Основополагающей реальностью переговорен, которая легко забывается в
процессе осуществления международных и деловых контактов, является тот факт,
что мы имеем дело не с абстрактными представителями "другой стороны", а с
людьми. Ваши партнеры за столом обладают эмоциями, глубокой приверженностью
к определенным ценностям, различными жизненными основами и взглядами, более
того, они непредсказуемы. Кстати, как и вы.
Этот "человеческий фактор" переговоров может быть полезным или
разрушительным. Процесс выработки соглашения может стимулировать
психологическую решимость получить взаимоприемлемый результат. Действенные
отношения, в которых со временем возникают доверие, понимание, уважение и
дружелюбие, могут превратить каждые последующие переговоры в более спокойный
и эффективный процесс. А желание ощущать себя порядочным человеком и
заботиться о том, что о тебе подумают другие, часто может способствовать
большей восприимчивости к интересам других участников переговоров.
|
|
Кроме того, люди сердятся, приходят в уныние, боятся, настраиваются
враждебно, расстраиваются и обижаются. Все это легко поддается устранению.
Люди склонны видеть мир со своей точки зрения и зачастую путают свое
восприятие с реальностью. Им обычно не удается правильно интерпретировать,
что, например, вы имеете в виду, да и сами они хотели сообщить вам вовсе не
то, что вы подумали. Недопонимание может усилить предубеждение и вызвать
контрреакцию, тем самым создается порочный круг; рациональный поиск
вероятных решений становится невозможным, затем следует провал переговоров.
Целью такой игры становится подсчет очков, подтверждение собственных
негативных впечатлений и поиски виновных -- и все это идет в ущерб
существенным интересам обеих сторон.
Неспособность восприимчиво относиться к другим как к личностям с их
особенностями может катастрофически отразиться на переговорах. Чем бы вы ни
занимались в любой момент переговоров, начиная с подготовки к ним и далее,
стоит спрашивать себя: "Достаточно ли я уделяю внимания человеческому
фактору?"
Каждый участник переговоров преследует двойной интерес: относительно