Работа 3. Анализ пневмограмм

Пневмография – это метод регистрации движений грудной клетки во время дыхания. По пневмограмме можно определить частоту дыхания, длительность вдоха и выдоха, измерить относительную глубину дыхания, оценить ритмичность. Пневмограф состоит из манжеты, соединённой через тройник с капсулой Марея. Манжету надевают на грудную клетку, через тройник заполняют воздухом. Дыхательные движения регистрируют на кимографе. Испытуемый не должен видеть пневмограмму в процессе записи.

Для работы необходимы: пневмограммы (см. приложение 2 к занятию).

Ход работы: Проведите анализ пневмограмм, полученных при выполнении функциональных проб с гипервентиляцией, во время разговора. Укажите для каждой пневмограммы, как изменялись частота и глубина дыхания во время и после выполнения пробы.

В обсуждении опишите механизмы, которые обеспечили регуляцию дыхания во время выполнения функциональных проб. Нарисуйте схемы рефлекторных дуг главных рефлексов, регулирующих дыхание в этих ситуациях.

В выводах перечислите механизмы регуляции дыхания.

3. Решение ситуационных задач по теме занятия.

Для контроля усвоения материала самостоятельно решите ситуационные задачи:

1. В результате травмы спинного мозга произошло выключение грудного дыхания с сохранением диафрагмального. Укажите локализацию травмы. Свой ответ объясните.

2. Спинной мозг повреждён между первым и вторым шейными позвонками. Объясните, что произойдёт с дыханием?

3. В опыте произвели перерезку мозга между мостом и продолговатым мозгом. Как и почему изменится дыхание?

4. Как и почему изменится дыхание животного в эксперименте, если центральный отрезок блуждающего нерва раздражать электрическим током высокой частоты во время вдоха, во время выдоха?

5. Как и почему изменится дыхание животного в эксперименте, если центральный отрезок блуждающего нерва раздражать электрическим током низкой частоты во время вдоха, во время выдоха?

6. В помещении повышено содержание СО2. Как изменится дыхание человека, вошедшего в это помещение?

7. Почему после нескольких форсированных вдохов может наступить апноэ?

8. При вдыхании таких раздражающих веществ как нашатырный спирт, табачный дым возникает рефлекторная остановка дыхания. Как доказать, что данный рефлекс возникает с рецепторов слизистой дыхательных путей?

9. Почему при эмоциональном возбуждении дыхание становится глубже и чаще?

10. Почему длительность пребывания под водой может увеличиться после гипервентиляции?

11. Почему аквалангисты никогда не заполняют дыхательный аппарат чистым кислородом?

12. Группа студентов по канатной дороге поднялись на гору высотой 3 км. Как изменится внешнее дыхание и эффективность легочной вентиляции у них, если учесть, что среди них были тренированные и нетренированные люди?

13. Почему у больного с гипоксемией и хронической гиперкапнией при дыхании чистым кислородом Рсо2 в артериальной крови может сильно возрастать?

Приложение к занятию 1

Для самоконтроля рекомендуется ответить на следующие тестовые задания:

Выберите правильные ответы:

1. При гипокапнии и алкалозе тонус дыхательного центра _____

1) увеличивается *2) уменьшается 3) не изменяется 4) увеличивается при низкой температуре 5) сначала увеличивается, потом уменьшается

2. Наиболее сильное влияние на дыхательный центр оказывают рецепторы ______

1) гипоталамуса *2) продолговатого мозга 3) каротидного синуса 4) дуги аорты 5) тканей

3. При активации хеморецепторов каротидной зоны легочная вентиляция _____

*1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) увеличивается при низкой температуре 5) сначала увеличивается, потом уменьшается

4. Центральные хеморецепторы активируются при развитии ______

1) гиперкапнии 2) гипокапнии 3) алкалоза *4) ацидоза 5) гипоксии

5. При умеренной гипоксии возрастает частота дыхания, а при значительной гипоксии дыхание ______

1) не изменится *2) прекратится 3) станет глубоким и редким 4) станет глубоким и частым *5) станет частым и поверхностным


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: