Доходы предприятия и пути их повышения

Под доходами предприятия понимается экономическая выгода в результате поступления денежных средств, иного имущества и погашения обязательств, приводящая к увеличению капитала.

Доходы предприятия подразделяются:

· на доходы от основной деятельности;

· на операционные;

· на внереализационные;

· на чрезвычайные.

Доходы от основной деятельности выступают в форме выручки от реализации готовой продукции.

Операционные доходы включают:

· плату за временное пользование активами предприятия;

· плату за права и патенты на изобретения, образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

· поступления в уставный капитал новых участников предприятия;

· прибыль, полученная предприятием от совместной деятельности;

· поступления от продажи основных средств и иных активов;

· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных

· средств предприятия.

Внереализационные доходы формируются:

· из штрафов, пени, неустойки за нарушение условий договора;

· из активов, полученных безвозмездно;

· из поступлений в возмещение причиненных предприятию убытков;

· из прибыли прошлых лет;

· из сумм кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

· из курсовой разницы;

· из сумм дооценки активов;

· из прочих внереализационных доходов.

Чрезвычайные доходы складываются от поступлений, возникающих по причине чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, пожар, аварии и т. п.) в форме страховок за имущество и другие активы предприятия.

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли.

В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

§ увеличение выпуска продукции;

§ улучшение качества продукции;

§ продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

§ снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

§ диверсификация производства;

§ расширение рынка продаж и др;

§ рациональное расходование экономических ресурсов;

§ снижение затрат на производство;

§ повышение производительности труда;

§ ликвидация непроизводственных расходов и потерь;

§ повышение технического уровня производства.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Однако, экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен.

Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

*дополнительно( Прибыль представляет конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Количественно она равна разнице между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию – разнице между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Различают балансовую, валовую, налогооблагаемую (расчетную) и чистую прибыль предприятия.

Валовая (общая) прибыль является базой для определения налогооблагаемой прибыли. После отчисления налогов формируется чистая прибыль. Она распределяется на следующие цели: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, фонд социальной сферы, нераспределенная прибыль, прибыль к распределению между учредителями.

В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и основанный на эффекте производственного рычага.

Метод прямого счета основан на расчете прибыли по каждому виду выпускаемой продукции, т. е. имеет место поассортиментный расчет.

Аналитический метод используется, когда ассортимент товарной продукции практически не изменяется. В основе этого метода лежит сравнение фактических затрат на производство данной продукции с условиями базового периода. Ожидаемая рентабельность рассчитывается как отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости товарной продукции базисного года.

Метод, основанный на эффекте производственного рычага состоит в расчете порога окупаемости затрат, после которого это предприятие будет получать прибыль. В основе расчета лежит определение точки безубыточности или критического объема производства.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: