Во время переговоров понаблюдайте за собой. Нервничаете ли вы?
Рассержены ли вы другой стороной? Послушайте их и постарайтесь понять, что
они чувствуют. Возможно, вам будет полезно записать, что вы чувствуете --
скажем, опасения, озабоченность, гнев, -- а потом, что вы хотели бы
почувствовать -- уверенность, снятие напряжения. Сделайте то же самое по
отношению к другой стороне.
Имея дело с участниками переговоров, которые представляют свои
организации, полезно относиться к ним просто как к выразителям чьих-то
мнений, т. е. без эмоций. Важно помнить, что они тоже, подобно вам, имеют
собственные чувства, страхи, надежды и мечты. Возможно, на карту поставлена
их карьера. Может быть, есть в сложившейся ситуации какие-то моменты,
которые для них особенно чувствительны или которыми они особенно гордятся.
Проблема эмоций не сводится только к участникам переговоров. Круги, от имени
которых они выступают, тоже обладают эмоциями. Доверитель даже может
представлять себе ситуацию более упрощенно и по враждебном плане.
|
|
Спросите себя, что вызывает ваши чувства? Почему вы рассержены? Почему
они рассержены? Отвечают ли они на прошлые обиды и стремятся ли отомстить?
Переплескиваются ли чувства от одного вопроса к другому? В ближневосточных
переговорах израильтяне и палестинцы одинаково чувствуют угрозу своему
существованию как нациям и развили в себе такие мощные эмоции, которые
проникают теперь даже в самые что ни на есть конкретные практические
вопросы, как например, распределение воды на Западном берегу, поэтому
обсуждать и решать что-либо становится почти невозможным. Поскольку в
широком плане оба народа чувствуют, что на карту поставлено их выживание,
они и рассматривают любую другую проблему в свете выживания.