Цели освоения учебной дисциплины

Экология играет значительную роль в современном естествознании, в развитии современной техники и всех отраслей народного хозяйства. Экология является источником знаний об окружающем мире, основой научно-технического прогресса и важным компонентом человеческой культуры. Дисциплина «Экология» является базовой дисциплиной в общенаучной подготовке бакалавров, формирует у студента представление о естественнонаучной картине мира.

Изучения дисциплины «Экология» имеет следующие цели:

  • формирование у студентов систематических научных представлений об экологической сфере общества,
  • содействие экологической социализации молодежи, овладению экологической культурой;
  • воспитание экологически образованной личности,
  • содействие усвоению студентами экологических знаний.

В ходе изложения и изучения экологии предполагается решение следующих задач:

  • помочь студентам овладеть понятийным аппаратом экологии;
  • познакомить их с основными концепциями и методологическими подходами, лежащими в основе исследований экологии;
  • практическое овладение умениями и навыками экологически целесообразного поведения в природе, природоохранной деятельности, здорового образа жизни;
  • сформировать устойчивое экологически направленное поведение.

1.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП УНИВЕРСИТЕТА

Экология играет значительную роль в современном естествознании, в развитии современной техники и всех отраслей народного хозяйства. Экология является источником знаний об окружающем мире, основой научно-технического прогресса и важным компонентом человеческой культуры.

Курс экологии является базовым в общенаучной подготовке бакалавров, отражая наиболее общие закономерности в природе, формирует у студента представление о естественнонаучной картине мира.

Дисциплина «Экология» относится к циклу Б2.В.ДВ.2.1. Вариативная часть. Математический и естественнонаучный цикл.

Студент, начинающий изучение дисциплины «Экология», должен знать основы биологии и химии в пределах программы средней школы, знать основы экологии.

Дисциплины, изучаемые одновременно: «Математический анализ», «Информатика».

Последующие дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности», «Производственная практика».

Связь дисциплины с итоговой государственной аттестацией в виде государственного экзамена: формируются базовые навыки публичного выступления.

1.3 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать освоение указанными компетенциями по дескрипторам «знания, умения, владения», соответствующие тематическим модулям дисциплины, и применимые в их последующем обучении и профессиональной деятельности:

- Знать:

З.1. Основные понятия и основные законы экологии; границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях.

З.2. Глобальные экологические проблемы.

3.3. Пути рационального природопользования.

3.4. Методы контроля окружающей среды.

3.5. Правовые и организационные аспекты охраны окружающей среды.

3.6. Принципы управления экологической безопасностью.

3.7. Организационные аспекты охраны окружающей среды.

- Уметь:

У1. Уметь оценивать экологическую обстановку.

У.2 Прогнозировать её развитие.

У.3. Учитывать уязвимость природной среды.

У.4. Формировать представления о современных экологических проблемах в мире и пути их решения.

У.5. Работать с приборами и оборудованием в современной химической лаборатории.

У.6. Использовать различные методики химических измерений и атематической обработки экспериментальных данных.

У.7. Использовать методы математического моделирования, применять методы анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем.

У.8. Воспитывать в себе ответственность за происходящее в окружающей среде.

- Владеть:

В.1. навыками использования основных законов экологии и принципов в важнейших практических приложениях;

В.2. основными методами математического анализа для решения естественнонаучных задач;

В.3. навыками правильной эксплуатации основных приборов и оборудования современной химической лаборатории;

В.4. навыками обработки и интерпретирования результатов эксперимента;

В.5. навыками использования методов экологического моделирования в производственной практике.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

2.1.1 Тематический план учебной дисциплины (заочная форма)

Дидактические единицы (ДЕ) Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка студентов, час. Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самостоятельная работа студентов, час.
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные работы
             
Семестр №3
Предмет объекты экологии, ее содержание и краткий обзор развития
ДЕ 1 (баллов) 1.Экология как наука (Введение, предмет, цели и задачи курса).   0,5 0,5    
2. История развития экологии. 6,5 0,5      
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Экосистемы. Динамика и стабильность экосистем.
ДЕ 2 (баллов) 3. Структура и состав, свойства и функции экосистем. Развитие экосистем 16,5   0,5    
4. Экологические факторы Лимитирующие факторы 16,5   0,5    
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Глобальные экологические проблемы
ДЕ 3 (баллов) 5. Проблемы цивилизации. Энергетическая проблема.          
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Экологические принципы охраны природы
ДЕ 4 (баллов) 6. Мониторинг окружающей среды. Экономические аспекты охраны природы.          
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Основы права и нормирование качества окружающей природной среды
ДЕ 5 (баллов) 7. Основы экологического права. Экологическое нормирование. 12,5   0,5    
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Промежуточная аттестация   зачет  
Итого за семестр часов          
Итого за весь курс часов          
Итого за весь курс з.е.          
                       

2.1.2 Тематический план учебной дисциплины (очная форма)

Дидактические единицы (ДЕ) Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка студентов, час. Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самостоятельная работа студентов, час.
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные работы
             
Семестр №3
Предмет объекты экологии, ее содержание и краткий обзор развития
ДЕ 1 (баллов) 1.Экология как наука (Введение, предмет, цели и задачи курса). 6,5   0,5    
2. История развития экологии. 7,5   0,5    
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Экосистемы. Динамика и стабильность экосистем.
ДЕ 2 (баллов) 3. Структура и состав, свойства и функции экосистем. Развитие экосистем          
4. Экологические факторы Лимитирующие факторы          
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Глобальные экологические проблемы
ДЕ 3 (баллов) 5. Проблемы цивилизации. Энергетическая проблема.          
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Экологические принципы охраны природы
ДЕ 4 (баллов) 6. Мониторинг окружающей среды. Экономические аспекты охраны природы.          
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Основы права и нормирование качества окружающей природной среды
ДЕ 5 (баллов) 7. Основы экологического права. Экологическое нормирование.          
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Промежуточная аттестация зачет
Итого за семестр часов          
Итого за весь курс часов          
Итого за весь курс з.е.          
                     

2.1.3 Тематический план учебной дисциплины (заочная (ускоренная) форма)

Дидактические единицы (ДЕ) Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка студентов, час. Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самостоятельная работа студентов, час.
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные работы
             
Семестр №3
Предмет объекты экологии, ее содержание и краткий обзор развития
ДЕ 1 (баллов) 1.Экология как наука (Введение, предмет, цели и задачи курса).   0,5 0,5    
2. История развития экологии.   0,5 0,5    
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Экосистемы. Динамика и стабильность экосистем.
ДЕ 2 (баллов) 3. Структура и состав, свойства и функции экосистем. Развитие экосистем   0,5 0,5    
4. Экологические факторы Лимитирующие факторы   0,5 0,5    
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Глобальные экологические проблемы
ДЕ 3 (баллов) 5. Проблемы цивилизации. Энергетическая проблема.          
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Экологические принципы охраны природы
ДЕ 4 (баллов) 6. Мониторинг окружающей среды. Экономические аспекты охраны природы.          
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Основы права и нормирование качества окружающей природной среды
ДЕ 5 (баллов) 7. Основы экологического права. Экологическое нормирование.          
Текущий контроль собеседование, реферат, коллоквиум
Промежуточная аттестация   зачет  
Итого за семестр часов          
Итого за весь курс часов          
Итого за весь курс з.е.          
                       

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.2.1 Содержание разделов учебной дисциплины

ДЕ 1

Раздел 1Предмет объекты экологии, ее содержание и краткий обзор развития




double arrow
Сейчас читают про: