В данном разделе речь идёт о правовых документах средневековья.
ПРАВО – совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством. Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства.
При изучении законодательных материалов следует учитывать некоторые особенности и черты средневекового уклада жизни и условий развития государства.
· В средневековой Руси была велика роль традиции – обычного права, поэтому в древнерусском законодательстве нормы обычного права часто служили источником письменных правовых норм.
· При изучении законодательных материалов надо помнить, что закон формулировал «желательные» стандарты поведения. Из этого следует, что, пока действует данный закон, соблюдение зафиксированных в нём норм не стало общим правилом. В то же время законы всегда запаздывали относительно самих причин, породивших необходимость формулирования новых правовых отношений.
· Нельзя забывать также, что до середины ХVII века российский государственный аппарат был достаточно слабым, к тому же в его структуре не было учреждений, которые могли бы контролировать выполнение законов. Поэтому ни один закон никогда полностью не выполнялся.
В развитии законодательных актов ХI – ХVII вв. можно выделить три периода:
1) древнерусская государственность – нормы обычного права постепенно заменяются нормами государственного права, которые возникали на основе судебного решения (прецедента), принятого по конкретному делу; затем, постепенно эти судебные решения сводились в общие законодательные установления;
2) для периода феодальной раздробленности характерны акты с более ограниченными функциями – судные грамоты;
3) в условиях развивающейся централизации начинается кодификация норм русского права.
Первый памятник – «Русская Правда» - формировался на протяжении ХI – ХII вв. По содержанию многочисленные списки памятника делятся на 3 редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую.
В составе «Краткой Правды» явственно выделяется несколько частей: 1) Правда Ярослава; 2) Правда (Устав) Ярославичей; 3) Покон вирный; 4) Урок мостникам. К Правде Ярослава относят первые 17 статей. В самих списках нумерации нет, – её дали исследователи. Они учитывали некоторые сигнальные моменты: красная строка, буква, логическое завершение мысли и др. Правда Ярослава датируется 30-ми годами ХI века. Название второй части – Правда Ярославичей – связано с упоминанием в заголовке о встрече сыновей Ярослава. Отсюда возможна датировка – между 1054 г. (смерть Ярослава) и 1076 г. (смерть второго сына – Святослава). По ПВЛ исследователи установили, что встреча произошла в 1072 г. в Вышгороде (под Киевом) для перенесения мощей Бориса и Глеба в связи с их канонизацией. Именно тогда братья обсудили эту часть норм. Покон вирный – устав для вирников, сборщиков пошлин в пользу князя. Урок мостникам большинство исследователей рассматривает как правила для мостовщиков, строителей и ремонтников деревянных мостовых. Другое толкование этого устава подразумевает мосты на реках.
Пространная Правда больше Краткой по объёму и составу. Во всех списках она разделена киноварными заголовками на 2 части: «Суд Ярослава. Правда Русская» и «Устав Владимира Всеволодовича». В этих частях явственно просматриваются 2 источника – Краткая Правда и Устав Владимира Мономаха. В тексте памятника заметны изменения в правовых нормах на протяжении ХI – ХII вв. Это было связано с дифференциацией русского общества в целом и феодального сословия, в частности. В Правде содержатся сведения о хозяйстве, о всех категориях феодально-зависимых людей, о том, как юридически оформлялась личная зависимость; отражён быт городской верхушки и купечества, есть свидетельства об оживлённой торговле.
В период феодальной раздробленности тексты Русской Правды подвергались переработке в соответствии с конкретными потребностями. Законодательство дополнялось многочисленными руководствами для церковных и гражданских судей. Это привело к широкому распространению списков Русской Правды в состав Кормчих книг – сборников церковных законов, известных с ХIII века.
Следующая группа законодательных актов – судные и уставные грамоты. Это памятники местного законодательства периода феодальной раздробленности. Эти памятники имеют свои особенности и с точки зрения форм, и содержания. Наиболее известными являются Псковская, Новгородская, Двинская и Белозерская уставные грамоты. Псковская грамота имеет несколько редакций, датируемых ХIV – ХV веками. Она охватывает значительный круг вопросов, и, в отличие от Русской Правды, в ней больше внимания уделяется гражданско-правовым отношениям (в том числе в ней впервые упоминается единый срок крестьянского перехода от одного владельца к другому). Новгородская судная грамота датируется списком ХV в. В ней сохранились в основном статьи по судоустройству и судопроизводству. Грамота обращает внимание на суд архиепископа (новгородского владыки), посадника, тысяцкого; грамота фиксирует и вмешательство Московского князя в новгородские дела. Обе грамоты, с одной стороны, основывались на Русской Правде, а с другой – разрабатывали новые нормы и тем самым готовили основу для нового общерусского законодательства.
Новое русское законодательство складывалось уже в Москве, постепенно, на протяжении ХIV – ХV вв. Важную его основу составил комплекс уставных грамот, которые составлялись для наместников с середины ХV века. В них описывались функции наместников, таможенной службы, повинности местного населения. До настоящего времени дошло 16 уставных грамот, 2 из которых наиболее интересуют источниковедов – Двинская (конец ХIV в.) и Белозерская (конец ХV в.).
Следующую группу законодательных памятников составляют Судебники 1497 и 1550 гг. Судебник 1497 г. – первый кодекс Московского великого княжества. Текст его сохранился в единственном списке, который по палеографическим признакам относят к концу ХV – началу ХVI в. В этом списке текст Судебника имеет внутреннее деление: киноварные заголовки, названия отдельных разделов, инициалы (выделенные первые буквы). Таким образом, у составителей были определённые представления о группировке отдельных вопросов и статей. Но деление на статьи осуществили, конечно, учёные. Из 68 статей (в принятом делении) 25 восходят к Русской Правде, Псковской судной грамоте, уставным грамотам. Большинство статей, возможно, возникло из норм судебной практики, обычного права того времени или было составлено заново. В Судебнике содержатся все наиболее важные вопросы защиты существующего правопорядка. Одно из главных направлений – установление центрального и местного суда. Другое направление – защита права земельной собственности феодалов, ограничение интересов крестьянской общины, ограничение права перехода крестьян от одного владельца к другому. Статья Судебника «О христианском отказе» распространила на всё Московское государство правило крестьянского выхода только в Юрьев день осенний (неделя до и после 26 ноября старого стиля) с уплатой «пожилого за двор».
Судебник 1550 г., в отличие от великокняжеского, называют иногда царским. Сохранялось несколько десятков списков, и во многих перед основным текстом есть оглавление. Исследователи указывают 99 или 100 статей. В Судебнике 1550 г. развиты те тенденции, которые намечены в предшествующем законодательстве:
1) дальнейшая централизация управления и судопроизводства (власть наместников сохранялась, но ограничивалась; часть судебных функций наместников передана местным выборным органам – губным старостам);
2) закреплены интересы формирующегося служилого сословия – дворянства (запрещён переход служилых людей в кабальное холопство), поскольку государство было заинтересовано в том, чтобы сохранить дворян для государевой службы.
В последующие сто лет законодательство развивалось достаточно интенсивно. Указы и грамоты записывались в специальные указные книги, которые велись при центральных учреждениях. Попыткам создать новое законодательство помешали трагические обстоятельства начала ХVII в., послесмутный кризис, и только в 1649 г., и то под влиянием городских восстаний 1648 г., было обсуждено и принято Соборное Уложение.
Оригинал Соборного Уложения 1649 г. представляет собой столбец (свиток) длиной в 309 метров, который соединён почти из тысячи сставов. На лицевой стороне написан текст, на обороте – 315 подписей участников Земского Собора. В судебной практике столбцом не пользовались. С подлинника сделали рукописную книгу-копию «слово в слово», а с неё уже изготовили печатные экземпляры. Соборное Уложение значительно отличается от предшествующего законодательства. Оно имеет большой объём (25 глав, 967 статей) и сложную структуру. Во введении излагаются мотивы и история составления уложения.
Главы построены не по отраслям права, а по рассматриваемому объекту правонарушения (церковь, государь и государство, посадские люди, холопы и т.д.). Такая схема построения позволяла составителям придерживаться обычной для того времени последовательности изложения: от возбуждения дела до исполнения судебного решения. Но это затрудняет анализ Уложения по отраслям права. Например, статьи, посвящённые помещикам, поместным землям, содержатся в специальной 16-й главе, но, кроме того, разбросаны по 15-ти другим главам.
Соборное Уложение является важнейшим источником по социально-экономической и политической истории России ХVII века. В нём юридически оформлены положение, права, привилегии и обязанности всех сословий русского общества, в том числе крепостное состояние крестьян; зафиксированы понятия государственного суверенитета (в терминах ХVII в.), подданства, военного долга, государственно-политических преступлений; разработаны вопросы судопроизводства. Соборное Уложение почти 200 лет оставалось основным кодексом. За это время оно, естественно, обросло большим количеством изменений, уточнений, дополнений.