Рекомендации по изучению тем дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студентам рекомендуется обратить внимание на те или иные вопросы при изучении каждой темы, чтобы более целенаправленно готовиться к занятиям и, в конечном итоге, более эффективно освоить дисциплину.

При изучении темы № 1 студентам предлагается провести сравнительный анализ определений менеджмента отечественных и зарубежных специалистов и выявить общие и отличительные черты в определении понятия и сущности менеджмента, как науки и практики. Кроме того, студентам предлагается подумать над вопросом, почему именно в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия эта наука получила развитие в нашей стране. Особое внимание студентов должно быть обращено к вопросу о процессе управления как открытой системе непрерывного взаимодействия объекта и субъекта управления.

При изучении темы № 2 студентам рекомендуется обратить внимание на эволюцию управленческой мысли и дать ответ на вопрос, почему основные концепции менеджмента родились на Западе, а не в «передовом» Советском Союзе или в России? А также на вопрос, почему был разогнан Центральный институт труда А.Гастева в начале 30-х годов, когда, как чуть позже будет зафиксировано в сталинской конституции, был построен «фундамент социализма»? При изучении данной темы студентам предлагается построить хронологическую таблицу появления различных концепций управления.

При изучении темы № 3 студентам рекомендуется обратить внимание на специфику туристской услуги и турпродукта, придающих особенности менеджменту в сервисе и туризме. Кроме того, надо обратить внимание на многообразие видов и форм современного туризма и турпродуктов, что усложняет процесс управления в турфирме и туризме в целом. При изучении данной темы студентам рекомендуется обратиться к сравнению Федеральных Законов «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года и Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 5 февраля 2007 года. В данных законах даются разные трактовки понятий, например, турпродукт, туроператор, и целого ряда других определений, что ведет к усложнению работы турфирм. Студентам рекомендуется составить сравнительный анализ данных законов по всем статьям, чтобы более четко представлять себе современную ситуацию и тенденцию развития туризма в целом.

При изучении темы № 4 внимание студентов должно быть, прежде всего, обращено на понимание понятия структура управления туризмом, как в масштабах страны, региона, так и отдельной фирмы. Студентам рекомендуется провести анализ и составить хронологическую таблицу изменения структурных подразделений в правительстве Санкт-Петербурга, занимавшихся управлением туризмом с 1989 года до настоящего времени.

При изучении темы № 5 студентам рекомендуется проследить влияние факторов внешней окружающей среды, таких как макроэкономическая, законодательная, политическая, социально-демографическая, культурно-историческая и экологическая обстановка на работу турфирм, гостиниц, ресторанов, кафе, музеев и выяснить, какие из них оказывают прямое, а какие – косвенное влияние, и как они в целом влияют на жизнедеятельность сервиса и туризма.

При изучении тем № 6-7 студентам рекомендуется обратить внимание на взаимосвязь общих функций управления между собой, различать общие функции и специфические, которые выполняются разными сотрудниками на своих рабочих местах, согласно своим обязанностям по трудовому договору.

Рекомендуется также провести сравнительный анализ общих функций управления, даваемых, например, Файолем, Кунцем-О’Доннелом и Месконом, Альбертом, Хедоури. Кроме того, рекомендуется составить таблицу-схему, на которой были бы расписаны элементы каждой из функций. При изучении принципов и методов управления студентам рекомендуется выяснить, в чем разница между ними и почему, например, 14 принципов управления А.Файоля не устарели до сих пор? При изучении методов управления студентам рекомендуется провести различие между методами управления персоналом, клиентами и турпродуктами турфирмы.

После выяснения сущности стиля управления, студентам рекомендуется провести анализ трех классических стилей: авторитарного (бюрократического), демократического и либерального, а также объяснить появление пяти стилей Блейка-Муттона. Для более эффективного усвоения материала, лучшего восприятия и запоминания, студентам рекомендуется нарисовать модели разных стилей управления в виде схем. Студентам рекомендуется обратить внимание на понятия власть и влияние менеджера на сотрудников организации. Необходимо выяснить источники и причины власти и влияния и способы воздействия менеджера на коллектив. Также рекомендуется обратить внимание на современные требования к менеджеру, на те качества, которыми он должен обладать, чтобы успешно справляться со своими функциями. В завершение изучения темы студентам рекомендуется ответить на вопрос: от чего зависит авторитет современного менеджера? Студентам рекомендуется выйти за рамки учебника и обратиться к изучению проблем лидерства по дополнительной литературе, в частности, по монографиям Р.Дафта, М.Бланшара, Коэна, Таффиндера, Максвелла, Уэлча, Якокки. Особое внимание студентов необходимо обратить на новые современные концепции лидерства, в частности, эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Также рекомендуется обратить внимание на выявление связи между темпераментом, физическими данными человека и его лидерскими качествами. На семинарском занятии по данной теме студентам рекомендуется принять участие в ролевой игре и дискуссии по актуальным проблемам лидерства. Студентам рекомендуется также обратиться к дополнительной литературе (см. список дополнительной литературы в разделе учебно-методического обеспечения дисциплины).

При изучении темы № 8, посвященной управленческим решениям, рекомендуется особое внимание обратить на процесс и методы выработки управленческих решений, на факторы, влияющие на их эффективность и методы контроля за их исполнением. Студентам рекомендуется выявить взаимосвязь между моделями американского, японского, немецкого менеджмента и методами принятия управленческих решений и если она

есть, то чем объясняется?

При изучении темы № 10 студентам рекомендуется проанализировать этапы проведения деловых совещаний и переговоров. Особое внимание рекомендуется обратить на проведение переговоров, т.к. турфирмам приходится довольно часто вести переговоры, как с партнерами, так и с посредниками, смежниками и, особенно, - с клиентами

При изучении темы №9-11 студентам рекомендуется обратить внимание на важность и высокую ответственность работы с персоналом, на принципы и современные методы подбора сотрудников в турфирмы, на соблюдение Трудового Кодекса и другого законодательства, регламентирующего вопросы приема и увольнения работников, повышения квалификации, образования, ухода на пенсию и т.д.

При изучении темы № 12 рекомендуется особое внимание обратить на различие между стимулом и мотивацией, на различие содержательных теорий мотивации и процессуальных, а также на методике их применения в жизни, включая такие современные методики, как нейролингвистическое программирование (НЛП).

При изучении темы № 14 студентам рекомендуется рассмотреть модели человеческих коммуникаций, этапы процесса коммуникаций и как этот процесс проявляется в работе турфирм и организаций сервиса, в частности, при взаимодействии с клиентом турфирмы или гостинцы.

При изучении темы № 15 рекомендуется выявить психологические особенности менеджмента в сервисе и туризме с учетом специфики этой отрасли, а также обратить внимание на психологическую подготовку менеджеров, которым приходится выдерживать большие психологические нагрузки. Особое внимание необходимо уделить конфликтам. Внимание студентов должно быть обращено на классификацию конфликтов, выявление причин конфликтов, на методы и методику их разрешения. Следует подумать над довольно распространенным вопросом: можно ли избежать конфликта в организации? Так ли уж безобидны конфликты, как утверждают некоторые ученые? Особенно рекомендуется обратить внимание на сравнительно новую парадигму решения конфликтов «выиграл-выиграл» в отличие от старой парадигмы «выиграл-проиграл».

При изучении темы № 17 студентам рекомендуется проанализировать историю зарождения и видоизменений рынка, понять роль посредников в организации рынка, определить тенденции в развитии современного туристского рынка, охарактеризовать современное состояние туристского рынка Санкт-Петербурга и России в целом.

При изучении темы № 18 студентам рекомендуется после определения понятия и сущности маркетинга сконцентрировать внимание на маркетинг-микс и проследить историю его появления. Рекомендуется, в частности, подумать над вопросом, имеют ли дополнительные «Р», появившиеся в последние несколько лет, сущностную роль в развитии маркетинга или скорее отражают конъюнктурное, субъективное мнение о специфике туруслуги? Рекомендуется также подумать над вопросом, какую еще дополнительную «Р» можно вполне обоснованно включить в комплекс маркетинга?

При изучении темы № 19 рекомендуется обратить внимание на роль, функции, структуру службы маркетинга турфирмы (гостиницы) и, особенно, систему информации – базы данных, собираемых ею. На занятии рекомендуется, используя программу Excel, составить базу данных турфирмы «Х».Внимание студентов должно быть обращено к роли и важности маркетинговых исследований, методах и процедурах их проведения. На занятии рекомендуется разработать систему вопросов для интервью, а также разработать анкету для опроса клиентов.

При изучении темы № 21, одной из самых трудоемких и сложных тем курса, рекомендуется обратить внимание на то, что прежде чем приступать к разработке стратегии, необходимо провести исследование рынка, конкурентов, потребителей, состояние самой турфирмы и только после этого ставить стратегические цели перед турфирмой. Особо обращается внимание студентов на методы разработки стратегии и требования, предъявляемые к стратегическим целям.

При изучении темы № 22 внимание студентов должно быть, прежде всего, обращено на понимание понятия сегмент рынка, на принципы сегментирования, причины выбора того или иного сегмента. Студентам рекомендуется провести сегментирование туристского рынка Санкт-Петербурга по какому-либо признаку.

При изучении темы №23 студентам рекомендуется обратить внимание на взаимосвязь с темой 4 и ответить на такие вопросы: какие уровни в турпродукте следует выделять, что такое жизненный цикл продукта и почему необходимо разрабатывать продуктовую стратегию турфирмы? При изучении проблемы позиционирования рекомендуется обратить внимание на принципы позиционирования турпродуктов и необходимость позиционирования не только турпродуктов, но и турфирмы (гостиницы).

При изучении темы № 24 студентам рекомендуется обратить внимание на важности ценообразования, поскольку цена является основным условием прибыльности турфирмы, на принципах ценообразования. Особенно следует обратить внимание на ценообразовании новых турпродуктов и методах их выведения на рынок.

При изучении темы №26, посвященной комплексу маркетинговых коммуникаций, прежде всего, рекомендуется обратить внимание на важности коммуникаций в туризме, принципах и моделях коммуникационных связей турфирмы с клиентами. Особо следует обратить внимание на различие между рекламой и пропагандой, на этапах личной продажи особенно на ее шестом этапе – поддерживании связей с клиентами после возвращения из поездки, а также на различии личной продажи и прямом маркетинге. Студентам рекомендуется провести параллель между теориями мотивации, изучаемыми в дисциплине «Менеджмент в туризме» и стимулированием сбыта, а также разработать программу стимулирования сбыта какого-либо турпродукта турфирмы.

При изучении темы № 28 студентам следует подумать над одной из самых сложных проблем менеджмента – проблемой его эффективности, особенно в такой сложной отрасли, как сервис и туризм. Поэтому рекомендуется обратить внимание на такие два аспекта этой проблемы, как экономическая эффективность менеджмента в сервисе и туризме, социальная эффективность менеджмента в сервисе и туризме и их взаимосвязь с контроллингом и планированием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: