Сущность качества и управление им

Категория «качество» издавна привлекала внимание мыслите­лей и ученых, представителей разных научных направлений. Впервые характеристику этой категории дал Аристотель, опреде­ливший ее как видовое отличие сущности. Он отмечал текучесть качеств как состояние вещей, их способность превращаться в про­тивоположное. Галилей, Локк и другие философы различали ка-чества объективные, присущие природным вещам, и субъектив-' ные, существующие только в человеческом восприятии. Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую на­чальную ступень познания вещей и становления мира, непосред­ственную характеристику бытия объекта.

Диалектический материализм исходит из признания объектив­ности и всеобщности качественной определенности вещей. Каче­ство объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пуч­ком свойств», а обладает ими.

Под свойством понимают способ проявления определенного качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Категория «качество» выражает целостную характеристику функционального единства суще­ственных свойств объекта, его внутренней и внешней определен­ности, относительной устойчивости, отличия от других объектов или сходства с ними. Благодаря неотделимой от бытия объекта существенной определенности он является именно таким, а не иным.

Качество отражает устойчивые взаимоотношения составных элементов объекта, которые характеризуют его специфику. Имен­но благодаря качеству объект существует и воспринимается как нечто, отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.

В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» оп­ределяет качество как «свойство или принадлежность, все, что со­ставляет сущность лица или вещи».

Качество как социально-экономическая категория носит двоякий характер. С одной стороны, это совокупность объективно суще­ствующих свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительную стоимость про­дукции; с другой — субъективное представление потребителя о продукции.

Качество — комплексная категория, отражающая эффектив­ность всех сторон деятельности предприятия. В связи с этим сле­дует различать предметное и функциональное качество. Приобре­тая товар, мы сначала определяем, как будем его использовать. За­тем смотрим, насколько данный товар подходит для наших целей. В первом случае мы рассуждаем не о конкретном предмете, а о его функции, во втором нас интересуют свойства конкретного пред­мета. Отсюда предметное качество — это качество определенного предмета, вещи, их способность удовлетворять ту или иную по­требность; функциональное качество — уровень удовлетворения потребности независимо от предметного, вещественного вопло­щения.

Различают также общее и специфическое качество. В различных регионах сложились разные представления о важности и качестве товаров; однако есть хорошие товары, которые пользуются спро­сом во всем мире.

Кчество продукции — это совокупность свойств, обуслов­ливающих ее пригодность для удовлетворения определенных по­требностей в соответствии с назначением (ГОСТ 15467—79). Оно формируется на различных этапах производства и характеризуется рядом показателей: надежностью, долговечностью, функциональ­ностью, эстетичностью.

Качественная продукция обладает высокими потребительски­ми свойствами, становится предметом повышенного спроса, пол­но удовлетворяет потребности. Поскольку показатели качества затрагивают интересы как производителей продукции, так и ее потребителей, которые могут не совпадать, оно должно оцени­ваться с точки зрения интересов общества, когда приоритет оста­ется за потребителем. Общество признает только реальное повы­шение качества, то есть реализуемое в потреблении. Нет смысла, например, бесконечно работать над удлинением срока функцио­нирования отдельного узла машины, если в целом ее долговеч­ность не возрастает из-за несовершенства других узлов.

В соответствии с принятой терминологией метод управления качеством — это способ и совокупность приемов воздействия на средства и продукты труда, направленные на достижение требуе­мого качества.

Методы управления качеством делятся на организационные, социально-психологические, экономические и организационно-технологические.

Управление качеством как целенаправленное воздействие реа­лизуется управляющими подсистемами, имеющими соответству­ющую организацию. В общем виде задачи управления качеством сводятся к следующему:

• определить правильные цели в области качества;

• достичь цели, оптимально используя ресурсы;

• установить и поддерживать соответствующие отношения между людьми в процессе труда (необходимую культуру);

• обеспечить постоянное совершенствование.

Третья из вышеназванных задач имеет особое значение. Ее ус­пешное решение во многом предопределяет результативность уп­равляемого процесса. Когда разрозненные силы организованы и направляются к достижению единой цели, рождается новая про­изводительная сила, существенно отличающаяся от простой арифметической суммы ее слагаемых (вспомним основной закон сис­темного управления).

Одна из целей реализации организационных методов управле­ния качеством — способствовать такой организации управляемой подсистемы, которая позволит обеспечивать требуемое качество.

Социально-психологические методы управления качеством — это совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспече­нием соответствующего качества.

Их значение первостепенно. Арсенал использования таких ме­тодов широк — от воспитания и пропаганды (патриотизма к фир­ме, самоуважения себя как работника) до индивидуальных форм морального стимулирования.

При организации управления качеством следует учитывать не только профессиональную квалификацию работника, но и его мотивацию, психофизиологические особенности человека, его потребности в духовном и физическом развитии, его социально-психологические установки.

Участие человека в системе управления качеством многообраз­но. Он выступает в такой системе в разных качествах. Это зави­сит от следующих факторов:

• принадлежности к той или иной сфере управления, тем или иным органам управления;

• выполняемого типа работ;

• работы на тех или иных этапах производственно-коммерчес­кого цикла.

Проблемы организации работы с персоналом также многообразны:

• подбор и расстановка;

• воспитание;

• обучение;

• организация труда;

• контроль деятельности;

• обеспечение психологического климата;

• создание уверенности в руководителе;

• воспитание преданности фирме.

Это означает, что в работе с персоналом необходимо изучать социально-психологические, деловые и профессиональные каче­ства подчиненных, уметь разрабатывать характеристики их дея­тельности, знать науку менеджмента в части управления коллек­тивами и индивидуумами, определять и формировать мотивацию.

Следовательно, особая роль в системе управления качеством принадлежит руководителю. К его главным задачам относятся следующие:

• определение цели, стратегии и политики в области качества;
» многообразная работа с персоналом;

• организация и руководство системой управления качеством.

При этом особое внимание уделяется обеспечению необходи­мой мотивации работников к высококачественному труду путем создания возможностей для самовыражения в процессе трудовой деятельности. Это одна из важнейших целей использования соци­ально-психологических методов.

Экономические методы управления качеством определяют спо­собы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества.

При административно-плановой экономике эти методы в боль­шинстве случаев применялись искусственно, так как экономичес­кие интересы отдельного работника не были жестко коррелиро-ваны с экономическими интересами предприятия в целом.

Конкуренция кардинально меняет ситуацию. Появляются объективные критерии (спрос, потребности) и факторы (конку­ренция, возможности сбыта, доля на рынке), которые тесно увя­зывают качество результатов деятельности предприятий (продук­ции) с экономическим благополучием фирмы.

Экономическими рычагами, влияющими на качество в условиях конкуренции, являются заработная плата и доплаты, цена купли-продажи, цена потребления продукции, кредитование, налоги.

Особая группа методов управления качеством — это организа­ционно-технологические методы. организационно-технологические ме­тоды делятся на две группы: методы контроля качества и методы регулирования качества.

Можно контролировать качество продукции и качество процес­са ее создания. Объектами применения методов регулирования качества могут быть как продукция или процесс в отдельности, так и продукция и процесс в совокупности.

Контроль качества включает в себя проверку качества выполне­ния работ, их результатов и фактического достижения целей в обла­сти качества. Для этого.в организации решаются следующие задачи:

• создание нормативов для измерения качества работ и их ре­зультатов;

• измерение параметров качества работ и продуктов — оценка соответствия нормативных и фактических результатов сравнения норм в области качества;

• проведение управляющих мероприятий в области качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: