Для создания нового проекта C# заходим в меню File и далее выбираем New, Project. В появившемся окне New Project слева выбираем Visual C#, а справа тип приложения - Console Application. Дайте имя проекту - ConsoleHello, укажите, где будет храниться проект.
Главное окно редактора кода, в котором отображается программный код, хранимый в файле ConcoleHello.cs, изображен на рис. 1.1. Ниже главного окна расположены окна вывода (Error List, Output), в которых выводится вся служебная информация.
В правой части окна находится Solution Explorer, где показывается список файлов, содержащийся в "решении", которое, может состоять из нескольких "проектов". Вкладки вверху главного окна позволяют легко перемещаться от одного открытого файла к другому.
Добавим в проект код:
namespace ConsoleHello { // создаваемое пространство имен
class Program { // имя класса по умолчанию
static void Main(string[] args) { // вывод строки на экран Console.WriteLine("Введите Ваше имя"); string name;
name = Console.ReadLine(); // ввод строки с клавиатуры
if (name == "") Console.WriteLine("Здравствуй, мир!"); else Console.WriteLine("Здравствуй, " + name + "!");
|
|
}
} }
Средством взаимодействия пользователя с программой является графический пользовательский интерфейс (Graphical Шег пиейасе, GUI). На практике программирование приложений с GUI предполагает экстенсивное использование различных инструментальных средств и мастеров, которые намного упрощают этот процесс.
Windows Forms - это часть каркаса.NET Framework, которая поддерживает создание приложений со стандартным GUI на платформе Windows.
Форма - это экранный объект, обеспечивающий функциональность программы. Как правило, приложение содержит главное окно, которое реализовано с помощью некоторого класса MyForm, производного от класса Form.
Запускаем Visual Studio.NET, создаем новый проект, для которого выбираем тип Windows Forms Application, задаем имя проекта -FirstForm и сохраняем его в папку, определяемую полем Location. На экране появилась пустая Windows-форма (рис. 1.2).
Окно Object Browser (проводник объектов, View —> Object Browser) является средством получения информации о свойствах объектов. Можно получать краткое описание любого метода, класса или свойства, просто щелкнув на нем, - на информационной панели немедленно отобразится краткая справка.
Окно Class View (обзор классов, View —> Class View) позволяет перемещаться в коде по выбранному объекту; содержит методы, классы, данные всего листинга проекта. Для перехода, например, в class Forml, щелкаем на соответствующем названии в окне Class View.
Окно свойств Properties - основной инструмент настройки формы и ее компонент. Содержимое этого окна представляет собой весь список свойств выбранного в данный момент компонента или формы. Вызывается окно несколькими способами, чаще на выбранном объекте щелкаем правой кнопкой мыши и в контекстном меню пункт Properties. Когда вы только создали проект, в окне Properties отображаются свойства самой формы (табл. 1.1).
|
|
В табл. 3.2 приводится описание некоторых свойств формы, обычно в режиме дизайна.
Кнопка Events ^ переключает окно Properties в режим управления обработчиками различных событий (например, мыши, клавиатуры) и одновременно выводит список всех событий компонента. Двойной щелчок мыши в поле значения события генерирует обработчик для него и переключает в режим кода.
Окно Toolbox (панель инструментов, View —> Toolbox) содержит компоненты Windows-форм, называемые элементами управления, которые размещаются на форме. Оно состоит из нескольких закладок. Наиболее часто употребляемой закладкой является All Windows Forms. Для размещения нужного элемента управления достаточно просто щелкнуть на нем в окне Toolbox или, ухватив, перетащить его на форму.
Режимы дизайна и кода
При создании нового проекта запускается режим дизайна - форма представляет собой основу для расположения элементов управления. Для работы с программой следует перейти в режим кода. Это можно сделать нескольким способами: щелкнуть правой кнопкой мыши в любой части формы и выбрать View Code, в окне Solution Explorer сделать то же самое на компоненте Form1. После перехода в режим кода в этом проекте появится вкладка Form1.cs*, нажимая на которую, тоже можно переходить в режим кода.
Рассмотрим некоторые программные блоки.
1. Первый блок определяет, какие пространства имен используются в этом проекте:
using System;
using System.Collections.Generic; using System.ComponentModel; using System.Windows.Forms;
Далее определяется собственное пространство имен, имя которого совпадает с названием проекта: namespace FirstForm. При необходимости это название можно менять.
2. Класс формы Form1, наследуемый от System.Windows. Forms.Form, содержит в себе почти весь код программы:
namespace FirstForm{
public partial class Form1: Form {
public Form1() { InitializeComponent(); }
}
3. Метод Main в файле Program.cs реализует главную точку входа в программу - место, откуда начинается выполнение написанного нами кода:
namespace FirstForm{ static class Program { /// <summary>
/// The main entry point for the application.
/// </summary>
[STAThread]
static void Main() {
Application.EnableVisualStyles();
Application.SetCompatibleTextRenderingDefault(false);
Application.Run(new Form1());
}
}}
При отладке больших программ удобно использовать нумерацию строк, которую можно включить в пункте меню Tools/Options.../Text Editor/C# - на форме General - галочка Line Numbers.
При запуске приложения в папке bin\Debug внутри папки проекта возникает файл FirstForm.exe и файлы, необходимые для отладки. Файл FirstForm.exe и представляет собой готовое приложение. Для распространения приложения его необходимо скомпилировать в режиме Release (Build.Butch Build) - тогда появится папка bin\Release, которая будет содержать только FirstForm.exe. Вы можете просто скопировать его на другой компьютер, и если там имеется.NET Framework, все будет работать.
Элементы управления
Элементы управления - это компоненты, обеспечивающие взаимодействие пользователя с программой. Среда Visual Studio.NET предоставляет большое количество элементов, которые можно сгруппировать по нескольким функциональным группам.
Базовым классом всех интерфейсных элементов является класс Control, содержащийся в пространстве имен System.Windows.Forms. В этом классе определены общие для всех интерфейсных элементов свойства, события и методы. Наиболее важные из них:
• Cursor, Font, BackColor, ForeColor - свойства, значения которых элемент управления наследует от содержащего его контейнера, если значение этого свойства в явном виде не установлено и не определено в родительском классе;
• Top, Left, Width, Height, Size, Location - свойства, отвечающие за размер и местоположение элемента относительно контейнера (для формы контейнером является экран);
|
|
• Anchor и Dock - свойства, определяющие, согласно каким принципам перемещается и меняет размеры интерфейсный элемент при изменении размеров контейнера;
• Text, ImeMode, RightToLeft - свойства, определяющие надпись или текст в элементе управления, а также направление текста и способ его редактирования;
Enabled, Visible - свойства, определяющие, доступен ли пользователю интерфейсный элемент и отображается ли он;
• Parent - свойство, указывающее, какой из интерфейсных элементов является контейнером для данного элемента.
Формы могут иметь стандартный вид, такой, например, как у программы Microsoft Word, или причудливый — как у Winamp. Итак, форма — это экранный объект, обеспечивающий функциональность программы.
Для создания Windows -приложений первоначально создается проект, который будет содержать формы.
Запускается Visual Studio.NET, выбирается File/New/Project — появляется диалоговое окно (Ctrl+Shift+N приводит к тому же результату), в котором выбирается Visual C# Project и Windows Application (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Создание нового проекта.
В поле Name задается имя проекта — FirstForm и он сохраняется в папке, определяемой полем Location. В ней будут находиться все создаваемые файлы этого проекта. На экране появилась пустая Windows -форма.
После создания нового проекта, можно видеть основные части среды разработки (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Главное окно программы в режиме разработки приложения