ТЕМА 7. Исторические источники ХI – ХVII вв

План.

1. Летописи.

2. Законодательные акты.

3. Актовые материалы.

4. Документы делопроизводства.

5. Нарративные источники.

Летописи – специфический корпус источников. Чем определяется эта специфика?

· Материал излагается в виде погодных записей событий.

· Как правило, летопись представлена несколькими списками.

· Наименования существующих летописей случайны и условны. Они могут быть названы по имени монастыря, где были обнаружены, или по имени писца, переписывавшего летопись гораздо позднее. В условных названиях летописей встречаются и цифровые обозначения. Но эти цифры обозначают не порядок происхождения (написания), а порядок обнаружения (открытия) исследователями (например, Новгородская первая, вторая, третья и т.д.).

· Летописи – это произведения со сложной структурой, поэтому их критика затруднена. Большинство сохранившихся летописей является сводами. Это означает, что они соединяют целый ряд предшествующих летописей. Сводчик летописей, как правило, компилировал, т.е. в основном цитировал прежние тексты, практически не перерабатывая их. Именно благодаря этому до нас дошла Повесть Временных Лет, которая, в свою очередь, была сводом ещё более древних летописей. Летописный свод часто завершался местной летописью.

· Кроме летописей, сводчик часто использовал хронографические компиляции византийского и южнославянского происхождения, произведения русской и византийской агиографии (жития святых и праведников, которые не были канонизированы); светские повести, актовые и законодательные материалы; устные легенды и предания и т.д.

· В летописях содержится и оригинальный, «авторский» текст о событиях, участником или очевидцем которых был составитель. Здесь индивидуальный опыт автора мог вступать в противоречие с общественной памятью. Но это явное противоречие исчезало, когда автору удавалось различить в происходящем черты высшего для христианского сознания исторического опыта. Для летописца Священная история – вневременная и постоянно заново переживаемая в реальных событиях ценность. Отсюда и способ описания – через прямое или опосредованное цитирование Библии. Священное Писание для летописца и его современников являлось семантическим (смысловым) фондом, из которого оставалось выбрать готовые клише (шаблоны) для восприятия, описания и одновременной оценки происходившего.

· Летописи, как правило, имеют громадный временной и пространственный охват и большой объём.

· Летописи относят к повествовательным источникам, потому что, как правило, они были заказными и выражали интересы определённых лиц, групп и правителей. Отсюда – темперамент, публицистичность, пристрастность. Этим объясняется и отбор фактов. Летописец фиксировал далеко не все события, даже несомненно важные; некоторые события отмечены в летописях одних княжеств и опущены в других. И эта избирательность не случайна.

Объектом внимания историков и словесников летописи стали с начала ХVIII века, а объектом источниковедческого анализа – сравнительно недавно – с последних десятилетий ХIХ века. Выдающимся исследователем летописей был Алексей Александрович Шахматов (1864-1920). Он разработал метод комплексного сравнительно-исторического текстологического анализа летописей. Этот метод предполагает постепенное восхождение от известных памятников к неизвестным, от реально существующих к тем, которые реконструируются, от позднейших списков – к более древним. Шахматовский метод предполагает сравнение, сличение всех сохранившихся сходных текстов для того, чтобы выявить протограф (текст, послуживший источником дошедшего до нас списка). Отсюда можно последовательно восстановить все звенья данной летописной традиции.

Шахматовский метод определил приёмы анализа летописных текстов на многие десятилетия вперёд. Историки много внимания уделяли классификации летописных текстов, установлению личности самих летописцев, их политических, религиозных, этических и прочих взглядов, симпатий и антипатий, пристрастий и неприятий. Но при этом за пределами интересов исследователей оставался большой комплекс проблем, связанных с историей значений и смыслов, которые бытовали в период создания летописных сводов.

Современные историки, воздавая должное заслугам А.А. Шахматова и его последователей, расширили поле исследования летописей, от формально-текстологического анализа – к пониманию замысла, которым руководствовался летописец, причин, которые побуждали летописцев создавать новые своды, отбирать материал, определять форму его подачи, подбирать источники. Источниковеды стремятся восстановить актуальное для летописца содержание летописных сообщений и летописного свода в целом и на этом основании пытаются вычленить базовую идею, вызвавшую к жизни данное произведение (И.Н. Данилевский и др. Источниковедение. Теория. История. Метод. М., 1998. С. 178-184). Таким образом, в настоящее время наиболее перспективным методом источниковедческого исследования признаётся историко-антропологический подход.

Конкретные сведения о летописании разных периодов истории Руси (России) можно почерпнуть в учебных пособиях (см. список литературы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: