Учебно-методическое пособие для гитаристов
Выполнил студент: 536 группы
Владимир Дроздов
Санкт-Петербург
2006 г.
Содержание
Общие рекомендации гитаристам.......................................................................................................... 3
Урок 1. Поиск нот на грифе гитары........................................................................................................ 4
Урок 2. Трезвучия.................................................................................................................................. 7
Построение гитарных аккордов, глядя на гриф. Часть I...................................................................... 10
Построение гитарных аккордов, глядя на гриф. Часть II...................................................................... 14
Построение гитарных аккордов, глядя на гриф. Часть III..................................................................... 16
Построение гитарных аккордов, глядя на гриф. Часть IV.................................................................... 19
Надо ли учить аккорды?...................................................................................................................... 22
Изучаем пентатонику........................................................................................................................... 27
Обыгрывание мажорных аккордов кварто-квинтовыми интервалами................................................... 30
|
|
Two-handed tapping. Основы "фортепианной" техники игры на электрогитаре..................................... 33
Список использованных материалов................................................................................................... 36
Общие рекомендации гитаристам
Для того, чтобы достичь высокой скорости и чистоты исполнения пассажей (или овладеть другим видом техники) необходимо развить технические навыки игры (как в спорте - "натренировать" определённые группы мышц правой и левой рук, а также выработать чёткую координацию их действий). Ниже изложены общие рекомендации (принципы) по организации технических занятий, которые существенно повышают их эффективность.
1. "Играйте в медленном темпе…"
Гитарист никогда чётко не исполнит тот или иной пассаж в быстром темпе, если не может его чисто сыграть в темпе более медленном. Молодые музыканты, стараясь как можно быстрее выйти на высокую скорость, часто пренебрегают этим правилом. В результате скоростные обороты звучат "коряво", грязно, неритмично… Надо приучить себя, выработать правило - заниматься в медленном темпе. И только потом, когда вы почувствуете стопроцентное исполнение пассажа (упражнения или импровизационной фразы) можно плавно наращивать темп.
2. "Разучивайте сразу правильно…"
Разучивать пассаж, фразу, оборот необходимо в удобной аппликатуре (которую надо подобрать самому или, если вы играете по нотам, с учетом указаний автора), с продуманными направлениями ударов медиатора (или других способов звукоизвлечения). В противном случае в будущем гитарист может столкнуться с непреодолимыми трудностями. Переучиваться, то есть отработать неправильно выученный (заигранный) пассаж, гораздо труднее и дольше, чем выучить новый. Поэтому разучивать какой-либо оборот необходимо:
1) как уже отмечалось, в очень медленном темпе;
2) в максимально удобной аппликатуре, выбирая при этом наиболее эффективный способ игры для правой руки.
|
|
Увеличивать темп следует только после того, как будет выработана мышечная память (иначе говоря, когда руки "играют сами").
3. "Занимайтесь систематически…"
Развитие скоростной техники требует систематичности занятий. Длительные перерывы в игре на гитаре (более одного дня) для музыканта, стремящегося к профессионализму, совершенно недопустимы. В идеале заниматься необходимо два раза в день - утром и вечером. Утром выполняется комплекс упражнений на все виды техники в медленном темпе. Это своего рода утренняя зарядка. Вечером - изучение новых пассажей, приёмов игры, детальная отработка технических элементов и т.д. Кстати, по мнению многих гитаристов-профессионалов, утренние занятия более эффективны, чем дневные и вечерние, а тем более ночные.
4. "Анализируйте свою игру и занимайтесь по плану…"
Умение ставить перед собой задачу (на основе самоанализа своих записей), определять и анализировать технические недочеты, а также планировать занятия - очень важное (быть может, самое важное) качество музыканта. Необходимо слушать свои записи, сравнивать их с записями ведущих гитаристов. Ищите пути преодоления недостатков игры.
5. "Повторение - мать учения…"
Постоянное проигрывание изученных технических приёмов (этюдов, пьес, импровизационных заготовок) - необходимое условие для развития технического мастерства. Всё, что вы изучали вчера, обязательно (хотя бы несколько раз) проиграйте сегодня. Именно многолетнее переигрывание одних пассажей приводит к исполнительскому блеску.
Все вышеизложенные принципы (быть может, только другими словами) формулируют практически все гитаристы-виртуозы. Пренебрегать данными правилами - значит пренебрегать опытом многих поколений гитаристов и педагогов. Рано или поздно музыкант, серьезно занимающийся гитарой, сам придет к этим вечным истинам обучения, однако будет упущено время. Причем соблюдение этих правил и принципов необходимо не только в музыкальной профессии, но и в любом другом деле - учёбе, овладении навыками какой-либо профессии и т.п.