Рис.203
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВИНТОВ -
ОПИСАНИЕ И РАБОТА
1. Общая часть
Противообледенительная система винтов включает нагревательные элементы лопастей несущего винта; нагревательные элементы лопастей рулевого винта; токосъемник ТСВ 36М313 несущего винта; токосъемник 8АТ-7420-100 рулевого винта; программный механизм ПМК-21ТВ; аппаратуру защиты, коммутации и управления.
1.1. Нагревательные элементы лопастей несущего винта представляют собой тонкие ленты из
нержавеющей стали, расположенные вдоль всей длины носовых частей лопастей.
Нагревательный элемент каждой лопасти состоит из четырех секций.
|
|
Электрическое сопротивление каждой секции нагревательных элементов лопастей несущего винта составляет (8 ) Ом.
Нагревательный элемент заканчивается шинами с проводами, которые впаяны в штепсельный разъем, установленный в комле лопасти (см. 065.10.00).
1.2. Нагревательные элементы лопастей рулевого винта представляют собой тонкие ленты
нержавеющей стали, смонтированные на носовых частях лопастей. Весь пакет нагревателя
наклеивается по всей длине лопасти.
Нагревательный элемент каждой лопасти разделен на две секции: верхнюю и нижнюю.
Сопротивление каждой секции лопастей рулевого винта составляет (26 Ом).
У комля к концевым лентам нагревателя припаяны три латунные соединительные шины, к которым припаяны провода. Эти провода соединяются с соответствующими проводами токосъемника с помощью клеммной колодки, установленной в комлевой части лопасти.
1.3. Токосъемник ТСВ 36М313 несущего винта предназначен для передачи электроэнергии от
бортсети к нагревательным элементам лопастей при вращении винта.
Токосъемник представляет собой агрегат, состоящий из узла контактных колец со щетками; основания, на котором смонтированы пять контакторов и пять трансформаторов тока; защитного колпака и основания, за фланец которого он крепится к втулке несущего винта.
Контактные кольца токосъемника размещены на неподвижной части токосъемника, все остальные элементы — на подвижной (см. рис. 1).
1.4. Токосъемник 8АТ-7420-100 рулевого винта предназначен для передачи электроэнергии от
бортсети к нагревательным элементам лопастей.
|
|
Токосъемник представляет собой агрегат, состоящий из корпуса и щеточно-коллекторного узла. Коллектор токосъемника крепится на валу редуктора и вращается вместе с рулевым винтом.
Корпус со щетками устанавливается неподвижно на редукторе рулевого винта (см. рис. 2).
1.5. Программный механизм ПМК-2 1ТВ предназначен для управления последовательностью включения секций нагревательных элементов лопастей несущего и рулевого винтов и установлен на правой стороне потолка грузовой кабины между шпангоутами № 2 и 3.
Программный механизм обеспечивает нагрев каждой секции лопастей несущего винта в течение (38,5±2) с за один цикл и нагрев каждой секции лопастей рулевого винта в течение (38,5±2) с, по два раза за один цикл,
Программный механизм выдаст 18 команд в виде четырех последовательных серий: три серии по четыре параллельные команды; четвертая серия — шесть параллельных команд. Длительность серии команд (38,5±2) с.
2. Описание
Питание противообледенительной системы винтов осуществляется трехфазным переменным током напряжением 115/200 В и частотой 400 Гц через автомат защиты сети АЗ3К-100
(поз. 8/2)—для несущего винта и предохранители ПМ-25 (поз. 80/10, 81/10) — для рулевого винта. Цепь управления подключена к шине ВУ 2к через автомат защиты сети АЗСГК-5 "УПРАВЛЕНИЕ" (поз, 70/10),
Вся основная аппаратура защиты и коммутации системы размещена в правой РК, а автоматы защиты сети — на правой панели АЗС. Выключатели управления, сигнальные табло, амперметр с переключателем размещены на левой панели АЗС электропульта.
Управление работой системы ведется выключателем ВГ-15К (поз. 71/10) и кнопкой 604.018С (поз. 72/10).
Токи, потребляемые каждой секцией лопастей несущего и рулевого винтов, контролируются общим амперметром противообледенительной системы АФ1-150 (поз. 65/10) с помощью трансформаторов тока ТФ-50/1А (поз. Тр 1, Тр2, ТрЗ, Тр4, Тр5 и 83/10) и галетного переключателя. Трансформаторы установлены в общей цепи секций нагревательных элементов каждой лопасти.
При установке галетного переключателя 54/10 в положение соответствующей лопасти срабатывает реле контроля (соответственно поз. 58/10, 59/10, 60/10, 61/10, 62/10, 63/10) и подключает трансформатор лопасти к амперметру через контакты 1-2 остальных токовых реле.
Вся основная аппаратура защиты и коммутации системы размещена в правой РК, а автоматы защиты сети — на правой панели АЗС, Выключатели управления, сигнальные табло, амперметр с переключателем и концевой выключатель размещены на левой панели электропульта.
2.1. Управление противообледенительной системы винтов
Для включения в работу системы ПОС несущего и рулевого винтов на вертолете необходимо включить автоматы защиты сети противообледенительной системы: УПРАВЛЕНИЕ и СО-121 и установить выключатель ОБЩЕЕ в положение АВТОМ.
При входе вертолета в зону обледенения сигнализатор СО-121 выдает сигнал, загорается табло ОБЛЕДЕН., и противообледенительная система винтов автоматически включается в работу, о чем будет сигнализировать зеленое табло ПОС ВКЛЮЧЕНА.
При выходе вертолета из зоны обледенения сигнализатор СО-121 перестает выдавать сигнал, табло ОБЛЕДЕН гаснет. После этого необходимо выключить, систему кнопкой ОБЩЕЕ ОТКЛ.
Для ручного включения противообледенительной системы винтов необходимо переключатель ОБЩЕЕ установить в положение РУЧН.
Контроль за работой системы ведется по загоранию сигнальных табло ПОС ВКЛЮЧЕНА
1 СЕКЦИЯ, 2 СЕКЦИЯ, 3 СЕКЦИЯ, 4 СЕКЦИЯ. Табло секций показывает на секцию, которая в данный момент включена.
Для контроля тока каждой секции каждой лопасти несущего винта и секций рулевого винта необходимо при загорании табло соответствующей секции устанавливать галетный переключатель ТОКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ поочередно в положения ЛОПАСТИ НЕСУЩ. ВИНТА 1-2-3-4-5 и ХВОСТ ВИНТА и проверить ток по бортовому амперметру в соответствующих секциях лопастей. Показания бортового амперметра должны быть в пределах 60...80 А — для лопасти несущего винта; 110...150А— для лопастей рулевого винта.
|
|
Истинное значение тока получается при делении показаний амперметра на 3 для лопасти несущего винта, и на 6 для лопастей рулевого винта,
3. Работа
Обогрев лопастей несущего и рулевого винтов осуществляется частями (посекционно).
С появлением сигнала от сигнализатора СО-121 (загорается табло ЗОНА ОБЛЕДЕНИЯ) и срабатывают реле 91/10, 114/10, реле 91/10 и через контакты 2-3 подает питание:
на обмотку реле 73/10, которое через свои контакты 8-9 и контакты 2-3 кнопки 72/10 становится на самоблокировку, дублируя срабатывание контактов 2-3 реле 91/10;
на запуск программного механизма ПМК-21ТВ (поз. 74/10) и контактора 75/10 включения питания обогрева лопастей несущего и рулевого винтов.
Загорается табло ПОС ВКЛЮЧЕНА (поз. 76/10). При работающих генераторах № 1 и 2 и выключенной противообледенительной системе ПЗУ сигнал на запуск программного механизма и контактора включения обогрева лопастей несущего и рулевого винтов подается по следующей цепи: контакты 5-6 реле 112/10, контакты 5-4 реле 111/10, контакты 2-3 реле 113/10, контакты 2-1 реле 111/10 и контакты 2-3 реле 114/10.
При этом питание обогрева лопастей несущего и рулевого винтов осуществляется от
генератора № 1.
Программный механизм управляет порядком включения секций нагревательных элементов,
Секции нагревательных элементов лопастей несущего винта включаются поочередно в соответствии с их порядковыми номерами (1, 2, 3, 4). Секции нагревательных элементов рулевого винта включаются в таком порядке:
первые секции нагревательных элементов лопастей рулевого винта включаются совместно с 1-ми и 3-ми секциями нагревательных элементов лопастей несущего винта, а вторые секции — со 2-ми и 4-ми секциями нагревательных элементов лопастей несущего винта.
За один цикл обогрева поочередно включаются по одному разу все секции нагревательных элементов лопастей несущего винта и по два раза секции нагревательных элементов лопастей рулевого винта.
|
|
Контактор 75/10 подает питание с шин генератора № 1 на токосъемники несущего и рулевого винтов 77/10, 84/10. При включении программного механизма 74/10 с клеммы 9 разъема Ш2 через клемму 3 токосъемника 77/10 подается сигнал на включение контактора Р1, который срабатывает и подает питание на первые секции нагревательных элементов лопастей несущего винта.
Питание первых секций лопастей рулевого винта осуществляется сразу же после срабатывания контактора 75/10 через замкнутые контакты 3-4 контактора 79/10.
Через 38,5 с сигнал с клеммы 9 разъема Ш2 программного механизма исчезает и появляется на клемме 10 разъема Ш2 и клемме 10 разъема Ш1.
Питание первых секций прекращается, а через клемму 4 токосъемника поступает сигнал на включение контактора Р2, который включает питание вторых секций лопастей несущего винта.
Одновременно срабатывает контактор 79/10 и подает питание на вторые секции лопастей рулевого винта,
Через следующие 38,5 с снимается сигнал с клеммы 10 разъемов Ш1 и Ш2 и выдается с клеммы 7 разъема Ш2 через клемму 5 токосъемника на контактор Р3, Контактор Р3 подает питание на третьи секции лопастей несущего винта. Одновременно через замкнувшиеся контакты 3-4 контактора 79/10 питание вновь подается на первые секции лопастей рулевого винта,
Еще через 38,5 с сигнал на клемме 7 разъема Ш2 исчезает и выдается с клеммы 4 разъема Ш2 и клеммы 6 разъема Ш1, Через клемму 6 токосъемника сигнал поступает на контактор Р4, который включает питание четвертых секций лопастей несущего винта, а через контакты 1-2 сработавшего контактора 79/10 питание подается на вторые секции лопастей рулевого винта. Заканчивается один цикл работы. Такие циклы повторяются до выключения системы.
Противообледенительная система винтов отключается кнопкой ОБЩЕЕ ОТКЛ. (поз. 72/10), При нажатии кнопки снимается блокировка реле 73/10, которое отпускается и снимает все сигналы включения противообледенительной системы.
Подача питания на включение обогрева секций лопастей несущего винта контролируется табло 1 СЕКЦИЯ (поз. 66/10), 2 СЕКЦИЯ (поз. 67/10), 3 СЕКЦИЯ (поз. 68/10), 4 СЕКЦИЯ (поз. 69/10).
При включении какой-либо секции одновременно загорается соответствующее табло.
При включенной противообледенительной системе ПЗУ и отказе любого из генераторов питание обогрева лопастей несущего и рулевого винтов отключается. В этом случае срабатывает реле 111/10 и снимается питание с обмоток реле 112/10 или 1 13/10, которые своими контактами 5-6 разрывают цепь включения контактора 75/10, программного механизма 74/10 и табло ПОС ВКЛЮЧЕНА (поз. 76/10).
При отключенной противообледенительной системе ПЗУ питание обогрева лопастей несущего и рулевого винтов может осуществляться от одного, любого из работающих, генераторов.
При отказе генератора № 1, от которого нормально питается обогрев лопастей несущего и рулевого винтов, обесточивается реле 112/10 и контактами 4-5 подаст питание на обмотку контактора 106/10, который переключает цепи питания обогрева лопастей несущего и рулевого винтов на шины генератора № 2.
При коротком замыкании в токосъемнике несущего винта питание обогрева лопастей несущего и рулевого винтов отключаются.
При коротком замыкании в токосъемнике несущего винта происходит разбаланс диодного моста У1...У4 панели защиты 1 18/10, в диагональ которого включена обмотка реле К1. Реле К1 срабатывает и своими контактами 2-3 замыкает цепь включения реле времени 116/10. Реле запускается и через (0,1±0,02) с замыкает свои контакты 4-5. При этом "плюс" бортсети поступает на обмотку реле 117/10, реле срабатывает и своими контактами:
2-3 — становится на самоблокировку;
4-5 — размыкает цепь питания реле 114/10.
Реле 114/10 отпускает и разрывает цепь питания контактора 75/10, программного механизма 74/10 и табло ПОС ВКЛЮЧЕНА (поз. 76/10);
5-6 — замыкает цепь питания табло ОТКАЗ ПОС НВ (поз. 115/10) по "минусу". Загорается табло.
|