Проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.
Существуют два способа определения проблемной ситуации.
Согласно первому, о проблеме узнают тогда, когда не случилось то, что должно было случиться, т.е. произошло некоторое отклонение от нормы или ожидаемого результата, и причина такого несоответствия неизвестна. Проблема не может быть воплощена в каком-то дном объекте или явлении. Проблема – это взаимосвязь (рисунок 2).

Рисунок 2 – Проблема – разница между текущим и желаемым результатом
Проблема может проявиться как наблюдаемое в настоящем следствие некоторой причины, находящейся в прошлом (рисунок 3).

Рисунок 3 – Структура проблемы
В другом случае в качестве проблемы рассматривают потенциальную возможность ее появления, когда еще «ничего не произошло». Это можно выяснить в результате диагностики. Понимание о том, что проблема есть, приходит, когда появляется осознание того, что что-то можно сделать лучше: например, извлечь выгоду из представляющейся возможности. Специалист по управлению Питер Друкер подчеркивает это, указывая, что разрешение проблемы только восстанавливает норму, результаты же "должны быть следствием использования возможностей".
Проблема может носить:
1) функциональный характер, если она проявляется и, соответственно, может быть решена на уровне функций организационно-производственной системы, т.е. если ее решение возможно:
• при переходе на выпуск нового товара или услуги;
• при изменении рыночного сектора;
• при изменении положения и характера взаимоотношений с поставщиками, конкурентами, системой распределения;
• при изменении форм собственности;
• при изменении отраслевой принадлежности и других изменений, затрагивающих основы работы организационно-производственной системы;
2)структурный характер и, соответственно, может быть решена при изменении структуры организационно-производственной системы, если ее решение еще не требует изменения функций, но уже не может быть достигнуто путем изменения числовых значений отдельных параметров. Необходимость в структурных изменениях может возникать:
• при изменении маркетинговой стратегии;
• при разработке нового товара, схожего с выпускаемым;
• при переходе на новый тип договорных отношений с существующими партнерами (оферта, лизинг, факторинг и т.п.);
3) параметрический характер, если она может быть устранена изменением только параметров организационно-производственной системы.
Необходимо помнить, что, как правило, изменение функций потребует больших ресурсов, чем изменение структуры, а изменение структуры - больших ресурсов, чем изменение параметров.
Разрешение проблемы включает ряд действий:
- анализ проблемы:
• определение сути проблемы (через обнаружение отклонения в работе);
• описание проблемы в четырех измерениях: суть (что мы пытаемся объяснить), место (где наблюдались отклонения), время (когда происходят отклонения), степень отклонения/серьезности (насколько интенсивны и серьезны отклонения);
• получение ключевой информации по каждому из четырех измерений для определения возможных причин;
• определение наиболее вероятной причины;
• проверка найденной причины проблемы на подлинность с целью подтверждения наличия причинно-следственных связей;
- принятие управленческого решения.






