Методика расчета и оценки показателей искусственного освещения

1. При измерении уровня освещенности в люксах (лк) используется прибор - люксметр. Выбор точек измерения обусловлен особенностями организации освещения и выполняемой зрительной работы. Для оценки равномерности освещения осуществляют измерение в 5-ти точках на рабочей поверхности (по углам и в центре) и по отношению минимальной величины к максимальному уровню освещенности определяют коэффициент неравномерности (К).

К = Еmin / Еmax.

Его нормативная величина в поле зрения на рабочих местах - не менее 0,3.

2. Расчетный метод ориентировочной оценки искусственного освещения предусматривает расчет минимальной освещенности на горизонтальной поверхности через удельную мощность.

E = E1 x P1, где

E1 - минимальная горизонтальная освещенность, соответствующая удельной мощности в 1 Вт на 1 м2 помещения (определяется по таблице);

P1 - фактическая удельная мощность ламп для данного помещения. Она рассчитывается путем деления суммарной мощности всех ламп на площадь пола данного помещения.

Таблица 1

Значение Е1 (лк) для ламп накаливания и общего равномерного освещения

(ГОСТ 2239-54)

Мощность, Вт Прямой свет Рассеянный свет Отраженный свет
  2,54 2,14 1,6
  2,84 2,42 1,63
  3,32 3,83 2,1
  3,59 3,06 2,26
  3,92 3,33 2,46

Таблица 2

Значение Е1 (лк) для люминесцентных ламп и общего равномерного освещения

(ГОСТ 2239-54)

Мощность Лампы белого света Лампы ДС, ХБС, ТБС
Вт Прямой свет Рассеянный свет Отраженный свет Прямой свет Рассеянный свет Отраженный свет
    8,6 5,35 8,9 7,6 5,6
  10,8 9,2 6,8 9,5 8,05 6,0
  12,6 10,5 7,92 10,5 8,0 6,6
  13,0 11,05 8,15 11,5 9,8 7,25

3. Оценка показателей искусственного освещения.

В соответствии с документами санитарного законодательства (СНиП II-4-79 Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования.) нормативные величины освещенности при искусственном освещении для помещений учебных заведений (классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории, лаборантские) установлены:

для искусственного освещения в вертикальной плоскости (на середине доски) не менее 500 лк, в горизонтальной плоскости (на рабочих столах и партах) - не менее 300 лк.

для общего искусственного освещения при комбинированном освещении для люминесцентных ламп 200-750 лк, для ламп накаливания 100-300 лк.

для общего искусственного освещения в системе комбинированного для люминесцентных ламп 150-500 лк, для ламп накаливания 50-100 лк.

Тема: МЕТОДИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЗАПЫЛЕННОСТИ И ХИМИЧЕСКИХ ПРИМЕСЕЙ В ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ

Актуальность темы. Охрана внешней среды, особенно в городах, является одной из наиболее важных задач общества. В сложной проблеме охраны и улучшения состояния внешней среды задача борьбы с загрязнениями воздуха занимает первое место. Научно-технический прогресс, прежде всего, характеризуется быстрым развитием промышленности. Техногенное загрязнение атмосферного воздуха является причиной возрастания заболеваемости среди населения городов. В районах, где размещаются большие промышленные предприятия, чаще всего регистрируются ОРВИ, бронхиты, злокачественные заболевания.

Исходя из этого, можно обозначить цель занятия.

Цель (общая): Уметь оценить фактические концентрации пыли и химических примесей и их влияние на здоровье населения.

Конкретные цели: УМЕТЬ: Цели исходного уровня знаний-умений: УМЕТЬ:
1. Исследовать воздух на содержание пыли и химических веществ. 2. Осуществлять гигиеническую оценку уровня загрязнения атмосферного воздуха пылью и химическими веществами. 1. Привести объем воздуха к нормальным условиям (кафедра физики). 2. Оценивать роль защитных систем организма при действии пыли и химических веществ (кафедра физиологии и кафедра биохимии).

Для проверки уровня подготовки и усвоения нисходных знаний-умений решите следующие задания для самоподготовки и самоконтроля.

Задание 1.

Для химического анализа отобрали пробу атмосферного воздуха с помощью аспиратора. Но для расчета концентрации химических примесей в пробе необходимо довести объем воздуха к нормальным условиям.

Какой показатель нужно учитывать для приведения объема воздуха к нормальным условиям?

1. Охлаждающая способность воздуха.

2. Влажность во время отбора пробы.

3. Температура кататермометра.

4. Интенсивность инфракрасного излучения.

5. Температура воздуха.

Задание 2.

Пыль с атмосферным воздухом попадает в организм через органы дыхания.

Какие системы или органы принимают участие в защите организма от неблагоприятного действия пыли?

1. Сердечно-сосудистая система.

2. Печень.

3. Растворение в крови.

4. Почки.

5. Эпителий верхних дихательных путей.

Задание 3.

Отобрали пробу атмосферного воздуха с целью определения концентрации пыли.

Какие газовые законы используются для доведения объема воздуха к нормальным условиям?

1. Законы Гей-Люссака и Бойля-Мариотта.

2. Первый закон Ньютона.

3. Закон Ома

4. Закон сохранения массы вещества.

5. Третий закон Ньютона.

Задание 4.

Определили, что в пробе атмосферного воздуха имеет место незначительное повышение концентрации угарного газа (СО).

Каким будет основной механизм неблагоприятного воздействия на организм угарного газа в концентрации, которая превышает нормы?

1. СО имеет связь с лейкоцитами крови.

2. СО повышает функции клеток почек.

3. Повышает детоксикационную функцию печени.

4. СО заблокирует функцию сосудов.

5. Возникнет ишемия мозга за счет образования карбоксигемоглобина.

Эталоны ответов на задания по контролю исходного уровня:

Задание 1 - 5; задание 2 - 5. Другие задания решите самостоятельно.

Информацию, которая необходима для формирования знаний-умений, можно найти в следующих учебниках

1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – М.: Медгиз, 1998. - С. 275, 346, 375, 546, 582, 665.

2. Нормальна фізіологія / за ред. В.І.Філімонова. - Київ: Здоров’я, 1994. - С. 230, 383-397, 459-461.

Дополнительная литература:

1. Бабский Е.Б. Физиология человека. - М.: Медицина, 1972. - С. 56, 140-157.

2. Ремизов А.И. Курс физики, электроники и кибернетики. - М.: Высшая школа, 1982. - С. 99-100.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: