1. Гипотезы – один из главных элементов социологического исследования. «Гипотеза» - научное предположение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления и требует теоретического обоснования. В концентрированной форме они выражают суть научного мышления. Постановке гипотез можно научиться. Их источником служит не только теоретические знания, но и практический (жизненный) опыт. Нижу приведены суждения, в скобках указан характер связи. Превратите их в гипотезы. Предложите способ как их можно проверить. Одним из самых простых является опрос своих товарищей, друзей, родственников и т. д.
- Чем хуже одет человек, тем (ниже/выше) его социальное положение.
- Чем строже законы и нормы, тем (больше/меньше) порядка в обществе.
2. Составьте как можно более полный набор статусов у себя и у двух-трех хорошо знакомых Вам людей (родителей, друзей, коллег по работе и т.д.)
3. Социальное неравенство означает присутствие классов и сословий в обществе, деление людей на бедных и богатых. Экономическое неравенство означает разное отношение к средствам производства и продукту труда. Опишите, как два этих понятия взаимодействуют в современной России.
|
|
4. Определите типы (Ф+, Ф-, Н+, Н-) в следующих социальных санкциях:
- Нобелевская премия
- Избрание в Парламент
- Новогодняя поздравительная открытка
- Квартальная премия
- Заключение под стражу
- Жалоба в газету
5. приведите примеры наиболее распространенных в нашем обществе статусных символов (не менее трех).
Задание будет считаться выполненным при условии наличия полных, развернутых и аргументированных ответов на все поставленные вопросы.
СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ КОНТОЛЮ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»
1. Объект и предмет социологии;
2. Место социологии в системе научных и вненаучных представлений о социальной реальности;
3. Структура социологического знания;
4. Роль социологии в жизни общества;
5. Основные этапы становления и развития социологии (содержание периодов и критерии выделения);
6. Предыстория социологии;
7. Предпосылки формирования социологии;
8. Социологические взгляды О. Конта;
9. Социологические взгляды К. Маркса;
10. Социологические взгляды Г. Спенсера;
11. Социологические взгляды М. Вебера;
12. Социологические взгляды Э. Дюркгейма;
13. Основные теоретические и методологические положения структурного функционализма;
14. Основные теоретические и методологические положения теории конфликта;
15. Основные теоретические и методологические положения символического интеракционизма;
16. История отечественной социологии: общее и особенное;
|
|
17. Сущность и виды социологического исследования;
18. Программа и основные этапы социологического исследования;
19. Количественные методы социологического исследования;
20. Качественные методы социологического исследования;
21. Определение и признаки общества;
22. Основные уровни и элементы социальной системы;
23. Социальная структура;
24. Современное российское общество: основные тенденции и противоречия развития;
25. Социальное неравенство и социальная стратификация;
26. Основные типы стратификационных систем;
27. Социальная мобильность;
28. Социальная стратификация и мобильность в российском обществе;
29. Определение и признаки социального института;
30. Типология социальных институтов;
31. Жизненный цикл социального института;
32. Функции и дисфункции социальных институтов;
33. Институциональная система России;
34. Социальные действия, взаимодействия и отношения: сущность и классификация;
35. Социальные статусы и социальные роли;
36. Механизм социального взаимодействия с точки зрения различных социологических концепций;
37. Определение и признаки социальной группы;
38. Виды социальных групп;
39. Численность и структура социальных групп;
40. Сущность и отличительные черты социальной организации;
41. Формальные и неформальные организации;
42. Сущность, причины и формы социальных изменений;
43. Социальные движения;
44. Исторические типы обществ;
45. Мировая система и процессы глобализации;
46. Определение и структура социального конфликта;
47. Основные типы и формы проявления конфликтов;
48. Причины и механизм формирования конфликтов;
49. Динамика конфликтов;
50. Профилактика и урегулирование конфликтов;
51. Позитивные и негативные функции конфликтов в социальных общностях и обществе;
52. Основные виды и формы конфликтов в современном российском обществе;
53. Понятия «семья» и «брак» в социологии. Типология семейных и брачных структур;
54. Исторические формы брака и типы семьи;
55. Этапы жизненного цикла семьи;
56. Функции семьи;
57. Современное состояние семейно-брачных отношений;
58. Институты семьи и брака в российском обществе: прошлое, настоящее, возможные перспективы;
59. Демографическая ситуация в России и семейная политика российского государства;
60. Социологическое понимание личности;
61. Социологические теории личности;
62. Социальная типология личности;
63. Личность в обществе переходного периода;
64. Социализация: сущность, агенты и основные этапы. Основные различия в социализации детей и взрослых;
65. Ресоциализация и десоциализация;
66. Социальные нормы и социальные ценности, их функции в обществе
67. Понятие и основные теории девиантного поведения
68. Виды и формы девиантного поведения; функции девиантов в обществе;
69. Социальный контроль