Шум и вибрация являются ведущими вредными и опасными производственными факторами в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Акустическому и вибрационному воздействию подвергаются многочисленные контингенты работающих лиц как физического, так и умственного труда.
Шумовой и вибрационный факторы относятся к числу причин профессиональных заболеваний, во многом определяющих структуру профессиональной патологии среди трудящихся на предприятиях. Влияние шума и вибрации на организм человека, особенно молодого, может проявиться также в форме неспецифических, производственно обусловленных заболеваний с ангиодистоническим или астеновегетативным синдромом, снижением иммунобиологической реактивности организма и т.д.
Только целенаправленная корректная профилактика может исключить проявления неблагоприятного воздействия шума и вибрации, способствовать сохранению здоровья и продлению периода трудовой активности работающих.
Адекватные оздоровительные мероприятия реализуются на основании результатов измерения и гигиенической оценки параметров шума и вибрации на рабочих местах. Этим обуславливается значимость темы в подготовке врачей различного профиля.
|
|
Цель (общая): уметь интерпретировать причинно-следственные связи между показателями, характеризующими шум и вибрацию, и состоянием здоровья человека в производственных условиях.
Конкретные цели:
1. Уметь интерпретировать гигиеническое значение производственного шума и вибрации.
2. Уметь анализировать показатели, характеризующие шум и вибрацию на рабочем месте.
3. Уметь выбрать приоритетные мероприятия для обоснования системы оздоровления труда.
Содержание обучения:
После усвоения необходимых базисных знаний необходимо изучить литературу по теме:
1. Гігієна та екологія / За ред. В.Г.Бардова. – Вінниця: Нова книга, 2006. – С. 352-367
2. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена: Учебник.-Киев: Вища школа,1983.-С.217-219.
3. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А., Общая гигиена: Учебник.-М.:Медицина,1985.-С.385-390.
4. Загальна гігієна: пропедевтика гігієни: Підручник / За ред. Є.Г.Гончарука.– К.: Виша шк.,1995.–С.277-282.
5. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології:Навч. посібник.–К.:Здоров’я, 1999.-С.480-490
6. Гигиена: Учебник для вузов / Под ред. Г.И.Румянцева.-М.:ГЕОТАР Медицина, 2000.-С.355-359, 518-525.
7. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене.-М.:Медицина,1983.-С.147-161.
8. Лекция по теме.
9. Граф логической структуры темы (приложения 1 и 2)
Дополнительная:
1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М: Высшая школа, 1999. – С.127-147.
|
|
2.Физиология человека. Учебник. – Под ред. Г.И.Косицкого. – М.: Медицина, 1985. – С.137-142.
Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности:
1. Понятие о производственном шуме и вибрации, показатели, их характеризующие. Гигиеническая характеристика производственного шума и вибрации.
2. Специфическое и неспецифическое влияние шума и вибрации на организм человека. Шумовая и вибрационная патология.
3. Принципы гигиенической оценки производственного шума и вибрации.
4. Меры профилактики профессиональной нейросенсорной тугоухости и вибрационной болезни.