Определяющим в человеке является биологическое начало.
Примеры: расово-антропологические (расистские) теории, социал-дарвинизм, социобиология (основатель – Уилсон).
Социологизаторские
Эти концепции имеют свой источник:
§ частично в христианской традиции
§ частично в вульгаризированном марксизме.
Общие особенности этих концепций:
1. социальное начало в человеке противостоит природному началу как главное – второстепенному, как высшее, облагороженное – низшему, примитивному.
2. биологическое начало в человеке является сырым материалом, которым можно безгранично манипулировать во имя достижения заранее заданного социально значимого результата.
Эти концепции сыграли значительную роль в формировании тоталитарных идеологий.
Современный научный подход к проблеме
(основные тезисы):
1. Индивид в качестве природного существа наделён природными силами, которые существуют в нём в виде задатков и влечений.
2. Человек реализует свои задатки (превращает их в свои способности) только в системе общественных отношений, только в обществе
|
|
1) только в обществе человек обретает сознание
2) только в обществе развиваются специфически человеческие материальные и духовные потребности
3. В человеке биологическое начало всегда опосредовано социальным.
Например: на проявление многих биологических параметров существенно влияют социальные процессы (например, на продолжительность человеческой жизни).
4. В человеке биологическое всегда преобразовано социальным.
Например: биологическая основа половой любви – это половая физиология, однако сами феномены любви и сексуальности существуют исключительно как социокультурные феномены. В этой сфере человеческих взаимоотношений существует сложный синтез нравственных, эстетических, религиозных и правовых регуляторов.
5. Человеческое тело есть текст. Телесность человека не есть биологическая данность, а есть социокультурная и даже символическая реальность. Тело человека – это символ неких неприродных отношений, оно несёт на себе множество социальных знаков.
Например: любое калечащее наказание не исчерпывается простой карой, оно имеет более глубокий смысл – нанесение на тело социального знака. Мишель Фуко («Надзирать и наказывать (рождение тюрьмы)», 1975 год): Знаковая функция человеческого тела очень ярко проступает в процедуре публичной казни (имеется в виду период абсолютизма).