Психика высших животных | Сознание человека |
Наличие 1 сигнальной системы (реакция на непосредственный раздражитель) | Наличие 1 и 2 сигнальных систем (+ реакция на слово, заменяющее конкретный предмет) |
Конкретное, наглядно-образное мышление | Абстрактное мышление |
Не обладают языком, речью | Обладают языком, речью |
Пассивная форма отражения, направленная на приспособление к окружающей среде | Активная форма отражения, направленная на изменение окружающей среды и самого человека. |
В процессе трудовой деятельности человек преобразовывал не только окружающую его среду, но и свою собственную физическую и психическую природу. Под воздействием характера деятельности изменялись морфофизиологические особенности организма: развивалась рука – развивались большие полушария головного мозга, вырабатывалось прямохождение – развивался мозжечок и т.д. Развитие головного мозга влекло за собой развитие психики. С развитием труда человек начинает рассматривать окружающий его мир как предмет своей деятельности. Труд требовал прогнозирования результатов, постановки целей и определения средств их реализации. Труд объединял людей, создавал необходимость в общении. Это привело к совершенствованию средств общения, к формированию языка, членораздельной речи. Так в процессе трудовой деятельности и в общении человек создает идеальные образы, хранит их в памяти и передает их содержание через язык, речь, письменность.