики далеко не линейный, а многоуровневый и системный. В целом объект и предмет совпадают с глав­ными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный комплекс -социально-трудовую сферу (СТС). СТС - это система взаимосвязанных ком­понентов и частей.

Социальная политика осуществляется в таких основных сферах социаль­ных отношений, как: оплата и охрана труда; рынок труда, занятость и безрабо­тица; регулирование доходов и потребления товаров массового спроса; пенси­онное обеспечение; социальное обслуживание; социальное вспомоществова­ние и предоставление адресной социальной помощи; социальное страхование; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; наука; здравоохранение; культура; физическая культура, спорт и туризм; де­мография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.

Поэтому, проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не забывая ни одно из направлений, выделяя на определенных этапах наиболее приоритетные, как в настоящее время - образование, наука, здравоохранение.

Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федера­ции и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответст­вующие законы, указы, постановления). Реализуется и осуществляется соци­альная политика, как правило, на городском, районном, муниципальном и корпоративном уровнях. Именно здесь она находит свое окончательное во­площение и фиксирует свою результативность и отдачу.


В связи с этим на данном этапе становления социального государства не­обходимо принятие Федерального закона «Об основах социальной политики», который определит права и обязанности всех субъектов регулирования соци­альной политикой - государственных органов, органов местного самоуправле­ния, бизнеса и общественных объединений в части осуществления ими дея­тельности в области социальной политики. Сферой регулирования этого зако­на должны стать отношения в процессе обеспечения гражданам социального государства достойной жизни путем создания условий для повышения их бла­госостояния собственными усилиями и средствами, а также справедливого и рационального использования в интересах государства и его граждан нацио­нальных богатств.

Важнейшим в социальной политике является социальная защита. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со сто­роны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это - защита и от возможных нарушений прав, свобод личности, и от административного произ­вола, и от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека, и от других вредоносных факторов.

Необходимость выполнения любым человеческим сообществом присущи­ми ему институтами функции социальной защиты своих членов вытекает из самих основ взаимодействия между социумом (любого масштаба) и входящи­ми в него индивидами. Общество и любое сообщество меньших масштабов должны осуществлять такую защиту своих членов. В одних случаях социаль­ная защита заключается в осуществлении мер, которые лишь создают препят­ствия для действия неблагоприятных для граждан явлений, обеспечивают их безопасность. В других случаях социальная защита включает в себя меры по­зитивного характера, то есть поддержку, помощь материального, правового, морального и иного характера, рассматривая их как составные части механиз­ма социальной защиты. В социальной защите, то есть в использовании обще­ственного потенциала, сил и средств, которыми располагают общество и его институты, нуждаются и вполне обеспеченные граждане (только по другим аспектам жизнедеятельности, например, в случае болезни, при обращении за медицинской помощью). Нуждаются в социальной защите даже более или ме­нее богатые предприниматели, которым, подчас, требуется защита от рэкета, криминала, чиновничьего произвола и от недобросовестных партнеров, а так­же организационно-правовая помощь и поддержка со стороны властно-управленческих структур в развитии бизнеса, что является составной частью социальной защиты. Гражданам должна быть обеспечена социальная защита от преступных посягательств, от нарушений их законных прав, свобод и инте­ресов, от загрязнения окружающей природной среды.

Государственная социальная защита в форме поддержки учреждений сис­темы образования, науки, здравоохранения, культуры обеспечивает защиту членов общества от возникновения ситуаций, при которых им было бы невоз­можно или крайне затруднительно удовлетворять свои потребности в соответ­ствующих сферах жизнедеятельности - получать образование, медицинскую помощь и др.


Социальная направленность государства призвана ограничивать своекоры­стные интересы и поползновения тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве, силе и ограждать «со­циально слабые» категории населения от произвола «социально сильных».

Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включа­ет:

• стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

• предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизма социального страхова­ния;

• предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не яв­ляющимся участниками системы социального страхования;

• доступ граждан к основным правам и услугам, таким, как образование и медицинская помощь.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные и комплексные сис­темы социальной защиты включают в себя государственные пособия, обяза­тельное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную по­мощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно охватыва­ет все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов.

Поскольку система социальной защиты затрагивает интересы всего населе­ния, особое значение имеет обеспечение населения достоверной и полной ин­формацией по ее основным сферам и направлениям.

В качестве механизма социальной политики, в т.ч. социальной защиты, важная роль принадлежит государственным социальным стандартам (ГСС), то есть устанавливаемым государством нормам и нормативам, обеспе­чивающим реализацию гарантированных Конституцией социальных прав гра­ждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих одновременно ориентирами для социальной и экономической политики социального госу­дарства.

В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормативы и нормы по широко­му кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно-правовыми актами социальных нормати­вов и норм определяет государственные гарантии и регулирует деятельность отраслей социально-культурной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др.

Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способ­ствовать государственная социальная стандартизация по важнейшим направ­лениям социальной политики.

Большинство этих нормативов и норм является обязательствами государст­ва перед различными категориями и группами населения и должно им обеспе­чиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государст­вом социальных нормативов и норм пересматриваются в зависимости от тем­пов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов.


Государственные социальные стандарты устанавливаются в виде законода­тельных актов и (или) других видов нормативных правовых актов и обязатель­ны для применения на всей территории Российской Федерации.

Государственная социальная стандартизация Представляет собой правовую регламентацию и регулирование в области установления и применения соци­альных нормативов и норм в качестве государственных социальных стандар­тов (минимальных и рациональных) и их структуры.

Формирование системы ГСС Российской Федерации должно осуществ­ляться на базе следующих принципов:

• соблюдение и обеспечение конституционных прав граждан в области по­лучения социальных гарантий, исходя из экономических возможностей госу­дарства;

• целевое, адресное -и поэтапное внедрение механизмов нормативного ме­тода подушевого финансирования отраслей социальной сферы из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов с учетом социально-экономического положения в стране, региональных и местных факторов и ус­ловий;

• научное и методическое обеспечение разработки государственных мини­мальных социальных стандартов;

• закрепление доходов и расходов на социальные нужды по уровням бюд­жетной системы Российской Федерации в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации и органами местного самоуправления;

• использование независимой экспертизы, представляющей различные по­литические и общественные силы, научные сферы и специалистов при уста­новлении и оценке применения государственных минимальных социальных стандартов;

• гласность, означающая обязательное информирование населения через средства массовой информации о государственных социальных стандартах, их разработке, утверждении, применении и финансовом обеспечении, а также обязательная открытость для общества и средств массовой информации про­цедур рассмотрения и принятия решений при формировании и применении системы государственных социальных стандартов.

Необходимо принять Федеральный закон РФ «О государственных соци­альных стандартах», который определит их систему, охватывающую такие основные сферы социальных отношений, как: оплата труда и трудовые отно­шения; обеспечение занятости и помощи безработным; пенсионное обеспече­ние; обеспечение лекарственными средствами и товарами массового спроса; обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами; обра­зование и профессиональная подготовка; наука, культура; социальное страхо­вание, социальная помощь и социальное обслуживание населения; обеспече­ние экологической безопасности; защита социальных прав граждан.

В результате установления и применения ГСС становится возможным про­ведение более эффективных мероприятий по:


• обеспечению удовлетворения важнейших потребностей населения в сот циальных услугах;

• государственной поддержке развития социальной сферы;

• выравниванию уровня социального развития на территориях субъектов Российской Федерации;

• концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях го­сударственной социальной политики;

• планированию и организации предоставления гарантируемых социальных услуг;

• оценке" и контролю за деятельностью учреждений и организаций, осуще­ствляющих реализацию государственных социальных стандартов.

В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений преду­сматривается минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Феде­ральным законом в соответствии с ценой труда и позволяющий гражданину содержать себя и семью (включая ребенка).

Минимальный размер оплаты труда по мере приближения его к уровню, обеспечивающему воспроизводство рабочей силы, станет исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, услови­ям и сферам приложения труда, а также другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных догово­ров между работниками и работодателями.

Должна повышаться, совершенствоваться и выравниваться по отношению к труженикам производственных отраслей заработная плата работников соци­альной сферы, которые не являются частью совокупного работника единого народнохозяйственного комплекса.

Государственные социальные стандарты в области обеспечения занято­сти и помощи безработным предусматривают установление:

• порядка определения страхового взноса по страхованию на случай безра­ботицы;

• размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице;

• правил поиска новых рабочих мест;

• порядка переобучения и профессиональной переподготовки безработных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройст­ва.

В качестве ГСС в области пенсионного обеспечения следует устанавли­вать минимальные размеры пенсии по старости, инвалидности, по случаю по­тери кормильца и за выслугу лет, а также гарантии обеспечения своевременно­сти и полноты выплат, срок и порядок индексации пенсий. Размеры пенсий с доплатами должны превышать прожиточный минимум.

Также в ГСС предусматривается установление:

• размеров и порядка отчислений денежных средств (взносов) юридических
и физических лиц в государственный Пенсионный фонд;

• порядка организации и деятельности негосударственных пенсионных
фондов.

В качестве ГСС в области обеспечения населения товарами и услугами массового спроса предусматривают установление:


• минимального набора важнейших продуктов питания, непродовольствен­ных товаров, услуг (входящих в состав потребительской корзины) и нормати­вов их потребления для основных социально-демографических групп населе­ния;

• перечня категорий 'населения, нуждающегося в реализации ему товаров массового спроса по сниженным ценам и (или) на иных льготных условиях, а также порядка предоставления таких льгот и организации контроля за его со­блюдением.

Государственные социальные стандарты в области обеспечения насе­ления жильем, коммунальными и бытовыми услугами:

• нормативов обеспечения жилой и (или) общей площадью в расчете на од­ного человека;

• порядка учета граждан, нуждающихся в получении жилья и (или) улуч­шении жилищных условий;

• порядка предоставления жилья гражданам с разным уровнем денежных доходов;

• перечня и нормативов предоставления населению основных видов ком­мунальных услуг (в составе потребительской корзины);

• максимально допустимой (предельной) доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (в совокупном доходе семьи);

• порядка предоставления группам населения с низким доходом субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

• предельной стоимости жилищных и коммунальных услуг в месяц (в рас­чете на 1 кв. метр общей площади жилья) либо мер по регулированию тарифов на эти услуги;

• категорий граждан, которым жилье, коммунальные и бытовые услуги предоставляются бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных усло­виях;

• порядка финансирования расходов предприятия и учреждений жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения из бюджетов разных уровней.

В области образования целесообразно иметь ГСС для: дошкольного обра­зования; общего образования; детских специализированных и специальных образовательных учреждений; начального, среднего, высшего профессиональ­ного и послевузовского образования.

В качестве составляющей ГСС как отраслевой (профессиональный) стан­дарт должны использоваться соответствующие государственные образова­тельные стандарты4, включающие содержание основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, объемы учебной нагрузки обучающихся по основным образовательным программам и др., раз­рабатываемым Минобразования России.

Особого внимания заслуживает разработка ГСС для детских специализи­рованных и специальных образовательных учреждений: специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; оздоровительных образователь-


ных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном ле­чении; специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением.

Государственные социальные стандарты в области науки предусматри­вают:

• порядок финансирования научных учреждений (включая научные под­разделения вузов);

• норматив материально-технического обеспечения деятельности научных учреждений (включая научные подразделения вузов);

• порядок предоставления грантов научным учреждениям, коллективам и научным работникам;

• тарифную сетку и надбавки к заработной плате научных работников (включая научные подразделения вузов);

• пенсионное обеспечение научных работников (включая научных работ­ников вузов).

Государственные социальные стандарты в области здравоохранения и физического развития предусматривают определение:

• перечня видов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой насе­лению государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения;

• нормативов обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здраво­охранения в расчете на одного жителя;

• категорий граждан, пользующихся льготами при обеспечении медицин­ской помощью и лекарственными препаратами;

• перечня жизненно важных лекарственных средств, в отношении которых осуществляется регулирование и (или) регистрация цен, а также категорий населения, которые должны обеспечиваться ими бесплатно, с частичной опла­той или на иных льготных условиях;

• нормативов обеспечения населения спортивными сооружениями и тре-нерско-преподавательским составом для занятий физической культурой и спортом;

• порядка финансирования учреждений здравоохранения и физической культуры из бюджетов разных уровней.

К отраслевым (профессиональным) стандартам в области здравоохранения, включаемым в ГСС предоставления медицинской помощи населению, отно­сятся стандарты профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в т.ч. инвалидов.

К нормам и нормативам, включаемым в ГСС предоставления медицинской помощи, относятся объемные показатели, определенные в Программе государ­ственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

В состав ГСС в области санитарно-эпидемиологического благополучия на­селения включаются нормы, устанавливаемые государственными санитарно-эпидемиологическими правилами.

Государственные социальные стандарты в области культуры преду­сматривают определение:


• нормативов обеспечения населения услугами, оказываемыми учрежде­ниями культуры;

• категорий населения, пользующегося бесплатными услугами учреждений культуры и (или) с предоставлением иных льгот;

• порядка финансирования учреждений культуры из бюджетов разных
уровней с целью сохранения и приумножения национальных культурных цен­
ностей.

Государственные социальные стандарты в области социальной помо­щи и социального обслуживания населения предусматривают определение.

• порядка создания и функционирования внебюджетных социальных фон­дов;

• категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи;

• перечня и нормативов потребления социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населению бесплатно и (или) на иных льготных условиях;

• порядка финансирования учреждений социального обеспечения и соци­ального обслуживания населения из бюджетов разных уровней.

Государственные социальные стандарты в области обеспечения эколо­гической безопасности предусматривают определение:

• предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды;

• условий для обеспечения доступности получения гражданами достовер­ной информации о состоянии окружающей среды;

• порядка возмещения ущерба здоровью или имуществу граждан в случае правонарушений в области обеспечения экологической безопасности.

Государственные социальные стандарты в области защиты социаль­ных прав граждан предусматривают определение порядка:

• предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи (включая услуги нотариата);

• государственной и общественной защиты прав потребителей товаров и услуг;

• предоставления гражданам компенсации причиненного им ущерба в свя­зи с неправомочными действиями учреждений социальной сферы;

• финансирования учреждений, предоставляющих юридическую помощь гражданам в области защиты их социальных прав.

Государственные социальные стандарты в области применения нало­гового и ценового механизмов предусматривают установление порядка нало­гообложения граждан и юридических лиц, предоставление им налоговых льгот, а также регулирование цен и ценообразования в сфере потребительско­го рынка в соответствии с национальными законодательствами.

Базисным механизмом функционирования социального государства явля­ется его экономическая политика, уровень и состояние социального рыноч­ного хозяйства, обеспечивающие реальное выполнение социальных обяза­тельств государства перед своими гражданами.

Она определяется:

• состоянием и эффективностью государственного и частного секторов
экономики;


• долей валового внутреннего продукта (ВВП), направляемой на развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей граждан;

• уровнем развития социальной инфраструктуры и материальной базы со­циальной сферы;

• направленностью региональных бюджетов на решение социальных про­блем.

Необходимо проведение переориентации действующего экономического механизма на социальные цели. Эта работа должна иметь комплексный харак­тер и осуществляться одновременно со всеми органами власти и управления, каждый из которых должен иметь необходимые права, обязанности и ответст­венность, чтобы обеспечить в необходимых случаях перелом неблагоприятных социально-экономических тенденций и последовательное движение к цивили­зованному эффективному общественному социальному рыночному хозяйству.

В свете сказанного необходимо комплексное создание нового, экспертиза и дополнение действующего законодательства на соответствие его социально-экономическим целям развития страны на основе следующих постулатов или правил.

1. Выбор и установление социальных целей является высшим приори­тетом деятельности органов власти и управления. Следование данному постулату означает, прежде всего, что количественно определенные социаль­ные параметры качества и уровня достойной жизни людей (народного благо­состояния) должны иметь законодательный характер и обосновываться феде­ральными органами государственной власти. Роль исполнительной власти при этом состоит в оценке реализуемости поставленных социальных целей, опре­делении сроков реализации и создании механизмов для их достижения. Есте­ственно, что такие реформаторские действия, как приватизация или национа­лизация, реструктуризация и др., сами по себе не являются целью социальной политики, а лишь вторичным по отношению к ней средством.

2. Конкретный сценарий макроэкономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу (5, 10, 15 лет), обеспечиваю­щий реализацию поставленных социальных целей в минимально воз­можные сроки, подлежит обязательному демократическому обсуждению и законодательному утверждению.

Приемлемый подход к выбору альтернативных вариантов макрорегулиро­вания применительно к модели социального государства должен, во-первых, исходить из критерия общего наращивания финансовых ресурсов, направляе­мых на реализацию социальных целей; во-вторых, исходить из принятия об­щественно приемлемой пропорции в финансовых отчислениях на социальные нужды между бюджетом, доходами бизнеса и самих граждан; в-третьих, осно­вываться на более детальной проработке резервов улучшения финансово-кредитной, промышленной, научно-технической, внешнеэкономической поли­тики государства.

Данный постулат реализуется с помощью: социального сотрудничества ор­ганов власти и системы социального партнерства - профсоюзов и других об­щественных объединений граждан в выработке альтернативных сценариев социально-экономического развития; стратегического партнерства между ор-

t-oinw,. опалтн ы ьт>\/пиг»1/г>пппг>ят-ыр»1.1МИ утяЙгтиенНЫМИ СТПУКТУПЗМИ. ПоеЛ-


лагаемые сценарии должны рассматриваться и одобряться большинством субъектов Российской Федерации, проходить экспериментальную проверку и социальную экспертизу и внедряться в практику после общественного призна­ния их полезности для всего общества.

3. Функции, формы и методы (технологии) деятельности субъектов со­
циальной политики по макроэкономическому регулированию и осущест­
влению выбранного рационального (общественно приемлемого) сценария
социально-экономического развития страны подлежат законодательной
регламентации.

При проектировании и применении общественно принимаемого механизма макроэкономического регулирования (предполагающего выход на реализацию заданных целей по выбранному сценарию социально-экономического разви­тия) важно исходить из необходимости законодательного закрепления функ­ций, форм, органов, методов, сфер, пределов участия государственной власти в хозяйственной жизни. Четкое законодательное определение функциональной роли государственных органов в управлении экономикой позволит иметь об­щественно согласованную концепцию и модель действий органов исполни­тельной власти и системы социального партнерства для реализации принятого сценария социально-экономического роста.

Законодательно должны утверждаться также и все основные стратегиче­ские документы, принимаемые в качестве нормативной базы для макроэконо­мического регулирования, их структура и порядок разработки, в т.ч. бюджет­ное послание; государственная программа стратегии социально-экономического развития страны на 10-15-летний период; среднесрочные и ежегодные прогнозы социально-экономического развития страны и планы действий Правительства РФ; федеральные целевые программы и регламенты поставок продукции для федеральных нужд; соглашения о взаимодействии по решению стратегических проблем социально-экономического развития между Правительством РФ, объединениями промышленников и предпринимателей, профсоюзами, крупными корпорациями.

4. Планируемые и фактически реализуемые социально-экономические,
народно-хозяйственные значения (показатели), стратегические решения
должны прежде проверяться на их социальную эффективность.
Этот по­
стулат означает, что экономические проекты или решения органов власти и
управления по стратегически значимым проблемам (реструктуризация естест­
венных монополий, допуск ведущих транснациональных корпораций на рос­
сийские рынки, вступление в ВТО и т.п.) должны законодательно иметь обос­
нование социальных последствий, установленные правила и порядок проведе­
ния общественно-независимой экспертизы на соответствие этих проектов или
решений социальным критерием, то есть повышению уровня и качества жизни
большинства граждан России, и минимизации при этом возможности подкупа
экспертов.

5. Должна быть обеспечена объективная оценка социально-
экономического развития страны. Это предполагает проведение системати­
ческого и объективного мониторинга соответствия законодательно установ­
ленных и фактически достигнутых количественных и качественных показате­
лей социального развития в целом по стране и по субъектам Федерации. Кар-


динальным способом реализации данного постулата может быть предоставле­ние Госкомстату России статуса независимого органа, создание механизмов общественного контроля за его деятельностью, применение комплекса незави­симых экспертиз и анализов динамики уровня жизни населения в зависимости от проходящих в стране социально-экономических процессов.

6. Неотъемлемым должен быть и постулат ответственности органов власти управления, бизнеса за реализацию основных положений, принци­пов построения социально ориентированного рыночного хозяйства и принятых социальных целей. Систематическая оценка деятельности Прави­тельства РФ по достижению заданных социальных макроуровневых парамет­ров должна производиться ежегодно и гласно Президентом России. В случае неудовлетворительной ситуации с выполнением данных параметров как след­ствия низкого качества применяемого инструментария государственного регу­лирования экономики, необоснованного отклонения от принятого социально ориентированного стратегического курса, невыполнения запланированных стратегических (сценарных) мероприятий должен срабатывать механизм пер­сональной ответственности должностных лиц в структурах исполнительной власти.

Формирование социально ориентированного рыночного хозяйства импера­тивно требует проведения взаимоувязанной и не противоречивой активной социально-экономической политики не только на федеральном, но и террито­риальном (регионы, муниципальные образования) уровнях. Региональные ад­министрации в силу особой близости к населению и предприятиям демпфиру­ют негативные социальные последствия кризисных явлений в экономике. В частности, противостоят необоснованному росту цен на продукцию отраслей-монополистов, организуют системы взаимозачетов между территориальными предприятиями, оказывают помощь в получении кредитов предприятиям на пополнение оборотных средств, содействуют процессам эффективной занято­сти трудящихся. Многие управленческие механизмы на региональном и мест­ном уровнях непосредственно направлены на поддержание достойного жиз­ненного уровня трудящихся, сохранение и развитие территориальной соци­альной инфраструктуры.

В числе базисных механизмов реализации и функционирования социально­го государства было и остается право.

Предстоит разработать перечень правовых актов и самих актов, необходи­мых для успешного функционирования социального государства, который должен постоянно пополняться по мере развития социального государства.

В качестве первоочередных правовых актов нужно принять федеральные законы РФ: «Об основах социальной политики», «О государственных со­циальных стандартах», «О социальном партнерстве, «О работодателях».

Кроме того, потребуется:

повысить статус Российской трехсторонней комиссии по регулиро­ванию социально-трудовых отношений, придать генеральным соглаше­ниям силу закона;

ужесточить нормы законодательства (на определенное время) за на­рушение, несоблюдение, невыполнение принятых коллективных догово­ров и соглашений;


• реформировать законодательство в сфере оплаты труда. В том числе:
установить минимальную заработную плату на уровне не ниже прожиточного
минимума трудоспособного человека, а сам прожиточный уровень - на уровне
благосостояния, достойного для современного человека; принять закон, преду­
сматривающий автоматическую индексацию уровня заработной платы, пенсий
и пособий по мере роста цен и тарифов на жизненно-важные товары и услуги;
стимулировать, в первую очередь, занятых в материальном производстве, осо­
бенно в машиностроении, приборостроении, нефтедобывающей и горнодобы­
вающей промышленности, а также других отраслях, обеспечивающих научно-
технический прогресс. Особое внимание должно быть уделено повышению
реальной заработной платы работникам бюджетной сферы и сельского хозяй­
ства.

Предстоит разработать и принять «Закон о социальном заказе», кото­рый создал бы правовую основу равного, на конкурсной основе доступа к бюджетному финансированию для учреждений, оказывающих социальные услуги, независимо от формы их собственности.

Одним из ключевых направлений функционирования социального государ­ства является кадровая политика.

Стратегическая цель государственной кадровой политики - создание кад­рового потенциала России как важнейшего интеллектуального и профессио­нального ресурса российского общества, обеспечивающего сохранение его целостности, рост экономики, ее конкурентоспособность в международном разделении труда.

Кадровый потенциал страны представляет собой ее важнейшую нацио­нальную ценность как часть профессионально подготовленных трудовых ре­сурсов общества, способных участвовать в существующих сложных видах трудовой деятельности. Россия обладает кадровым потенциалом, способным решать масштабные задачи социально-экономического развития страны.

Социальное государство призвано регулировать формирование и востребо­ванность кадрового потенциала страны, использовать все возможности для консолидации общества, сохранения единого социально-культурного про­странства, роста благополучия каждого гражданина, обеспечивая:

• разработку основных принципов и приоритетов в области профессио­
нального развития кадрового потенциала общества;

• разработку принципов и механизмов экономического стимулирования субъектов управления по востребованности кадрового потенциала общества;

• формирование правовых и организационных основ по защите общества от непрофессионализма;

• создание системы гарантий, компенсаций и защиты интересов граждан, занятых в профессиональных видах деятельности;

• формирование экономических механизмов для распределения кадрового потенциала по регионам России.

Приоритетным объектом государственного регулирования развития кадро­вого потенциала Российской Федерации является профессиональное образова­ние. Оно становится важнейшим фактором обеспечения национальной безо­пасности, роста благосостояния страны и ее граждан. Приоритетная задача


образовательной политики - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, обще­ства и государства, конкурентоспособности с образовательными системами

зарубежных стран.

* * *

Современная Россия переживает коренные политические и социально-экономические перемены. Эти перемены охватили всю совокупность общест­венных отношений.

Граждане России в 1993 году по своей воле стали на путь строительства социального государства. Этот путь выбрали и многие страны СНГ, в т.ч. Бе­лоруссия, Казахстан, Таджикистан, Украина. Именно поэтому конкретные ша­ги по созданию правовых основ, механизмов, практики и культуры функцио­нирования социального государства с социальной рыночной экономикой, по росту уровня и качества достойной жизни россиян, безусловно, будут иметь и международное значение.

Настоящая Концепция социального государства для социального рыночно­го хозяйства Российской Федерации рождалась в спорах, сопоставлениях раз­личных точек зрения, позиций, что требует продолжения и усиления научных исследований.

Однако в главном широкое общественное мнение имеет единый взгляд и считает, что реализация конституционной цели России по созданию социаль­ного государства является не просто желаемым, предпочтительным, но и единственно возможным, безальтернативным вариантом для страны, и при политической воле власти и участии всех общественных сил она призвана стать общенациональной идеей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: