Элементы цены | ||||
Себестоимость производства и реализации товаров (услуг) | Прибыль производителя | Косвенные налоги (акциз, НДС) | Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника | Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли) |
Оптовая цена изготовителя | ||||
Оптовая цена отпускная | ||||
Оптовая цена закупки | ||||
Розничная цена |
Формирование цен. Ценообразующие факторы.
Цена формируется под влиянием многих факторов. Основными являются следующие.
Факторы, влияющие на объем спроса на товар.
На рынке цена на товар складывается как результат взаимодействия спроса и предложения.
Спрос как рыночная категория отражает желание и возможность потребителя купить товар. Количественной характеристикой спроса является объем спроса Qdx. Он показывает какое количество товара покупатель готов купить в данный момент времени.
Qdx = f(Px, Py,…, Pz, Inc, W, Tax, F, S, N),
где
Qdx – объем спроса на товар Х в единицу времени;
Px – цена товара;
Py,…, Pz –цены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров;
|
|
Inc – доход покупателя;
W – уровень благосостояния, т. е. покупательная способность потребителя;
Tx – вкусы покупателя, влияние моды;
F – мнение потребителя о перспективах его благосостояния;
N – число покупателей.
Предложение как рыночная категория отражает желание продавца предложить определенное количество товара по определенной цене. Количественной характеристикой предложения является объем предложения Qsx.
Qsx = f(Px, Py,…, Pz, K, Tax, C, N),
где
Qsx – объем предложения товара X в данный момент;
Px – цена предложения товара X;
Py,…, Pz – цены на товары-конкуренты и товары, производимые совместно с данным товаром;
K – уровень технологии производства;
Tax – налоговая политика в государстве;
C – плата за ресурсы;
N – численность продавцов.
Когда на рынке товара Qdx=Qsx, формируется рыночное равновесие, т. е. складывается равновесная рыночная цена. Она показывает, что интересы покупателя и продавца удовлетворены.
Следующим ценообразующим фактором выступает эластичность спроса и предложения. Эластичность показывает чуткость, реакцию хозяйствующего субъекта на изменение переменной величины на 1 %.
Существенную роль в формировании цены играет конкуренция. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. В рамках несовершенной конкуренции может иметь место монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия (монопсония). Соответственно каждому типу рыночной структуры присущи свои особенности ценообразования.
Большое влияние на уровень цен и их динамику оказывает состояние финансово-кредитной системы. Неустойчивое ее состояние ведет к изменениям в покупательной способности национальной валюты. Так, девальвация денег порождает рост цен.
|
|
Важным ценообразующим фактором выступает государственное регулирование цен. Различают прямые меры по установлению цен и косвенные, направленные на изменение рыночной конъюнктуры, финансовой и налоговой политики и т. д.