I. до сер. XX века (или до нач. XX в.)

Характеризуется следующими чертами:

1. уступая могуществу природы, человек вместе с тем неуклонно повышал свою власть, господство над природными силами

2. эксплуатация природы носила почти исключительно экстенсивный характер (т.е. она основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемого от природы сырья, ресурсов).

3. в духовном отношении этот тип основывался на идее испытания природы («Природа – это не храм, а мастерская», укоренилась начиная с XVII века): природа выступает как объект, требующий покорения силой человеческого разума. Идею господства над природой воплотила промышленная революция.

II. начиная с сер. XX века, т.е. с начала научно-технической революции постепенно изменяется тип отношения к природе. Это изменение связано с объективным нарастанием и постепенным осознанием людьми кризисных тенденций, вызванных прежним типом отношения (это

§ проблема исчерпания естественных природных ресурсов

§ проблема недостаточности естественной базы для производства

продовольствия

§ проблема загрязнения окружающей среды

§ проблема исчезновения видов живой природы, связанного с

производственной деятельностью человека).

Новый тип отношения человека к природе характеризуется:

1. в практическом отношении – интенсивным способом эксплуатации природы: максимально полное, комплексное использование ограниченных природных ресурсов, использование сознательно ограниченных объёмов природных ресурсов

2. наличие системы регулирования, т.е. наличие рациональных программ производственной деятельности, в которых обязательно указываются и учитываются характер и границы допустимого воздействия на природу, а также мероприятия по сохранению и воспроизводству природных ресурсов.

3. преодоление утилитарно-прагматического отношения к природе.

Моисеев вводит понятие «экология общества» - это необходимая в современном мире наука о том, как человечеству существовать в роли (в качестве) элемента биосферы. Согласно точке зрения Моисеева, степень рациональности в организации общества – это степень согласованности стратегии общества и стратегии природы.

Новый тип ценностного отношения к природе нашёл отражение в концепции ноосферы (Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден).

Соотношение биологического и социального в человеке

Человеческая жизнь складывается (существует), благодаря взаимодействию двух групп факторов:

1. биологических

2. социальных

Как существо биологическое человек обладает:

1) совокупностью видовых признаков, каждый из которых у различных индивидов может изменяться в очень широких пределах. Роль биологических предпосылок в развитии человека достаточно велика – в частности, в генотипе человека заложены элементарные психические процессы. По мнению ряда учёных, генетически предопределены:

§ альтруизм

§ одарённость к определённым видам деятельности.

2) помимо видовых признаков как биологическое существо человек характеризуется расовыми особенностями.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке сводится к двум вопросам:

1. какое из этих двух начал (социальное или биологическое) доминирует в процессе формирования способностей, характера и поведения человека?

2. как осуществляется взаимовлияние биологического и социального в человеке; какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между отдельными людьми и группами людей?

В зависимости от принципиальной позиции, занимаемой по данным вопросам, все концепции делятся на 2 группы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: