Негативная диалектика

l Односторонняя, субъективная концепция, которая исходит из абсолютизации отрицания, всеобщего разрушения всего сущего.

l Это антидиалектика.

44. Когда происходят количественные изменения в предмете, то изменяются и его качества.

l Качество – это совокупность свойств, которые определяют предмет в данном отношении.

l Все предметы имеют много проявлений и свойств. (Пример: студент – одновременно сын, исследователь, продавец, покупатель и т.д.).

l Через качества предмета проявляется его сущность. Сущность – общие черты, без которых предмет не может существовать.

l Количество – это не существенные в данном отношении свойства.

l Мера – граница качества.

l Качество не может меняться бесконечно. Рано или поздно наступает изменение меры.

45. Все предметы, явления (духовные, материальные), всё сущее состоит из противоположностей, которые являются едиными по природе и, одновременно, находятся в состоянии борьбы (стремятся исключить, уничтожить друг друга

Наш мир существует только благодаря наличию противоположностей!:

В материальном мире

- притяжение-отталкивание;

- «+» и «-» заряд;

- День – ночь;

- ассимиляция – диссимиляция;

В мышлении

- Индукция – дедукция;

- Анализ – синтез и т.д.;

В обществе – борьба различных социальных групп, классов;

В жизни человека

Жизнь – смерть;

Добро – зло и т.д.

46. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Этот закон показывает форму и направление того же процесса развития, которая часто принимает вид спирали. (Процесс развития обычно проходит через множество отрицаний, пока противоречие окончательно не разрешится!):

Здоровье – болезнь – здоровье и т.д.

Виды отрицания

1. Отрицание как возврат к прошлому («в старые добрые времена»);

2. Отрицание полное, не диалектическое (нигилизм) – когда противоположности уничтожают друг друга. В этом случае развитие невозможно.

l Пример: пролеткульт.

47. Категории диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем

Понятие – это мысль, в которой отражаются повторяющиеся свойства, связи и стороны предмета.

Слова «студент», «университет», «аудитория» имеют определенную степень обобщения.

l «Эта роза» («эта» – конкретное); «роза» (абстрагируемся от «эта»). Далее прибавляем слово «цветок», которое охватывает все цветы, какие есть в действительности. Слово «растение» включает в себя весь растительный мир и является более широкой абстракцией. Понятие «живое» имеет высокий уровень абстрагирования.

l Такие понятия называют категориями.

Два вида категорий

Субстанционные«бытие», «материя», «пространство», «время»).

Соотносительныеединичное и общее, явление и сущность, форма и содержание, часть и целое, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.

l Единичное отражает то, что присуще только данному предмету.

l Общее – это тождественность, которая объективно существует между предметами.

l Особенное – это то, что является общим в отношении к единичному и единичным по отношению к общему.

l Сущность – внутренняя, относительно скрытая сторона объективной действительности.

Явление – то, что непосредственно обнаруживается, проявляется перед нами

Диалектическая взаимосвязь между сущностью и явлением:

l Сущность и явление неразрывно связаны между собой. Явление не может существовать без сущности.

l Единство сущности и явления не означает их совпадения, тождественности. Сущность всегда скрыта за явлением.

l Явление более динамично и непостоянно, чем сущность, а сущность более устойчива, менее постоянна – она сохраняется во всех изменениях.

l Явление богаче, чем сущность.

l Содержание – это совокупность элементов составляющих данный предмет.

l Форма – это способ организации предметов и процессов, которые составляют содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: