Функции Ф.A как мировоззрение и общелогическая основа познания
Мировоззренческая:
1. Гуманистическая ф-ция
2. Социально-аксиологическая функция
* конструктивно-ценностная( заключается в разработке представлений о ценностях, таких,как Добро, Справедливость, Правда, красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале )
* интерпретаторская( ориентацией на ценности, общественные идеалы,с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения )
* критическая
3.Культурно- воспитательная функция( способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту )
4.Объяснительно-информационная функция (разработка мировоззрения,соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека)
Методологические функции Ф
эвристической функции ( состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. )
|
|
Координирующая функция ( состоит в координировании методов в процессе научного исследования. )
Интегрирующая функция ( связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность )
общекульурная интегрирующая функция. Она нацелена также на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации и социальных структур, включая взаимную отчужденность материального производства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии и науки, искусства и науки, не говоря уже о разобщенности человечества по экономическому, классовому, национальному, расовому и государственному основаниям.
Логико-гносеологическая функция Ф. Она заключается в разработке самого философского метода,его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
Основной вопрос и основные направления философии
1. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
|
|
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
ВХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.
Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.