Функции философии

1. Что такое философия.

Термин «философия» происходит от греческих слов «рhileo» - любовь и «sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос — «что же такое муд­рость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудр­ствовали каждый по-своему.

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI — нач. V в. до н.э.). Согласно Пифа­гору, смысл философии - в поиске истины. Разделял это мне­ние и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 — ок. 483 до н.э.). Однако совсем другого мнения придерживались софис­ты. Согласно им, главная задача философа — научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с до­стижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уло­вок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто стро­ились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н.э.) полагал, что задача философии заклю­чается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответст­вующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача филосо­фии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом филосо­фия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Следует отметить, что понимание предмета философии свя­зано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на по­явление концепций, согласно которым философия призвана ос­вободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341—270 до н.э.).

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует об ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине — XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предме­том исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В то же время со всей очевидностью подтверждается плюралисти­ческий и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авто­ритетной философской парадигме.

Однако можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии Получило название онтологии (от греч. — сущее и учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о по­знании получило название гносеологии (от греч. — знание, познание и учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, ко­торый изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важней­ших для философии, поскольку именно человек является ис­ходным и конечным пунктом философствования. Творит и дей­ствует не абстрактный дух, а человек. Философия человека на­зывается философской антропологией

Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои кате­гории и их систему, закономерности, методы и принципы ис­следования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общест­во, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их
Философия - это теоретическое мировоззрение, предельное обобщение ранее накопленных человечеством знаний
Философия имеет сложную структуру, включает в себя онтологию, гносеологию, логику, социальную философию, антропологию и т.д.
Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия
Во многом субъективно - несет на себе отпечаток личностного опыта и мировоззрения отдельных философов
Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи.
Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых философами
Философское знание динамично - постоянно развивается и обновляется
Философское знание опирается на категории - предельно общие понятия
Философское знание неисчерпаемо по своей сути

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: