Экология играет значительную роль в современном естествознании, в развитии современной техники и всех отраслей народного хозяйства. Экология является источником знаний об окружающем мире, основой научно-технического прогресса и важным компонентом человеческой культуры. Дисциплина «Экология» является базовой дисциплиной в общенаучной подготовке бакалавров, формирует у студента представление о естественнонаучной картине мира.
Изучения дисциплины «Экология» имеет следующие цели:
- формирование у студентов систематических научных представлений об экологической сфере общества,
- содействие экологической социализации молодежи, овладению экологической культурой;
- воспитание экологически образованной личности,
- содействие усвоению студентами экологических знаний.
В ходе изложения и изучения экологии предполагается решение следующих задач:
- помочь студентам овладеть понятийным аппаратом экологии;
- познакомить их с основными концепциями и методологическими подходами, лежащими в основе исследований экологии;
- практическое овладение умениями и навыками экологически целесообразного поведения в природе, природоохранной деятельности, здорового образа жизни;
- сформировать устойчивое экологически направленное поведение.
1.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП УНИВЕРСИТЕТА
Экология играет значительную роль в современном естествознании, в развитии современной техники и всех отраслей народного хозяйства. Экология является источником знаний об окружающем мире, основой научно-технического прогресса и важным компонентом человеческой культуры.
Курс экологии является базовым в общенаучной подготовке бакалавров, отражая наиболее общие закономерности в природе, формирует у студента представление о естественнонаучной картине мира.
Дисциплина «Экология» относится к циклу Б2.В.ДВ.2.1. Вариативная часть. Математический и естественнонаучный цикл.
Студент, начинающий изучение дисциплины «Экология», должен знать основы биологии и химии в пределах программы средней школы, знать основы экологии.
Дисциплины, изучаемые одновременно: «Математический анализ», «Информатика».
Последующие дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности», «Производственная практика».
Связь дисциплины с итоговой государственной аттестацией в виде государственного экзамена: формируются базовые навыки публичного выступления.
1.3 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать освоение указанными компетенциями по дескрипторам «знания, умения, владения», соответствующие тематическим модулям дисциплины, и применимые в их последующем обучении и профессиональной деятельности:
- Знать:
З.1. Основные понятия и основные законы экологии; границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях.
З.2. Глобальные экологические проблемы.
3.3. Пути рационального природопользования.
3.4. Методы контроля окружающей среды.
3.5. Правовые и организационные аспекты охраны окружающей среды.
3.6. Принципы управления экологической безопасностью.
3.7. Организационные аспекты охраны окружающей среды.
- Уметь:
У1. Уметь оценивать экологическую обстановку.
У.2 Прогнозировать её развитие.
У.3. Учитывать уязвимость природной среды.
У.4. Формировать представления о современных экологических проблемах в мире и пути их решения.
У.5. Работать с приборами и оборудованием в современной химической лаборатории.
У.6. Использовать различные методики химических измерений и атематической обработки экспериментальных данных.
У.7. Использовать методы математического моделирования, применять методы анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем.
У.8. Воспитывать в себе ответственность за происходящее в окружающей среде.
- Владеть:
В.1. навыками использования основных законов экологии и принципов в важнейших практических приложениях;
В.2. основными методами математического анализа для решения естественнонаучных задач;
В.3. навыками правильной эксплуатации основных приборов и оборудования современной химической лаборатории;
В.4. навыками обработки и интерпретирования результатов эксперимента;
В.5. навыками использования методов экологического моделирования в производственной практике.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
2.1.1 Тематический план учебной дисциплины (заочная форма)
| Дидактические единицы (ДЕ) | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка студентов, час. | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студентов, час. | |||||||
| Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные работы | |||||||||
| Семестр №3 | |||||||||||
| Предмет объекты экологии, ее содержание и краткий обзор развития | |||||||||||
| ДЕ 1 (баллов) | 1.Экология как наука (Введение, предмет, цели и задачи курса). | 0,5 | 0,5 | ||||||||
| 2. История развития экологии. | 6,5 | 0,5 | |||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | ||||||||||
| Экосистемы. Динамика и стабильность экосистем. | |||||||||||
| ДЕ 2 (баллов) | 3. Структура и состав, свойства и функции экосистем. Развитие экосистем | 16,5 | 0,5 | ||||||||
| 4. Экологические факторы Лимитирующие факторы | 16,5 | 0,5 | |||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | ||||||||||
| Глобальные экологические проблемы | |||||||||||
| ДЕ 3 (баллов) | 5. Проблемы цивилизации. Энергетическая проблема. | ||||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | ||||||||||
| Экологические принципы охраны природы | |||||||||||
| ДЕ 4 (баллов) | 6. Мониторинг окружающей среды. Экономические аспекты охраны природы. | ||||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | ||||||||||
| Основы права и нормирование качества окружающей природной среды | |||||||||||
| ДЕ 5 (баллов) | 7. Основы экологического права. Экологическое нормирование. | 12,5 | 0,5 | ||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | ||||||||||
| Промежуточная аттестация | зачет | ||||||||||
| Итого за семестр часов | |||||||||||
| Итого за весь курс часов | |||||||||||
| Итого за весь курс з.е. | |||||||||||
2.1.2 Тематический план учебной дисциплины (очная форма)
| Дидактические единицы (ДЕ) | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка студентов, час. | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студентов, час. | ||||||
| Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные работы | ||||||||
| Семестр №3 | ||||||||||
| Предмет объекты экологии, ее содержание и краткий обзор развития | ||||||||||
| ДЕ 1 (баллов) | 1.Экология как наука (Введение, предмет, цели и задачи курса). | 6,5 | 0,5 | |||||||
| 2. История развития экологии. | 7,5 | 0,5 | ||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | |||||||||
| Экосистемы. Динамика и стабильность экосистем. | ||||||||||
| ДЕ 2 (баллов) | 3. Структура и состав, свойства и функции экосистем. Развитие экосистем | |||||||||
| 4. Экологические факторы Лимитирующие факторы | ||||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | |||||||||
| Глобальные экологические проблемы | ||||||||||
| ДЕ 3 (баллов) | 5. Проблемы цивилизации. Энергетическая проблема. | |||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | |||||||||
| Экологические принципы охраны природы | ||||||||||
| ДЕ 4 (баллов) | 6. Мониторинг окружающей среды. Экономические аспекты охраны природы. | |||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | |||||||||
| Основы права и нормирование качества окружающей природной среды | ||||||||||
| ДЕ 5 (баллов) | 7. Основы экологического права. Экологическое нормирование. | |||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | |||||||||
| Промежуточная аттестация | зачет | |||||||||
| Итого за семестр часов | ||||||||||
| Итого за весь курс часов | ||||||||||
| Итого за весь курс з.е. | ||||||||||
2.1.3 Тематический план учебной дисциплины (заочная (ускоренная) форма)
| Дидактические единицы (ДЕ) | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка студентов, час. | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студентов, час. | |||||||
| Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные работы | |||||||||
| Семестр №3 | |||||||||||
| Предмет объекты экологии, ее содержание и краткий обзор развития | |||||||||||
| ДЕ 1 (баллов) | 1.Экология как наука (Введение, предмет, цели и задачи курса). | 0,5 | 0,5 | ||||||||
| 2. История развития экологии. | 0,5 | 0,5 | |||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | ||||||||||
| Экосистемы. Динамика и стабильность экосистем. | |||||||||||
| ДЕ 2 (баллов) | 3. Структура и состав, свойства и функции экосистем. Развитие экосистем | 0,5 | 0,5 | ||||||||
| 4. Экологические факторы Лимитирующие факторы | 0,5 | 0,5 | |||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | ||||||||||
| Глобальные экологические проблемы | |||||||||||
| ДЕ 3 (баллов) | 5. Проблемы цивилизации. Энергетическая проблема. | ||||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | ||||||||||
| Экологические принципы охраны природы | |||||||||||
| ДЕ 4 (баллов) | 6. Мониторинг окружающей среды. Экономические аспекты охраны природы. | ||||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | ||||||||||
| Основы права и нормирование качества окружающей природной среды | |||||||||||
| ДЕ 5 (баллов) | 7. Основы экологического права. Экологическое нормирование. | ||||||||||
| Текущий контроль | собеседование, реферат, коллоквиум | ||||||||||
| Промежуточная аттестация | зачет | ||||||||||
| Итого за семестр часов | |||||||||||
| Итого за весь курс часов | |||||||||||
| Итого за весь курс з.е. | |||||||||||
2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2.1 Содержание разделов учебной дисциплины
ДЕ 1
Раздел 1Предмет объекты экологии, ее содержание и краткий обзор развития






