Словарь терминов. Автократ – руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителю

Автократ – руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителю.

АСУ – автоматизированная система управления - ряд технологий производства, позволяющих управлять работой оборудования и контроль за работой оборудования при помощи ЭВМ.

Адаптивная структура – организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.

Административные полномочия – форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.

Анализ на безубыточность – метод, используемый при принятии решений, для определения положения дел, при котором общий доход равен совокупным издержкам.

Базисные (основные, первичные) потребности – врожденные, обычно, биофизиологические потребности.

Бюджет – план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме, как правило, денежной. Служит в качестве контрольного эталона.

Бюрократия - тип организации, для которой характерны специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основанные на компетенции работника.

Вертикальное разделение труда – разделение, координация усилий и выполнение составляющих работу компонентов (управление и производство). Создает уровни управления.

Власть – возможность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Влияние – любое воздействие, влекущее за собой изменение в поведении других людей.

Внешняя среда – окружающая организацию экономическая, социально-демографическая, политическая, законодательная, культурно-историческая, экологическая обстановка, влияющая на ее деятельность.

Внутренние переменные - ситуационный фактор внутри организации. К основным внутренним переменным относятся цели, задачи, технология и люди (сотрудники турфирмы).

Вторичные потребности - потребности, имеющие психосоциальную природу, приобретаются людьми в процессе их социализации.

Горизонтальное разделение труда – разделение работы в организации на составные компоненты, обычно по функциональным признакам.

Делегирование – передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за их выполнение.

Демократичный руководитель – руководитель, который старается не навязывать свою волю подчиненным и исходит из предпосылки, что люди мотивированы потребностями высшего уровня. Сам он мотивирует своих подчиненных, создавая климат, где люди мотивируют себя сами.

Дерево решений - схематическое представление сложного процесса принятия решений по какой-либо задаче.

Двухфакторная модель Херцберга – модель, согласно которой вся мотивация распадается на две большие категории: гигиенические факторы и мотиваторы.

Дивизиональная организационная структура - тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых функциональные структуры уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с отделениями являются региональные и продуктовые структуры, а также структуры, ориентированные на покупателя.

Должностные инструкции – краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации.

Задания – предписанная работа, серия рабочих функций, которые должны быть завершены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени.

Иерархия потребностей Маслоу – выстраивание всех потребностей людей в виде иерархически зависимой пирамиды, в основе которой находятся биофизиологические потребности, а затем, потребности безопасности, социальные, уважения и любви, самовыражения.

Канал связи – средство передачи информации. Выделяют вербальный, письменный и невербальный каналы.

Коммуникация – обмен информацией между двумя и более людьми.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.

Конфликт – несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое.

Культура организации - морально-психологическая атмосфера, социальный климат, технологическое совершенство, проявляющиеся в качестве выпускаемых товаров (услуг) и внешнем виде организации.

Либеральный руководитель – руководитель, который дает своим подчиненным почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроле за своей работой.

Лидер – человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство коллективом. Человек, обладающий и реально пользующийся своей способностью оказывать влияние на поведение других людей для достижения целей организации.

Линейные полномочия – полномочия, которые передаются от начальника непосредственному подчиненному и далее другим подчиненным.

Матричная организация – тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность и перед руководителем данного конкретного проекта, где они работают постоянно.

Метод ПЕРТ (project evaluation and review technique) – система управления проектами, основная цель которой заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение графиков производства и установленных сроков. Система учитывает неопределенность продолжительности событий.

Метод экспертных оценок – метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.

Миссия – в планировании основная общая цель или задача организации (ее предназначение).

Модель массового обслуживания – модель, используемая для определения оптимального числа предприятий обслуживания, исходя из потребности в них. Называется также моделью очередей.

Модель Портера-Лоурера – ситуационная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожидания и теории справедливости. Включает пять элементов: усилия, ожидания, результативности, вознаграждения и удовлетворения.

Модель принятия решений Врума-Йеттона – вероятностная модель руководства, делающая упор на процессе принятия решений и определяющая пять типов руководства, образующих непрерывный континуум: от автократического до демократического.

Модель Хоманса – теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.

Мотивация – процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

Неформальная организация – спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.

Обратная связь – реакция на сообщение, которая помогает отправителю информации определить, воспринята ли отправленная им информация.

Объем управления - число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя.

Планирование – систематический, сознательный процесс принятия решений о целях и действиях, которые отдельный человек, группа или коллектив в целом, будут выполнять в будущем.

Плоская структура - структура организации, характеризуемая малым числом уровней управления и широким объемом управления.

Построение организации – процесс формирования структуры организации. Может называться также департаментализацией.

Правила – точное определение того, что следует делать в конкретной уникальной ситуации.

Продуктовая организационная структура – структура, основным элементом которой являются отделения, ответственные за выпуск основных типов продукции.

Процедуры – предписания относительно того, какие действия предпринять в конкретной ситуации.

Процесс управления – общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций в рамках организации.

Процессный подход к управлению – подход к управленческой теории, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций.

Рабочая группа – группа, состоящая из лиц, работающих вместе. Как правило, небольшая по численности, и включает в себя сотрудников одного подразделения.

Решение – выбор альтернативы.

Риск - уровень неопределенности в предсказании результата.

Сетка управления (managerial grid) – двухмерный подход к оценке эффективности руководства. Согласно этому подходу в руководстве различаются 5 основных стилей: вертикальная ось сетки представляет «заботу о людях», а горизонтальная – «заботу о производстве».

Система - единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой.

Ситуативная модель Фидлера – модель, в которой выделены три фактора, влияющих на эффективность руководства: отношения между руководителем и членами коллектива, структура задания и должностная, т.е. законная власть, данная руководителю по должности.

Ситуационная теория мотивации - модель мотивации, основанная на предположении, что поведение человека является функцией не только его потребностей, но и восприятия им той или иной ситуации и возможных результатов выбора того или иного типа поведения.

Содержательные теории мотиваций – теории мотиваций, основанные на попытке определить в первую очередь те потребности, которые заставляют людей действовать. К числу таких теорий относятся теории Абрахама Маслоу, Фредерика Херцберга, Дэвида МакКлелланда.

Создание организации – процесс создания структуры организации, которая дает возможность сотрудникам эффективно работать вместе для достижения целей организации.

Соотношение целей и средств – модель руководства, согласно которой руководители должны реализовать тот тип руководства, который наиболее подходит для данной ситуации.

Социальная ответственность – действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Проявляется в ответственности руководства за эффективную работу своей организации в целом, и всего персонала – за качество и востребованность выпускаемой продукции и услуг.

Стандарт – конкретная цель, продвижение к которой поддается измерению.

Стиль руководства – обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей. Выделяют автократический, демократический и либеральный стили.

Стратегическое планирование – набор действий и решений, принятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Стратегия – общий, всесторонний план достижения целей.

Тактика – краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.

Текущий контроль – этап процедуры контроля, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работ.

Теория игр - метод моделирования, используемый для оценки воздействия решения на конкурентов.

Теория «Х» - термин Дугласа МакГрегора, относящийся к оценке автократического руководителя. Такой руководитель считает, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, хотят защищенности. Главный вывод – людей надо принуждать работать.

Теория «У» - термин Дугласа МакГрегора. В соответствии с этой теорией при соответствующих условиях люди будут стремиться к работе, тогда как преданность целям организации является функцией вознаграждений, связанных с достижением цели. Согласно этой теории, большая часть населения обладает творческим потенциалом.

Теория ожидания – концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой – либо цели. Человек должен ожидать при этом, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.

Теория Мак Клелланда – модель мотивации, которая описывает поведение людей через три категории потребностей: власти, достижений, принадлежности.

Теория систем - концепция, в соответствии с которой менеджеры должны рассматривать организацию как открытую систему взаимосвязанных частей, которая пытается достичь разнообразных целей в изменяющейся внешней среде.

Теория справедливости – ситуационная теория мотивации, согласно которой люди субъективным образом определяют отношение ожидаемого поощрения к затраченным для этого усилиями и сопоставляют полученное отношение с отношениями, получаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную работу. Если человек в этой ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать этот дисбаланс.

Технологические категории Вудворда – широко известная система типов классификации технологий. Типы технологий включают малосерийное, крупносерийное и непрерывное производства.

Технологические категории Томпсона – система классификационных технологий. Они включают устойчивые, или долговременные, среднесрочные и интенсивные типы технологий.

Технология – любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемых продукции или услуг.

Убеждение – приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другому или группе людей.

Функциональная организационная структура - тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями.

Функциональные полномочия – форма административных полномочий, при которой персонал может начать действия по указаниям руководителя, но может также и наложить на них вето в пределах своей компетенции.

Харизма – влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

Цели – в организации это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования. Цепь команд – иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных усилий. Известна также как «скалярная подчиненность» или «скалярная цепь команд».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: