Контрольные задания. 1. Гипотезы – один из главных элементов социологического исследования

1. Гипотезы – один из главных элементов социологического исследования. «Гипотеза» - научное предположение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления и требует теоретического обоснования. В концентрированной форме они выражают суть научного мышления. Постановке гипотез можно научиться. Их источником служит не только теоретические знания, но и практический (жизненный) опыт. Нижу приведены суждения, в скобках указан характер связи. Превратите их в гипотезы. Предложите способ как их можно проверить. Одним из самых простых является опрос своих товарищей, друзей, родственников и т. д.

- Чем хуже одет человек, тем (ниже/выше) его социальное положение.

- Чем строже законы и нормы, тем (больше/меньше) порядка в обществе.

2. Составьте как можно более полный набор статусов у себя и у двух-трех хорошо знакомых Вам людей (родителей, друзей, коллег по работе и т.д.)

3. Социальное неравенство означает присутствие классов и сословий в обществе, деление людей на бедных и богатых. Экономическое неравенство означает разное отношение к средствам производства и продукту труда. Опишите, как два этих понятия взаимодействуют в современной России.

4. Определите типы (Ф+, Ф-, Н+, Н-) в следующих социальных санкциях:

- Нобелевская премия

- Избрание в Парламент

- Новогодняя поздравительная открытка

- Квартальная премия

- Заключение под стражу

- Жалоба в газету

5. приведите примеры наиболее распространенных в нашем обществе статусных символов (не менее трех).

Задание будет считаться выполненным при условии наличия полных, развернутых и аргументированных ответов на все поставленные вопросы.

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ КОНТОЛЮ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

1. Объект и предмет социологии;

2. Место социологии в системе научных и вненаучных представлений о социальной реальности;

3. Структура социологического знания;

4. Роль социологии в жизни общества;

5. Основные этапы становления и развития социологии (содержание периодов и критерии выделения);

6. Предыстория социологии;

7. Предпосылки формирования социологии;

8. Социологические взгляды О. Конта;

9. Социологические взгляды К. Маркса;

10. Социологические взгляды Г. Спенсера;

11. Социологические взгляды М. Вебера;

12. Социологические взгляды Э. Дюркгейма;

13. Основные теоретические и методологические положения структурного функционализма;

14. Основные теоретические и методологические положения теории конфликта;

15. Основные теоретические и методологические положения символического интеракционизма;

16. История отечественной социологии: общее и особенное;

17. Сущность и виды социологического исследования;

18. Программа и основные этапы социологического исследования;

19. Количественные методы социологического исследования;

20. Качественные методы социологического исследования;

21. Определение и признаки общества;

22. Основные уровни и элементы социальной системы;

23. Социальная структура;

24. Современное российское общество: основные тенденции и противоречия развития;

25. Социальное неравенство и социальная стратификация;

26. Основные типы стратификационных систем;

27. Социальная мобильность;

28. Социальная стратификация и мобильность в российском обществе;

29. Определение и признаки социального института;

30. Типология социальных институтов;

31. Жизненный цикл социального института;

32. Функции и дисфункции социальных институтов;

33. Институциональная система России;

34. Социальные действия, взаимодействия и отношения: сущность и классификация;

35. Социальные статусы и социальные роли;

36. Механизм социального взаимодействия с точки зрения различных социологических концепций;

37. Определение и признаки социальной группы;

38. Виды социальных групп;

39. Численность и структура социальных групп;

40. Сущность и отличительные черты социальной организации;

41. Формальные и неформальные организации;

42. Сущность, причины и формы социальных изменений;

43. Социальные движения;

44. Исторические типы обществ;

45. Мировая система и процессы глобализации;

46. Определение и структура социального конфликта;

47. Основные типы и формы проявления конфликтов;

48. Причины и механизм формирования конфликтов;

49. Динамика конфликтов;

50. Профилактика и урегулирование конфликтов;

51. Позитивные и негативные функции конфликтов в социальных общностях и обществе;

52. Основные виды и формы конфликтов в современном российском обществе;

53. Понятия «семья» и «брак» в социологии. Типология семейных и брачных структур;

54. Исторические формы брака и типы семьи;

55. Этапы жизненного цикла семьи;

56. Функции семьи;

57. Современное состояние семейно-брачных отношений;

58. Институты семьи и брака в российском обществе: прошлое, настоящее, возможные перспективы;

59. Демографическая ситуация в России и семейная политика российского государства;

60. Социологическое понимание личности;

61. Социологические теории личности;

62. Социальная типология личности;

63. Личность в обществе переходного периода;

64. Социализация: сущность, агенты и основные этапы. Основные различия в социализации детей и взрослых;

65. Ресоциализация и десоциализация;

66. Социальные нормы и социальные ценности, их функции в обществе

67. Понятие и основные теории девиантного поведения

68. Виды и формы девиантного поведения; функции девиантов в обществе;

69. Социальный контроль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: