Организационно-методические указания

Филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО Государственного БЮДЖЕТНОГО образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

В г. Обнинске КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Кафедра управления в экономических и социальных системах

Новикова И.И.

Программа, контрольные задания и методические указания к их выполнению по учебной дисциплине

«Социология»

для студентов заочной формы обучения всех специальностей

Обнинск – 2012

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В современном обществе вузовское образование является неотъемлемым компонентом социализации индивида. Обучаясь, человек усваивает и воспроизводит знания, умения и навыки, необходимые ему для полноценного включения в общественную жизнь. При этом ему необходимо не только и не столько узкопрофессиональное образование, сколько гораздо более фундаментальная подготовка как в области технических, так и в сфере общеобразовательных - экономических и социально-гуманитарных дисциплин, одной из которых является социология.

Согласно одному из возможных определений социология – это изучение социальной деятельности человека, социальных отношений и процессов, общностей и общества как целостных систем, их функций и структуры; социология рассматривает статику и динамику своего предмета, опираясь на социальные факты и эмпирические данные, получаемое с помощью социологических, а также иных подходов и методов.

Возникает закономерный вопрос: зачем будущему специалисту, по определению ориентированному на решение прикладных практических задач подобный обобщенный взгляд на мир?

Применительно к социологии ответ на него коренится в сложной природе взаимоотношений между обществом как упорядоченной структурой, или системой, и действующими в ней индивидами, которая проявляется как в личной, так и в общественной жизни людей. Ибо, как отмечал выдающийся немецкий ученый и мыслитель К. Маркс, «человек сам творит свою историю, но делает это в определенных, уже сложившихся условиях».

Действительно, с одной стороны любой из нас свободен и может в любой момент поступить иным образом, чем он или она делали это ранее. Но, с другой стороны, мы всегда поступаем вполне определенным образом.

Дело в том, что все индивидуальные действия, взятые в месте, создают некоторые образцы (своего рода «правила игры»). Это образцы не просто результат действия людей, они в то же время формируют социальную структуру общества, которая в свою очередь оказывает влияние на поступки входящих в него индивидов.

Итак, круг: индивидуальные поступки (то, что создает) → образцы поведения (то, что формирует) → социальные структуры (то, что оказывает влияние) → индивидуальные поступки – это основная социальная форма, в которой мы, люди, проживаем наши жизни.

Актуальность изучения данной дисциплины объясняется сложностью социальных взаимосвязей и взаимодействий в современном обществе, необходимостью понимания менеджерами любой сферы деятельности глубинных причин, механизмов и закономерностей возникновения, развития и протекания различных социальных явлений и процессов.

Основная цель изучения дисциплины - обеспечить необходимый уровень мировоззренческой подготовки менеджеров различных сфер деятельности, т.е. способности объективно анализировать общественные процессы и явления, давать им правильную оценку, а также уровень профессиональной подготовки - умению применять полученные знания в практической деятельности.

Изучение дисциплины "Социология" осуществляется в логической последовательности и во взаимосвязи с дисциплинами: "Философия", "Логика", "Политология", "Социальная психология", "Экономическая теория", "Основы менеджмента" и другими.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

• изучить процесс возникновения и развития идей об устройстве общественной жизни и основные исторические этапы становления социологии как науки;

• освоить методологию познания социальных явлений и их закономерностей, особенности познания личности, факторов, влияющих на ее формирование, а также логику процессов возникновения и функционирования больших и малых социальных групп, социальных институтов, организаций, их структур и функций;

• овладеть современными социологическими теориями и концепциями, школами и направлениями, а также методикой конкретных социологических исследований.

На лекционных занятиях до студентов доводится содержательный, теоретический и методический материал по ключевым вопросам дисциплины. Самостоятельная работа студентов предполагает глубокую проработку вопросов программы, прежде всего, на основе первоисточников классической литературы, современных публикаций, оригинальной отечественной и зарубежной литературы.

Содержание программы учебной дисциплины соответствует новым требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Формы контроля: промежуточный – контрольное задание; итоговый – зачет или экзамен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: