Противообледенительная система



ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - ВВЕДЕНИЕ

Данный раздел предназначен для изучения противообледенительной системы вертолета. Раздел содержит информацию о противообледенительных системах воздухозаборников, стекол и винтов, а также указания по техническому обслуживанию противообледенительной системы при эксплуатации вертолета.

При техническом обслуживании противообледенительной системы вертолета следует дополнительно руководствоваться:

Регламентом технического обслуживания вертолета. Руководством по эксплуатации и техническому обслуживанию электромеханизма ЭПК-2Т.

Руководством по эксплуатации и техническому обслуживанию коробки программного механизма ПМК-21ТВ.



ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
  Изм.   Номер раздела, подраздела, пункта Номер страницы   Номер доку­мента   Входящий номер сопроводитель­ного документа и дата   Под-пись   Дата
изме-ненной новой аннули-рован­ной
                 

  Изм.   Номер раздела, подраздела, пункта Номер страницы   Номер доку-мента   Входящий номер сопроводитель-ного документа и дата   Под-пись   Дата
изме-ненной новой аннули-рован-ной
                 

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ СТРАНИЦ
Раздел, под­раздел, пункт Стр. Дата Раздел, под­раздел, пункт Стр. Дата
Шмуцтитул разд. 030 Введение Лист регистра­ции изменений Перечень дей­ствующих страниц Содержание 030.00.00 030.20.00 030.40.00 – 1/2 1 2 1 2 1/2 1/2 2 3/4 201/202 203/204 205 206 207 208 1 2 3 4 5/6 101/102 201/202 203 204 205 206 207 208 209/210 211/212 213 – Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 030.40.00 030.60.00 030.80.00 214 215/216 217 218 219 220 221/222 1 2 3 4 5 6 7/8 201/202 203 204 205 206 207 208 209/210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 1 2 3 4 101 102 201/202 203/204 205/206 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02

Раздел, под­раздел, пункт Стр. Дата Раздел, под­раздел, пункт Стр. Дата
030.80.00 207/208 209/210 211 212 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02      

СОДЕРЖАНИЕ  
Раздел, подраздел,  
Наименование пункт Стр.
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ОБЩАЯ 030.00.00 ЧАСТЬ. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВОЗДУХО- 030.20.00 ЗАБОРНИКОВ Описание и работа 1. Общая часть 2. Описание 3. Работа Технология обслуживания ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СТЕКОЛ 030.40.00 Описание и работа 1. Общая часть 2. Описание 3. Работа Отыскание и устранение неисправностей Технология обслуживания ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВИНТОВ 030.60.00 Описание и работа 1. Общая часть 2. Описание 3. Работа Технология обслуживания СИГНАЛИЗАТОР ОБЛЕДЕНЕНИЯ СО-121ВМ 030.80.00 Описание и работа 1. Общая часть 2. Основные технические данные 3. Описание и работа Отыскание и устранение неисправностей Технология обслуживания 1/2 3/4 201/202 101/102 201/202 201/202 201/202


ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Противообледенительная система (ПОС) вертолета предназначена для предотвращения образования и удаления льда или воды с лопастей несущего и рулевого винтов, двух передних смотровых стекол кабины экипажа и воздухозаборников, включающих пылезащитные устройства (ПЗУ) и входные части двигателей,

Противообледенительные системы винтов и стекол работают на принципе электрообогрева.

Противообледенительная система ПЗУ — смешанная, воздушно-теплового и электротеплового действия, а противообледенительная система входных частей двигателей — воздушно-теплового действия.

Питание системы электрообогрева осуществляется переменным током напряжением 115/200 В и частотой 400 Гц,

Для воздушно-теплового обогрева используется горячий воздух, отбираемый от компрессоров двигателей.

Для обеспечения сигнализации о начале обледенения на вертолете установлен сигнализатор обледенения СО-121 и визуальный датчик обледенения,

Противообледенительные системы винтов и стекол включаются автоматически от сигнала, поступающего от сигнализатора СО-121, или вручную.

Обогрев ПЗУ и двигателей включается вручную перед полетом.

Если система обогрева ПЗУ и двигателей по каким-либо причинам перед полетом включена не была, схемой предусмотрено включение обогрева правого двигателя и ПЗУ от сигнализатора
СО-121 по сигналу.

Принципиальная электрическая схема противообледенительной системы показана в фидере 10-1 альбома электрических схем.



ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВОЗДУХОЗАБОРНИКОВ –
ОПИСАНИЕ И РАБОТА

1. Общая часть

Противообледенительная система воздухозаборников предназначена для предотвращения образования льда в узлах пылезащитного устройства воздухозаборников, термокомпенсаторов насосов-регуляторов НР-3ВМ двигателей ТВ3-117ВТ (см. 07 1.60.00).

Противообледенительная система воздухозаборников выполнена смешанной: часть узлов обогревается горячим воздухом, отбираемым от компрессоров двигателей, другая часть обогревается электроэнергией с помощью специальных нагревательных накладок,

Горячим воздухом обогреваются следующие узлы: входная губа и поверхность туннеля ПЗУ, сепаратор ПЗУ, воздухозаборник термокомпенсатора насоса-регулятора НР-3ВМ.

Воздушно-тепловая противообледенительная система воздухозаборников включается одновременно с противообледенительной системой двигателей с помощью двух заслонок 1919Т (поз. 31/10 и 38/10). Заслонка (поз. 31/10) установлена палевом двигателе, заслонка (поз. 38/10) —на правом двигателе. Обе заслонки являются агрегатами двигателя.

Электрический обогрев применен для следующих узлов ПЗУ: передней части обтекателя (колпака); задней части обтекателя (хвостовика); кожуха трубопровода вывода пыли (обтекателя); раструба вывода пыли (камеры и коллектора); носков стоек.

На поверхности по всей площади с внутренней или наружной стороны приклеены нагревательные накладки, которые имеют одинаковое конструктивное исполнение и отличаются только величинами сопротивления нагреваемых элементов: нагреватель колпака — три накладки (10,6+1,8) Ом, (10,6+1,8) Ом и (5,6+1,0) Ом; нагреватель хвостовика — три накладки (8+1,4) Ом, (8+1,4) Ом и (9,8+1,8) Ом; нагреватель обтекателя — одна накладка (0,5+0,1) 0м; нагреватель коллектора — одна накладка (4,7+0,8) Ом; нагреватель камеры — одна накладка (1,8+0,4) Ом; нагреватель стоек — две накладки (0,7+0,1) Ом и (0,6+0,1) Ом.

Для обеспечения стабильного температурного контроля нагревательной накладки при различных температурах наружного воздуха между обшивкой и электроизоляцией передней и задней частей обтекателя установлено по два термодатчика ТД-2, работающих с терморегуляторами ТЭР-1М.

Терморегуляторы ТЭР-1 М установлены на потолке грузовой кабины в районе шпангоута № 4 по оси симметрии вертолета.

2. Описание

2.1. Термодатчик ТД-2

Термодатчик представляет собой плоскую зигзагообразную спираль из платиновой проволоки диаметром 0,03 мм. Сопротивление термодатчика при температуре 20 °С равно (136,5±2,5) Ом.

Термодатчик работает вместе с терморегулятором ТЭР-1 М и является одним плечом измери­тельного моста регулятора.


Изменение температуры элементов ПЗУ, на кожухи которых наклеены термодатчики, вызывает изменение сопротивления термодатчика. Происходит разбаланс измерительного моста регулятора, и он срабатывает.

2.2. Регулятор температуры ТЭР-1М

Регулятор температуры (терморегулятор) предназначен для поддержания постоянной температуры конструктивных элементов ПЗУ путем включения и выключения питания электронагревательных элементов.

При увеличении температуры элементов ПЗУ выше температуры настройки регулятора сопро­тивления термодатчика, включенного в одно плечо измерительного моста регулятора, возрастает и происходит разбаланс моста. Схемой регулятора этот сигнал преобразуется в сигнал, снимаю­щий питание с контактора включения нагревательных элементов ПЗУ.

Регуляторы температуры в противообледенительной системе воздухозаборников настраиваются на включение при R = 141 Ом на магазине сопротивлений,

2,3. Аппаратура защиты, коммутации, сигнализации управления и контроля

Силовые цепи электрообогрева подключены к шинам трехфазного переменного тока 115/200 В 400 Гц через предохранители ПМ-15 (поз. 25/10, 22/10, 29/10, 102/10, 100/10, 103/10, 94/10, 64/10, 122/10, 45/10, 53/10, 48/10). Цепи управления ПОС воздухозаборников подключены к аккумуляторной шине 1к через автоматы защиты сети АЗСГК-5 "ПЗУ ДВИГАТ. ЛЕВОГО" (поз, 33/10) и к аккумуляторной шине 2к через автомат защиты сети АЗСГК-5 "ПЗУ ДВИГАТ. ПРАВОГО" (поз. 35/10).

Для сигнализации о включении в работу системы ПОС воздухозаборников применены зеленые табло ТС-5 "ОБОГРЕВ ДВИГ. ЛЕВ." (поз. 30/10), ЛЕВ. ПЗУ ПЕРЕДН. (поз. 19/10), ЛЕВ. ПЗУ ЗАДН. (поз. 26/10), ОБОГРЕВ ДВИГ. ПР. (поз. 39/10), ПРАВ. ПЗУ ПЕРЕДН. (поз. 50/10), ПРАВ. ПЗУЗАДН. (поз. 42/10).

Контроль токов, потребляемых нагревательными элементами ПЗУ, осуществляется общим ампер­метром противообледенительной системы АФ1-150 (поз. 65/10) с трансформаторами тока ТФ1-25/А (поз, 24/10, 47/10) и с галетным переключателем.

Предохранители, реле и контакторы установлены в РК правом, автоматы защиты сети — на правой панели АЗС электропульта.

Сигнальное табло, амперметр и переключатели установлены на левой панели АЗС электропульта.

2.4. Управление противообледенительной системой воздухозаборников

Для включения противообледенительной системы воздухозаборников необходимо включить автоматы защиты сети противообледенительной системы ПЗУ ДВИГАТ, — ЛЕВОГО, ПЗУ ДВИГАТ. - ПРАВОГО, переключатель ОБОГРЕВ - ДВИГ. ПЗУ ЛЕВ. и установить переключатель ОБОГРЕВ - ДВИГ. ПЗУ ПРАВ. в положение РУЧНОЕ, при этом загораются зеленые табло ЛЕВ. ПЗУ ПЕРЕДН., ЛЕВ. ПЗУ ЗАДН., ПРАВ. ПЗУ ПЕРЕДН., ПРАВ. ПЗУ ЗАДН., через 23...37 с - зеле­ные табло ОБОГРЕВ ДВИГ. ЛЕВ. и ОБОГРЕВ ДВИГ. ПР.


Кроме того противообледенительная система правого воздухозаборника может быть включена автоматически (если не была включена вручную) от сигнала, поступающего с сигнализатора СО-121, совместно с противообледенительной системой несущего и рулевого винтов.

Для контроля тока, потребляемого нагревательными элементами ПЗУ, необходимо галетный переключатель ТОКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ установить последовательно в положения ПЗУ ЛЕВ. и ПЗУ ПРАВ. и проверить ток по бортовому амперметру. Показания бортового амперметра должны быть в пределах 55…150 А. Значение "55 А" — нижний предел при работе ПОС колпака или хвостовика ПЗУ. Значение "150 А" — верхний предел при работе ПОС колпака и хвостовика одновременно. Истинный ток ПОС ПЗУ в шесть раз меньше.

3. Работа

При включении переключателей 34/10 в положение ВКЛ. и 36/10 в положение РУЧНОЕ срабаты­вают реле 32/10 и 37/10 и подается питание на регуляторы ТЭР-1М (поз. 15/10, 16/10, 40/10, 49/10). Реле 32/10 и 37/10 включают заслонки 1919Т (поз. 31/10, 38/10) на открытие.

При полном открытии заслонок 31/10 и 37/10 загораются табло 30/10 и 39/10. Горячий воздух подается на обогрев ПЗУ и двигателей.

При срабатывании терморегулятора ТЭР-1М (поз. 15/10) левого ПЗУ или 49/10 правого ПЗУ одновременно срабатывают реле 20/10, 51/10 и через контакты 2-3 этих реле питание подается на контакторы 21/10, 52/10. Контакторы срабатывают и включают питание нагревательных эле­ментов колпака и коллектора левого и правого ПЗУ, и загораются табло 19/10, 50/10.

При срабатывании терморегулятора ТЭР-1М (поз, 16/10) левого ПЗУ или 40/10 правого ПЗУ одновременно срабатывают реле 27/10, 43/10 и через контакты 2-3 этих реле питание подается на контакторы 28/10, 44/10. Контакторы срабатывают и включают питание нагревательных эле­ментов хвостовика, обтекателя, камеры и носков стоек левого и правого ПЗУ, и загораются табло 26/10, 42/10.

Нагревательные элементы ПЗУ получают питание и нагревают соответствующие поверхности конструктивных элементов ПЗУ. При увеличении температуры выше температуры настройки регулятора сопротивление термодатчика, включенного в одно плечо измерительного моста регулято­ра, возрастает, и происходит разбаланс моста. Регулятор срабатывает и отключает питание нагрева­тельных элементов ПЗУ. При понижении температуры ниже заданной регулятор вновь включает обогрев ПЗУ. Таким образом, температура обогрева ПЗУ поддерживается в заданных пределах.

Схемой предусмотрено автоматическое включение обогрева воздухозаборника правого двигателя от сигнала, поступающего с сигнализатора СО-121, Если обогрев воздухозаборника правого двига­теля не был включен вручную (переключатель 36/10 находится в положении АВТОМАТ), питание через контакты 11-12 реле 73/10 подается на реле 37/10 аналогично ручному включению. Далее схема работает, как описано выше.

При отсутствии обледенения и нахождении переключателя 36/10 в положении АВТОМАТ питание подается на закрытые заслонки 38/10 обогрева правого двигателя. Аналогично закрывается заслон­ка обогрева левого двигателя 31/10 при нахождении переключателя 34/10 в положении ВЫКЛ.



ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВОЗДУХОЗАБОРНИКОВ -
ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Технология обслуживания противообледенительной системы воздухозаборников включает следующие технологические карты:

ТК № 201. Осмотр терморегуляторов ТЭР-1М.......................…………………………… 203/204

ТК № 202. Проверка работоспособности противообледенительной системы
воздухозаборников.....................................…………………………………… 205

ТК № 203. Проверка настройки терморегуляторов ТЭР-1М противообледе-
нительной системы воздухозаборников....................………………………... 207



К РО № ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 201 На странице 203/204
Пункт РО 030.20.00а Наименование работы: Осмотр терморегуляторов ТЭР-1 М Трудоемкость чел.-ч
Содержание операции и технические требования (ТТ) Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ Конт­роль
1. Осмотрите терморегуляторы ТЭР-1 М, установленные на потолке грузовой кабины в районе шпангоута № 4 по оси симметрии вертолета, и убедитесь в надежности их крепления. На терморегуляторах не должно быть трещин, вмятин, нарушения лакокрасочного покры­тия и других повреждений. Пыль и грязь удалите салфеткой. При ослаблении крепления терморегулятора подтяните крепежные детали 2. Проверьте затяжку и контровку накидных гаек штепсельных разъемов. Ослабленные накидные гайки подтяните, неисправную контровку замените    
Контрольно-проверочная аппаратура (КПА) Инструмент и приспособления Расходуемые материалы
  Отвертка L =150 мм, В = 6,5 мм Плоскогубцы комбинированные Салфетка хлопчатобумажная Проволока контровочная КС 0,5 ГОСТ 792-67
           


1К РО № ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 202 На страницах 205, 206
Пункт РО 030.20.006 Наименование работы: Проверка работоспособности противообледени­тельной системы воздухозаборников Трудоемкость чел.-ч
Содержание операции и технические требования (ТТ) Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ Конт­роль
ВНИМАНИЕ. РАЗРЕШАЕТСЯ ВКЛЮЧАТЬ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ ВОЗДУХОЗАБОРНИКОВ ПРИ ТЕМПЕРАТУРАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5...15 °С НА ВРЕМЯ НЕ БОЛЕЕ 5 МИН, А ПРИ ТЕМПЕРАТУРАХ 15...25 °С НА ВРЕМЯ НЕ БОЛЕЕ 2 МИН С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПОЛНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1. Проверьте работоспособность противообледенительной системы воздухозаборников при оборотах несущего винта (95±2) %, для чего: при оборотах несущего винта (95±2) % включите автоматы защиты сети противообледени­тельной системы: УПРАВЛЕНИЕ, ПЗУ ДВИГАТ. ЛЕВОГО И ПЗУ ДВИГАТ. ПРАВОГО на правой панели АЗС; установите переключатель ОБОГРЕВ — ДВИГ, ПЗУ ЛЕВ. на левой панели АЗС электропуль­та в положение ВКЛ., а переключатель ОБОГРЕВ - ДВИГ. ПЗУ ПРАВ. — в положение РУЧНОЕ. Должны загореться зеленые табло ЛЕВ, ПЗУ ПЕРЕДН., ЛЕВ. ПЗУ ЗАДН., ПРАВ. ПЗУ ПЕРЕДН., ПРАВ. ПЗУ ЗАДН. и через 23... 38 с – зеленые табло ОБОГРЕВ. ДВИГ. ЛЕВ., ОБОГРЕВ ДВИГ. ПРАВ.; установите поочередно галетный переключатель ТОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ на левой панели электропульта в положения ПЗУ ЛЕВ., затем ПЗУ ПРАВ. и проверьте по бортовому амперметру ток, потребляемый противообледенительной системой ПЗУ. Показания бортового амперметра должны быть в пределах 55...150 А.    

Содержание операции и технические требования (ТТ) Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ Конт­роль
Значение "55 А" — нижний предел при работе ПОС колпака или хвостовика ПЗУ. Значение "150 А" — верхний предел при работе ПОС колпака или хвостовика одновременно. Истин­ный ток ПОС ПЗУ в шесть раз меньше 2. Выключите переключатели и автоматы защиты сети противообледенительной системой воздухозаборников, после чего не менее чем через 40 с выключите автоматы защиты сети ПОС    
Контрольно-проверочная аппаратура (КПА) Инструмент и приспособления Расходуемые материалы
     
         

К РО № ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 203 На страницах 207, 208
Пункт РО 030.20.00в Наименование работы: Проверка настройки терморегуляторов ТЭР-1М противообледенительной системы воздухозаборников Трудоемкость чел.-ч
Содержание операции и технические требования (ТТ) Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ Конт­роль
1. Расконтрите и отсоедините штепсельный разъем с одного терморегулятора температуры левого двигателя и подсоедините переходный жгут к вилке терморегулятора ТЭР-1М и розетке бортового жгута 2. Подсоедините к переходному жгуту магазин сопротивлений РЗЗ и установите на магазине сопротивление примерно 141 Ом 3. Включите автомат защиты сети ПЗУ ДВИГАТ. ЛЕВОГО и переключатель ОБОГРЕВ - ДВИГ. ПЗУ ЛЕВ, при этом должна загореться контрольная лампа переходного жгута 4. После работы терморегулятора ТЭР-1М в течение 1 ч, увеличивая сопротивление через 0,1 Ом, определите сопротивление выключения обогрева ПЗУ по погасанию контрольной лампы переходного жгута, а затем, уменьшая сопротивление, определите сопротивление включения по ее загоранию, Разница между сопротивлениями включения и выключения не должна превышать 4,0 Ом в зоне нечувствительности терморегулятора ТЭР-1 М. Если зона нечувствительности превышает 4,0 Ом, регулятор замените. Сопротивление выключения не должно отличаться от сопротивления настройки (141 Ом) более чем на 2 Ом. При расхождении сопротивления настройки от сопротивления настройки отличается более чем на 2 0м установите сопротивление на магазине Р33, равное 141 Ом. Расфиксируйте ось потенциометра регулировки температуры срабатывания на лицевой панели регулятора    

Содержание операции и технические требования (ТТ) Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ Конт­роль
ТЭР-1М, Вращайте ось потенциометра из крайнего левого положения по часовой стрелке до загорания лампы на переходном жгуте, затем зафиксируйте ось в этом положении и повторно проверьте настройку регулятора по п. 4. Если результаты проверки окажутся неудовлетворительными, регулятор замените 5. Отсоедините переходный жгут, подсоедините розетку бортового жгута к вилке терморегулятора ТЭР-1М и законтрите ее 6, Повторите проверку по пп. 1...5 для второго терморегулятора ТЭР-1М 7. Выключите переключатель ОБОГРЕВ — ДВИГ. ПЗУ ЛЕВ. на левой панели электропульта, после чего не менее чем через 40 с выключите автомат защиты сети ПЗУ ДВИГАТ. ЛЕВОГО на правой панели АЗС 8. Повторите проверку по пп. 1...7 для двух терморегуляторов ТЭР-1М правого двигателя, включая по п. 3 автомат защиты сети ПЗУ ДВИГАТ. ПРАВОГО и устанавливая переключатель ОБОГРЕВ - ДВИГ. ПЗУ ПРАВ. в положение РУЧНОЕ    
Контрольно-проверочная аппаратура (КПА) Инструмент и приспособления Расходуемые материалы
Магазин сопротивлений РЗЗ Переходный жгут проверки ТЭР-1 М (см. 30.40.00, рис. 201) Плоскогубцы комбинированные Отвертка L = 190 мм; В = 6,5 мм Ключ для штепсельных разъемов Проволока контровочная КС 0,5 ГОСТ 792-67
         

ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СТЕКОЛ –
ОПИСАНИЕ И РАБОТА

1. Общая часть.

Противообледенительная система стекол предназначена для предотвращения образования инея и льда на двух передних смотровых стеклах (правого и левого летчиков) и удаления с них водяных брызг и снега.

Противообледенительная система стекол включает два обогреваемых стекла В8БП; автотрансфор­матор АТ-8-3 питания нагревательных элементов стекол; два регулятора температуры стекол ТЭР-1М с датчиками ТД-2; два стеклоочистителя с электромеханизмами ЭПК-2Т-60; аппаратуру защиты коммутации управления и контроля.

Противообледенительная система стекол обеспечивает как автоматическое включение обогрева стекол от сигнала, поступающего от сигнализатора СО-121, так и ручное включение обогрева стекол и стеклоочистителей.

Температура обогрева стекол (30 °С) поддерживается термоэлектрическими регуляторами ТЭР- 1М.

Напряжение питания стекол указывается в паспортах на них. Подключение цепей питания стекол к автотрансформатору производится в соответствии с паспортными данными на стекла.

Автотрансформатор АТ-8-3 установлен на шпангоуте № 1 на правой этажерке в кабине экипажа, а регуляторы температуры ТЭР-1М — на правом борту грузовой кабины между шпангоутами № 2 и 3. Электромеханизмы ЭПК-2Т-60 стеклоочистителей установлены на жесткости нижней кромки остекления под обогреваемыми стеклами (см. рис. 1).

2. Описание

2.1. Стекло В8БП

Передние стекла В8БП левого и правого летчиков имеют пленочные электрообогреватели, которые предохраняют стекла от запотевания и обмерзания.

Стекло В8БП представляет собой триплекс, состоящий из двух плоских силикатных стекол (внешнего и внутреннего), склеенных между собой специальной прозрачной пленкой. На внутреннюю поверхность внешнего стекла нанесено токопроводящее покрытие и шинки, образующие электронагревательный элемент стекла. В верхней части обогреваемой зоны стекла между внешним и внутренним стеклами запрессован термодатчик ТД-2.

2.1.1. Основные технические данные стекла В8БП:

Напряжение питания (по паспорту)...........................……………… 190; 208; 230 или 250 В

Потребляемая мощность…………………………………………..… не более 1930 Вт

Потребляемый ток.........................................………………………... не более 9,65 А


2.2. Термодатчик ТД-2

Термодатчик представляет собой плоскую зигзагообразную спираль из платиновой проволоки диаметром 0,03 мм. Сопротивление термодатчика при температуре 20 °С равно (136,5±2,5) Ом.

Термодатчик работает в комплекте с регулятором температуры ТЭР-1М и является одним плечом измерительного моста регулятора. Изменение температуры стекла вызывает изменение сопротивления термодатчика. Происходит разбаланс измерительного моста регулятора, и он срабатывает.

2.3. Регулятор температуры ТЭР-1М

Регулятор температуры предназначен для поддерживания постоянной температуры стекла путем включения или выключения электронагревательных элементов стекол.

При увеличении температуры стекла выше температуры настройки регулятора сопротивление термодатчика, включенного в одно плечо измерительного моста регулятора, возрастает и происходит разбаланс моста. Схемой регулятора этот сигнал преобразуется в сигнал, снимающий питание с контактора включения обогрева стекла,

При понижении температуры стекла ниже заданной регулятор вновь включает контактор питания обогрева стекла.

Регулятор температуры на вертолете настраивается на температуру 30 °С.

2.4. Стеклоочиститель с электромеханизмом ЭПК-2Т-60

Стеклоочистители предназначены для удаления водяных брызг и снега с обогреваемых смотровых стекол летчиков. На вертолете щетки стеклоочистителей приводятся в движение непосредственно электромеханизмами ЭПК-20-60.

Электромеханизм ЭПК-20-60 может работать в четырех режимах: пусковой режим; первая рабочая скорость; вторая рабочая скорость; возврат щетки в исходное положение.

Для обеспечения нормальной работы щеточного узла с углом поворота щетки 60° с учетом нормального обзора длина ведущего рычага стеклоочистителя установлена (420± 10) мм. Усилие прижатия щетки к стеклу отрегулировано в пределах 16...20 Н (1,6…2 кгс). Контроль усилия прижатия щетки производится по моменту отрыва средней части щетки от стекла на 1...2 мм.

2.5. Аппаратура защиты, коммутации управления и контрол.

Силовые цепи обогревательных элементов стекол подключены к шинам трехфазного переменного тока напряжением 115/200 В и частотой 400 Гц через автотрансформатор АТ-8-3 и предохрани­тели ПМ-15 (поз. 4/10 и 5/10), ПМ-25 (поз. 13/10 и 14/10). Цепь управления подключена к шине ВУ 2к через автомат защиты сети АЗСГК-2 "ПРОТИВООБЛЕДЕНИТ. СИСТЕМА СТЕКОЛ" (поз. 1/10). Управление обогревом стекол осуществляется выключателем ВГ-15к "ОБОГРЕВ СТЕ­КОЛ" (поз. 2/10).

Контроль тока, потребляемого обогревательными элементами стекол, осуществляется общим амперметром противообледенительной системы с трансформатором тока ТФ 1-25/1 А (поз. 12/10) и с галетным переключателем ТОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (поз. 54/10).


Контактор и реле подключения питания на обогревательные элементы стекол 120/10, 6/10, 7/10 и предохранители 4/10, 5/10, 13/10, 14/10 установлены в РК № 2, автомат защиты сети 1/10 —на правой панели АЗС, а выключатель 2/10 и галетный переключатель 54/10 —на левой панели АЗС электропульта.

Цепь питания и управления левого стеклоочистителя подключена к аккумуляторной шине 1к через автомат защиты сети АЗСГК-5 "СТЕКЛООЧИСТ. ЛЕВЫЙ" (поз. 1/7), цепь питания и управления правого стеклоочистителя подключена к шине ВУ 2к через автомат защиты сети АЗСГК-5 "СТЕКЛООЧИСТ. ПРАВЫЙ" (поз. 9/7). Управление работой стеклоочистителя осуществляется переключателями ППЗ ПГ-15 "СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ" (поз. 2/7 и 10/7).

Переключатели имеют четыре фиксированных положения: ПУСК, 1 СКОР., 2 СКОР. и нейтральное, соответствующее выключенному положению электромеханизма. Пятое положение СБРОС — нефиксированное, с автоматическим возвратом в выключенное положение.

Изменение скорости достигается подключением в цепь питания электродвигателя добавочных сопротивлений типа ПЭВР.

Сопротивления установлены на специальном кронштейне за электропультом, переключатели 2/7 и 10/7 — на левом и правом щитках электропульта, а автоматы защиты сети 1/7 и 9/7 — на правой панели АЗС.

2.6. Управление противообледенительной системы стекол

Для включения противообледенительной системы стекол необходимо включить автоматы защиты сети ПРОТИВООБЛЕДЕНИТ, СИСТЕМА СТЕКОЛ и УПРАВЛЕНИЕ, выключатель ОБОГРЕВ СТЕКОЛ должен находиться в положении АВТОМАТ, а выключатель ОБЩЕЕ в положении АВТОМ.; включить в работу сигнализатор обледенения, для чего необходимо включить автомат защиты сети сигнализатора СО-121. При этом противообледенительная система стекол включает­ся автоматически от сигнала сигнализатора обледенения СО-121. При необходимости обогрев стекол можно включить вручную установкой выключателя ОБЩЕЕ в положение РУЧН.,

Для контроля тока, потребляемого нагревательными элементами стекол, необходимо галетный переключатель ТОКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - СТЕКОЛ установить в положение СТЕКОЛ и проверить ток по бортовому амперметру. Показания бортового амперметра должны быть в пределах 40…120 А. Ток зависит от одновременности включения обогрева стекол. Истинное значение тока получается при делении показаний амперметра нашесть.

Для включения стеклоочистителя в работу необходимо включить автоматы защиты сети СТЕКЛО­ОЧИСТ. ЛЕВЫЙ, СТЕКЛООЧИСТИТ. ПРАВЫЙ и переключатели 2/7, 10/7. Переключатель СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ установить в положение ПУСК, а затем, в зависимости от внешних условий (интенсивности дождя или снега) переключатели устанавливаются в положения 1 СКОР. или 2 СКОР.

ВНИМАНИЕ. 1. НА ПУСКОВУЮ СКОРОСТЬ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ МОЖНО ВКЛЮЧАТЬ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 5 МИН ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ В КАБИНЕ ЭКИПАЖА ОТ ПЛЮС 30 °С ДО МИНУС 20 °С И НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 30 МИН - ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ НИЖЕ МИНУС 20 °С.

2. ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ НИЖЕ МИНУС 20 °С СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ НА ВТОРУЮ СКОРОСТЬ НЕ ВКЛЮЧАТЬ.


После выключения стеклоочистителя щетка может остановиться в любом положении и мешать обзору летчика. Для установки ее в крайнее исходное положение переключатель СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ устанавливается в положение СБРОС и удерживается в этом положении, пока щетка не займет крайнего положения. При этом электромеханизм остановится автоматически. После останова стеклоочистителя в крайнем положении ручку переключателя следует отпустить и она займет нейтральное положение — выключенное.

3. Работа

При наличии обледенения сигнализатор СО-121 выдает сигнал на реле 91/10, которое включает исполнительное реле 73/10. Через контакты реле 73/10 подается питание на контактор 120/10, подающий питание на трансформатор АТ-8-3, регуляторы температуры 10/10 и 11/10, включаю­щие реле 6/10 и 7/10. Реле срабатывают и подают питание на обогревательные элементы стекол 8/10 и 9/10.

При нагреве стекол изменяется сопротивление термодатчиков ТД-2 и происходит разбаланс измерительных мостов регуляторов. Сопротивление Р10, регулятор настраиваются на температуру срабатывания 30 °С. При достижении этой температуры регуляторы снимают питание реле 6/7, 7/10, отключая обогрев стекол.

При понижении температуры стекла регулятор вновь включает его обогрев и т.д. Таким образом в условиях обледенения температура стекол поддерживается постоянной (30 °С).

При установке переключателя СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ в положение ПУСК электродвигатель развивает максимальный момент, при этом число двойных качаний щетки в минуту составляет не более 143.

При установке переключателя в положение 1 СКОР. питание на электродвигатель поступает через параллельно соединенные добавочные сопротивления С5-36В-25-10±10%, которые отрегулированы на значение (8,6±0,2) Ом, т.е. электродвигатель включается на понижение напряжения и разви­вает меньший момент, при этом число двойных качаний щетки в минуту составляет 69...90.

При установке переключателя в положение 2 СКОР., дополнительно в цепь электродвигателя подключаются еще два сопротивления, которые отрегулированы на значение (8,6±2) Ом, и электродвигатель развивает еще меньший момент по сравнению с первой скоростью, при этом число двойных качаний щетки в минуту составляет 30...60.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: