Законодательные акты. Как говорилось выше, попытки кодификации законов в ХVIII в

Как говорилось выше, попытки кодификации законов в ХVIII в. закончились безрезультатно. В ХIХ в. новое законодательство также не было составлено. При Николае I осуществили мероприятие паллиативного характера – решили ограничиться новой систематической публикацией законодательства. Этим занималось специально созданное II Отделение С.Е.И.В. Канцелярии. Было подготовлено и в 1830 г. издано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах (I-е собрание). Это издание и сейчас остаётся наиболее полной публикацией законодательных актов с 1649 по 1825 гг. В конце ХIХ в. Было предпринято Второе Собрание ПСЗ (54 тома). Сюда вошли законодательные акты, принятые в 1825- 1880 гг. Третье Собрание (33 тома) осталось незавершённым: в нём содержатся законодательные акты с 1881 по 1913 годы. Но практическое, ежедневное использование этого огромного собрания затруднено, поэтому тогда же, в 1830-х гг. был подготовлен и издан более краткий вариант – «Свод законов Российской империи» в 15 томах. В него вошли важнейшие действующие законодательные акты ХVIII – первой четверти ХIХ в. Есть и другое отличие. В ПСЗ акты издавались в хронологической последовательности, а для СЗ был принят тематический принцип публикации.

При анализе законодательных актов как источников необходимо руководствоваться следующими принципами и приёмами. Право законодательной инициативы по-прежнему принадлежало царю. Не изменилась принципиально ситуация и после создания Государственной думы в 1906 г. Никакой строго определённой процедуры обсуждения законопроектов не было, они могли разрабатываться различными ведомствами. Иногда этим занимались специально созданные совещания, комиссии, комитеты. Любые нововведения обычно рассматривались долго, но для заведомо непопулярных законов делались исключения. Примером может служить история принятия нового Свода Основных государственных законов, который был подготовлен в начале 1906 года. Правительство не хотело обсуждать его на заседаниях I Государственной думы, созыв которой был назначен на май, поэтому в апреле быстро утвердило новую редакцию Свода.

Обязательным в анализе источников является рассмотрение вариантов законопроектов. Это позволяет более точно истолковать направленность закона, интересы отдельных общественных групп. Характерны в этом отношении законопроекты, представленные в период подготовки Крестьянской реформы 1861 г. помещиками разных регионов России: способы и условия проведения реформы в этих законопроектах существенно отличались друг от друга.

Одним из основных методов анализа законодательных актов является литературно-критический. Почему он необходим? Во-первых, правительство намеренно вуалировало цели своего законодательства. Вторая причина связана с языком законов: он архаичен, многие формулировки восходили к ХVIII веку. Язык законов – казённо-канцелярский, многие из них нуждаются в переводе с казённого на русский.

Необходимо учитывать также, что существовал большой разрыв между утверждением закона и сроком введения его в действие, причём законы часто распространялись на ограниченную территорию. Например, во время проведения судебной реформы судебные уставы были утверждены в ноябре 1864 г., но срок введения их в действие не определялся. Ввели их в 1866 г., причём только в Петербургском и Московском округах; в остальных губерниях судебные уставы вводились до 1896 г., в разное время, и к 1875 году на их основе работали суды лишь в 33-х губерниях Европейской России.

В ХХ веке появилась новая разновидность законодательного акта – закон. После учреждения Государственной думы впервые было дано толкование слова «закон» и процедуры его утверждения.

Существенные изменения произошли и в оформлении документов внешней политики. В силу большой юридической значимости международные договоры имели строго определённый формуляр. Они вступали в силу после их ратификации царём. На рубеже ХIХ – ХХ в. происходит эволюция содержания международных актов: всё более важное место в них занимают финансово-экономические проблемы, вопросы разграничения сфер влияния, военно-политического и экономического.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: