Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы

Занятие 2. Власть как социальный феномен

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре.

1.Дайте сущностные характеристики политической власти. Отличия от других видов власти.

2. Перечислите различные трактовки власти (телеологическая, реляционистская, системная, структурно-функциональная, бихевиористская).

3. Что такое объект, субъект, ресурсы, механизм властвования?

4. Каков механизм осуществления политической власти?

5. Легитимность и эффективность власти как два основных фактора функционирования власти.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеенкова Е.С., Сергеев В.М. Темный колодец власти. // Полис. – 2008. - №3.

2. Букреева О.В. Образ российской власти и политических лидеров в концептуальном пространстве демотивационных постеров. // Полис. – 2011. - №5.

3. Гурюкин А. Политическая власть в России: опыт парадигмального анализа. // Власть. - 2012. - №7.

4. Дубовцев В.А. Природа «русской власти»: от метафор к концепции. // Полис. – 2007. - №3.

5.. Кочетков А.П. Власть и элиты в глобальном информационном обществе. //Полис. – 2011. - №5

6. Крыштановская О.В. Форматы российской власти. // Полис. – 2010. – №1.

7. Липкин А.И. Российская самодержавная система управления. // Полис. – 2007. - №3

8. Нежданов Д. Референдум легитимности-2012: технологии легитимации результатов выборов президента России. // Власть. – 2012. - №10-11.

9. Ривера Д., Ривера Ш.В. Ельцин, Путин и президентская власть. // Полис. – 2012. - №3.

10. Смолин М. Самобытность идеала русской государственной власти. // Власть. – 2012. - №7.

11. Розов Н.С. Специфика русской власти, ее ментальные структуры, ритуальные практики и институты. // Полис. – №2011. - №1.

12. Шестопал Е.Б. Повестка дня для российской власти и ее восприятие гражданами. // Полис. – 2011. - №2.

13. Шестопал Е.Б. Сдвиги в восприятии политиков российскими гражданами после выборов 2012г. // Власть. – 2012. - №12.

Образцы тестовых и контрольных заданий:

1.Как понимал легитимное господство М.Вебер:

а) господство, признанное со стороны управляемых индивидов;

б) наследование законного представителя династии;

в) гармоничное сосуществование различных общественных групп;

г) власть, опирающаяся на насилие.

2.Рассмотрите основные функции власти. Какие функции политическая власть не должна выполнять в демократическом обществе?

3. Французский политолог М.Доган утверждает, что харизматический тип господства, выделенный М.Вебером не пригоден для анализа власти в современном обществе. Можно ли согласиться с такой точкой зрения?

Используемая образовательная технология:

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Проводится как обсуждение вопросов по предложенному плану.

Занятие 3. Человеческое измерение политики.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Необходимо определить собственную позицию по вопросам темы, аргументировать ее.

Темы для дискуссий:

1. Каким должно быть соотношение морали и политики, на Ваш взгляд? Аргументируйте свою позицию.

2. Существует ли у политики и морали функциональная общность?

3. Считаете ли Вы, что в политике при достижении благой цели оправданы любые средства?

4. Раскройте суть идей прав человека в Античности и Средневековье.

5. Что представляет из себя либеральная трактовка прав человека?

6. Каковы важнейшие права личности и в чем выражается проблема их реализации в современном мире?

7. Универсальны ли права человека?

8. Как осуществляются права человека в международной политике?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Козырев Г.И. Политика как общественное явление. // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - №1.

2. Политология. Под редакцией В.К.Мокшина. М., 2010.

3. Политология. Под редакцией С.В.Решетникова. М., 2010.

4. Политология. Энциклопедический словарь. М., 2010.

5. Пугачев В.П. Введение в политологию. М., 2011.

6. Седов Л.А. О чем вещают голоса избирателей? // Общественные науки и современность. – 2004. - №5.

7. Сухарев М.В. Движение цивилизаций: Россия и Запад. // Полис. – 2005. - №1.

8. Шипилов А.В. Демократия и толерантность. // Социс. – 2005. - №3.

9. Тавадов Г.Т. Политология. М., 2010.

10. Тургаев А.С., Хренов А.Е. Политология. СПб., 2007

11. Чуланов Ю.Г. Политология. М., 2010.

Образцы тестовых и контрольных заданий:

1.Сравните две точки зрения по вопросу о соотношении цели и средств в политике:

а) «Цель оправдывает средства» Н.Макиавелли;

б) «Цель уходит в отвлеченную даль, средства же остаются непосредственной реальностью. Когда применяют злые, противоположные целям средства, то до цели никогда не доходят, все заменяют средствами и о целях забывают, или они превращаются в чистую риторику. Цель имеет смысл лишь в том случае, если ее начать осуществлять сейчас же, тут» Н.Бердяев.

2. Кому принадлежат слова: «человек – политическое животное»?

а) Платону;

б) Цицерону;

в) Аристотелю;

г) Макиавелли.

3. Древнегреческий правитель Перикл сказал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Согласны ли вы с этим утверждением?

Используемая образовательная технология:

Время на устное сообщение по реферату – до 5 минут, время обсуждения – до 5 минут.

Занятие 4. Социальные основы политики и ее субъекты. (I)

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Подготовиться к обсуждению вопросов и устному опросу на семинаре.

1. Социальная стратификация.

а) Сущность, виды, понятие социальной мобильности.

б) Средний класс в России и на Западе.

2. Гражданское общество.

а) Понятие, история развития идеи, принципы.

б) Гражданское общество в России.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бурматов В. Уникальнали «мягкая сила» для демократического общества? // Власть. – 2012. - №11.

2. Макаренко В.П. Общественный договор и проблема молчаливого согласия. // Полис. – 2012. - №2.

3. Мещерякова Н. Власть-общество: история непростых отношений. // Власть. – 2012. - №2

4. Недашковский А. Развитие институтов гражданского общества как фактор укрепления безопасности в России. // Власть. – 2012. - №5.

5. Пастухов В.Б. Медведев и Путин: двоемыслие как альтернатива двоевластию. Послесловие политического циника к дискуссии о либеральном повороте. // Полис. – 2009. - №6.

6. Патрушев С.В. Гражданская активность: институциональный подход. Перспективы исследования. // Полис. – 2009 - №6.

7. Пищева Т.Н. Политические образы: проблема исследования и интерпретации. // Полис. – 2011. - №2.

8. Пшизова С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консъюмеризм в сравнительной перспективе. // Полис. – 2009. - №1-2.

9. Сабирова Н. гражданское общество и правовое государство. // Власть. – 2012. - №5

10. Чаплыгин А. Качественные особенности среднего класса в современной России. // Власть. – 2012. - №5

11. Перспективы становления гражданского общества в россии. // Полис. – 2012. - №2-3.

12. Российское общество и власть накануне выборов. Материалы круглого стола. // Полис. – 2012. - №1

Образцы тестовых и контрольных заданий:

1.Выделите основные направления развития социальной дифференциации современного западного общества.

2.Какой из перечисленных признаков присущ зрелому гражданскому обществу:

а) народ не имеет иных интересов, чем интересы политической власти;

б) народ не может быть разделен на социальные группы с различными интересами, он един и сплочен вокруг власти;

в) существуют различные социальные группы с неодинаковыми интересами, но защищать эти интересы должно только государство;

г) в обществе существует многообразие групп и интересов, для их защиты создаются партии и организации, полностью независимые от власти.

3.Какими в идеале должны быть отношения между государством и гражданским обществом?

Используемая образовательная технология:

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Проводится как обсуждение вопросов по предложенному плану. При характеристике стратификаций необходимо приводить конкретные примеры. Устный опрос по лекционному материалу.

Занятие 5. Социальные основы политики и ее субъекты. (II)

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Подготовиться к обсуждению вопросов и на семинаре и устному опросу.

3. Политическая элита.

а) Понятие, признаки, функции, типология.

б) Теории элит (классические и современные концепции), система рекрутирования элит.

в) Российская политическая элита.

4. Политическое лидерство.

а) Понятие, природа, функции.

б) Теории политического лидерства.

в) Типы и стили лидерства.

5. Группы интересов: понятие, признаки, функции, типология.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вафин А.М. Политическая маргинальность: теоретические и практические аспекты. // Полис. – 2011. - №4.

2. Гаман – Голутвина О.В. Процессы современного элитогенеза: мировой и отчественный опыт. // Полис. – 2008. - №6.

3. Жуган И.Б. Лоббизм в США. Правовые основы и анализ современного законодательства. // Россия в глобальной политике. – Т.3. – 2005. - №3.

4. Зорин В.А. Модели политического лидерства российских президентов. // Полис. – 2010. -- №4.

5. Касанара В.А., Сорокина А.А. Образ России в дискурсе политической элиты и российских бездомных. // Полис. – 2011. - №4.

6. Коу Ц. Элиты в контексте модернизации России. // Власть. – 2012. - №10.

7. Ландшир К., Мидлхоф Ю. Роль личности в политике на примере Евросоюза. // Полис. – 2011. - №2.

8. Образы лидеров в массовом сознании накануне президентских выборов. Материалы круглого стола. // Полис. – 2012. - №4

9. Ривера Ш., Ривера Д. К более точным оценкам трансформаций в российской элите. // Полис. – 2009. - №5.

10. Рябушко А. Влияние политических лидеров через личные блоги. // Власть. – 2012. – №11

11. Устинкин С., Рогожина Е. Западноевропейская модель политического лидерства. // Власть. – 2012. - №10.

12. Фельдман П. К вопросу о классификации лобистских технологий. // Власть. – 2012. - №4

Образцы тестовых и контрольных заданий:

1.Согласно Г. Моска, правящий класс – это:

а) совокупность лиц с наиболее высокими показателями и достижениями;

б) класс, монополизирующий власть;

в) совокупность сплоченных олигархических групп;

г) совокупность формальных и неформальных лидеров общества.

2.Какие типы политических лидеров выделяет Макиавелли:

а) «удавы» и «кролики»;

б) «львы» и «лисы»;

в) «волки» и «овцы»;

г) «слоны и носороги».

3.Какую цель преследуют группы давления или группы по интересам?

а) устойчивый контакт с структурами власти;

б) приход к власти;

в) оппонирование политике правящей партии;

г) действие в защиту групповых интересов.

Используемая образовательная технология:

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Проводится как обсуждение вопросов по предложенному плану. Устный опрос по лекционному материалу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: