Isbn 978-985-418-702-0

ISBN 978-985-418-703-7 (ч. 1)



© Наскалов В. М., 2008

© УО «Полоцкий государственный

университет», 2008

Н31
и


ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс написан в соответствии с програм-

мой курса «Теория и методика физического воспитания» образовательного

стандарта по специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» для студен-

тов спортивно-педагогического факультета Полоцкого государственного

университета.

Учебно-методический комплекс состоит из 7 модулей, в которых из-

ложены вопросы теории и методики физического воспитания. В работе

раскрыты сущность, основные термины и понятия, которыми должны ов-

ладеть студенты для профессиональной теоретической подготовленности.

В лекционном материале излагаются принципы, средства, методы физиче-

ского воспитания, основы теории и методики обучения двигательным дей-

ствиям, развития физических качеств детей раннего, дошкольного и

школьного возраста, студентов вузов, ссузов и колледжей. Освещены воз-

растные особенности детей дошкольного и школьного возраста, студенче-

ской молодежи.

При подготовке учебно-методического комплекса использованы раз-

личные литературные источники, которые приведены в библиографиче-

ском списке. Кроме этого использованы материалы научных работ

А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева, В.М. Зациорского, М.М. Богена, А.А. Гужа-

ловского, В.С. Кузнецова, З.И. Кузнецовой, В.И. Ляха, Ж.К. Холодова,

С.Я. Чикина.

Цель данного учебно-методического комплекса – дать студентам

возможность самостоятельно более глубоко изучить теоретические основы

физического воспитания, а также научить их готовиться к практическим

занятиям в будущей профессиональной деятельности.

3


Модуль 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ

И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Лекция 1

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

План лекции:

1. Структура предмета «Теория и методика физического воспитания».

2. Основные понятия и терминологический словарь.

3. Контрольные вопросы к практическим занятиям.

1.1. Структура предмета

«Теория и методика физического воспитания»

Теория и методика физического воспитания есть наука об общих за-

кономерностях, определяющих содержание и формы построения физиче-

ского воспитания как педагогически организованного процесса, органиче-

ски включенного в общую систему воспитания человека.

В отличие от других педагогических наук, теория и методика физи-

ческого воспитания познаёт общие закономерности, по которым в системе

воспитания происходит управление физическим развитием человека и его

физическое образование (включая целенаправленную передачу и усвоение

им жизненно необходимого фонда двигательных умений и навыков). Это и

определяет специфику предмета «теории и методики физвоспитания».

Вместе с тем он изучает закономерные связи физического воспитания с

интеллектуальным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием,

что объединяет её с другими педагогическими науками [10].

В процессе изучения учебной дисциплины студенты присваивают

ценности физической культуры, необходимые для физического, интеллек-

туального и психического развития личности. Основным результатом изу-

чения этой учебной дисциплины является физическая культура личности.

Теория и методика физического воспитания и спорта имеет ряд

крупных разделов и подразделов:

1. Общие основы теории и методики физического воспитания. Этот

раздел включает в себя наиболее обобщенные теоретико-методические по-

ложения, которые распространяются на всю многообразную практику физ-

воспитания.

2. Раздел теория и методика основных направлений имеет ряд под-

разделов, определяющих особенности физического воспитания в пределах

4


его типичных направлений – общеподготовительного и специализирован-

ных (спортивная тренировка, профессионально-прикладная физическая

подготовка, военно-прикладная физическая подготовка).

3. Раздел теории и методики физического воспитания основных воз-

растных контингентов – физическое воспитание на различных возрас-

тных этапах развития человека (в детском, юношеском, зрелом и пожилом

возрасте).

4. Теория и методика оздоровительной физической культуры (оздо-

ровительная тренировка, оздоровительно-реабилитационная, оздорови-

тельно-рекреационная и адаптивная физическая культура).

5. Теория спорта.

1.2. Основные понятия и терминологический словарь

Физкультурно-спортивные термины выходят далеко за рамки поня-

тий, относящихся только к этой отрасли знаний. Они достаточно широко

взаимосвязаны с понятием «здоровый образ жизни». В четком определе-

нии этого понятия и связанных с ним терминов заинтересован широкий

круг людей: преподаватели физического воспитания, учителя физической

культуры, студенты высших учебных заведений, учащиеся общеобразова-

тельных школ, люди среднего и пожилого возраста, занимающиеся само-

стоятельно физической культурой и спортом. С помощью правильного

употребления терминов повышается эффективность физического воспита-

ния школьников и студентов. Знание терминологии и умение ею пользо-

ваться является важным компонентом методики проведения уроков, об-

легчает общение учителя с учениками, позволяет значительно экономить

учебное время, упрощает процесс обучения на всех уровнях [7].

В связи с тем, что многим физкультурно-спортивным терминам

можно дать различное толкование, используя разные совокупности базо-

вых понятий, в словаре иногда дается несколько определений одного и то-

го же термина.

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой куль-

туры, её особая самостоятельная область, направленная на укрепление

здоровья и повышения его уровня, всестороннее развитие физических спо-

собностей и их использование в общественной практике, повседневной

жизни людей.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и

духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвен-

тарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское

5


обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения ис-

кусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упраж-

нений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе

физкультурно-спортивной деятельности и др. В развитых формах физиче-

ская культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные пара-

ды, спортивно-показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физиче-

ская подготовленность и степень совершенства двигательных умений и на-

выков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достиже-

ния, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род

культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и

личности. В социальной жизни, в системе образования, воспитания, в сфе-

ре организации труда, повседневного быта, здорового отдыха, физическая

культура проявляет своё воспитательное, образовательное, оздоровитель-

ное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникно-

вению такого социального течения, как физкультурное движение, то есть

совместная деятельность людей по использованию, распространению и

приумножению ценностей физической культуры.

Физическая культура личности часть физической культуры, при-

своенная индивидом. Представляет собой органическое единство мотива-

ции физкультурных или спортивных занятий, необходимых для удовле-

творения знаний, двигательных и методических умений, навыков, уровня

функциональных возможностей организма, активной физкультурной или

спортивной деятельности. Характеризует качественное, системное и дина-

мичное новообразование, определяющее ее образованность, физическую

подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах активной

физкультурно-спортивной деятельности, здоровом стиле жизни.

Функции физической культуры. Объективно присущие ей свойства

воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и

развивать определенные потребности личности и общества.

Ценности физической культуры. Значимые явления, предметы, про-

цессы и результаты деятельности в сфере физической культуры, ориента-

ция на которые стимулирует поведение и проявление физкультурно-

спортивной активности.

Теория физической культуры (ее общие основы). Интегративная сис-

тема научных знаний о сущности физической культуры, взятой в целом, об

общих закономерностях ее функционирования, направленного использо-

вания и дальнейшего развития, прежде всего, в системе факторов воспита-

6


ния, социального формирования личности и оптимального развития жиз-

ненных сил человека.

Физкультурное движение. Социальное течение, в русле которого

развертывается совместная деятельность людей по использованию и при-

умножению ценностей физической культуры.

Массовые формы занятия физической культурой. Организованно-

направленная двигательная активность больших групп людей, независимо

от возраста и уровня физической подготовленности, которая призвана раз-

вивать и поддерживать на достаточно высоком уровне физические качест-

ва, необходимые для производственной, бытовой и другой деятельности, а

также рациональную организацию досуга.

Физическая культура в рабочее и свободное время. Взаимосвязанные

разделы физической культуры, целевая направленность которых едина –

оздоровление, физическое совершенствование и повышение работоспо-

собности человека.

Гуманизация физической культуры. Процесс трансформации физи-

ческой культуры в соответствии с требованиями гуманизма.

Наряду с понятием «физическая культура» существует понятие «оз-

доровительно-реабилитационная физическая культура». Она связана с на-

правленным использованием физических упражнений в качестве средств

лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных

или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и др. при-

чин. Её разновидностью является лечебная физическая культура, которая

имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозиро-

ванная – ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером забо-

леваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряже-

ние, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства её ис-

пользуются в таких режимах, как щадящий, тонизирующий, тренирующий

и другие, а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы –

процедуры, занятия урочного типа и так далее.

Физическая реабилитация. Процесс направленного использования

средств физической культуры и спорта с целью восстановления физиче-

ской, умственной работоспособности, восстановления или компенсации

временно утраченных или снизившихся вследствие заболевания психиче-

ских и психомоторных (двигательных) функций.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят:

гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повсе-

дневного быта (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, другие фи-

зические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными на-

грузками);

7


рекреативную физическую культуру, средства которой использу-

ются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные

развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влия-

ние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и

способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизне-

деятельности. Её следует рассматривать как компонент здорового образа

жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами

физической культуры и, прежде всего с базовой.

Физическая рекреация. Процесс направленного использования физиче-

ской культуры и спорта для отдыха, развлечения, получения удовольствия.

Физическое воспитание – процесс изучения физических упражне-

ний, развития (или поддержания) морфологических, функциональных,

психических и других свойств личности, формирования связанных с ними

знаний, способов и мотивов деятельности. Основная форма использования

физической культуры личностью и обществом в сферах семейного, дошко-

льного, общего, профессионального, высшего, самостоятельного и специ-

ального образования, культурного досуга и в других осуществляется в со-

ответствии с присущими педагогическому процессу закономерностями,

принципами и требованиями.

Воспитание физических качеств – другая не менее существенная сто-

рона физического воспитания – целенаправленное воздействие на комплекс

естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам че-

ловека (сила, быстрота, выносливость, ловкость и непосредственно связан-

ные с ними морфофункциональные свойства организма), стимулирование и

регулирование их развития посредством нормирования функциональных

нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражне-

ниями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и ра-

ционального использования природных условий внешней среды.

Кроме этого физическое воспитание это:

– один из компонентов физической культуры;

педагогический процесс, одна из составляющих общего воспитания,

специфическим содержанием которого является формирование специаль-

ных знаний и умений, обучение движениям и представляющий собой орга-

низованный процесс управления развитием физических качеств человека.

Теория физического воспитания – наука об общих закономерностях,

определяющих содержание и формы построения физического воспитания

как педагогически организованного процесса, органически включенного в

общую систему воспитания человека.

8


Система физического воспитания представляет собой единство

исходных основ и форм использования физической культуры; отражение в

целом исторически определенного типа социальной практики физического

воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных

основ и форм организации, зависящих от условий конкретной обществен-

ной формации.

Физическое образование. Основным содержанием физическое обра-

зования является обучение движениям, то есть системное освоение чело-

веком в процессе специального обучения рациональных способов управ-

ления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в

жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

По мнению П.Ф. Лесгафта (1837 – 1909), физическое образование

состоит в том, чтобы научиться «...изолировать отдельные движения и

сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать

к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настой-

чивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно

меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую фи-

зическую работу».

В процессе физкультурного образования происходит:

приобщение человека к физической культуре, в процессе которого

личность овладевает системой ценностей, знаний, творчески развивает фи-

зические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и

поведенческие качества;

системное освоение человеком рациональных способов управления

своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни

фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Физическая нагрузка – воздействие физических упражнений на орга-

низм, а также преодолеваемые при этом объективные и субъективные

трудности.

Энергозатраты при физической нагрузке это количество энергии,

израсходованное организмом за определенный промежуток времени во

время работы.

Физическая подготовка – воспитание физических качеств, обучение

движениям и двигательным действиям, необходимым, прежде всего, для

успешного освоения целевой деятельности, применительно к которой ве-

дется подготовка.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки,

воплощенный в достигнутой работоспособности, в сформированных при-

9


кладных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективно-

сти целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Специальная физическая подготовка – это разновидность физиче-

ского воспитания, специализированная применительно к особенностям ка-

кой-либо деятельности, избранной в качестве объекта углубленной спе-

циализации.

Результат специальной физической подготовки – «специальная фи-

зическая подготовленность».

Физическая работоспособность (англ. physical work capacity,

physical performance capacity):

– потенциальная способность человека выполнять в течение задан-

ного времени максимально возможное количество мышечной работы за-

данной интенсивности и сложности за счет активности нервно-мышечной

системы;

– потенциальная способность человека проявить максимум физиче-

ского усилия в статической, динамической или смешанной работе. Физи-

ческая работоспособность зависит от морфологического и функционально-

го состояния разных систем организма;

– объем мышечной работы, который может быть выполнен без сни-

жения функциональной активности организма, в первую очередь сердечно-

сосудистой и дыхательной систем.

Согласно программе, разработанной Международным комитетом по

стандартизации тестов физической готовности, определение работоспо-

собности должно проходить по четырем направлениям:

1) медицинский осмотр;

2) определение физиологических реакций разных систем организма

на физическую нагрузку;

3) определение телосложения и состава тела в корреляции с физиче-

ской работоспособностью;

4) определение способности к выполнению физических нагрузок и

движений в комплексе упражнений, совершение которых зависит от раз-

ных систем организма.

Физическая активность. Один из важнейших факторов не только

сохранения, но и формирования здоровья; одновременно это и характери-

стика для субъективного самоконтроля здоровья.

Физическим развитием называют процесс изменения естественных

морфофункциональных свойств всего организма в течение индивидуаль-

ной жизни под влиянием комплекса факторов, одними из которых являют-

ся физическое воспитание и физическое самовоспитание. Внешними коли-

10


чественными показателями физического развития являются, например, из-

менения пространственных размеров и массы тела, качественно же физи-

ческое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменени-

ем функциональных возможностей организма по периодам и этапам его

возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических

качеств и общего уровня физической работоспособности.

Термин «физическое развитие» в антропометрической трактовке оз-

начает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, кото-

рые характеризуют в основном конституцию организма и поддаются отно-

сительно простому измерению (показателя роста, веса, окружности тела,

спирометрии, динамометрии и др.). Это сугубо специальное толкование

«физического развития», нужно отличать от сформированного выше опре-

деления, относящегося к процессу изменения форм и функций организма.

Когда же говорят не о процессе, а о признаках, характеризующих физиче-

ское состояние организма на том или ином этапе его физического разви-

тия, пользуются термином «Показатели физического развития».

Физическое развитие – это естественный процесс, поскольку он раз-

вертывается на природной основе, передаваемой по наследству, и подчи-

няется естественным законам. К ним относятся: закон взаимодействия на-

следственных тенденций развития и тенденций, определяемых условиями

жизни; законы взаимообусловленности функциональных и структурных

изменений (их единство и ведущая роль функциональных изменений по

отношению к морфологическим); постепенность и возрастная сменяемость

периодов развития (периоды поступательного развития сменяются перио-

дами относительной стабилизации форм и функций, затем наступают пе-

риоды инволюционных изменений) и др.

Однако действие этих естественных законов проявляется в зависимо-

сти от социальных условий жизни и деятельности человека, в силу чего его

физическое развитие обусловлено социально, причем в решающей мере.

В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влияющих

на физическое развитие, оно может приобретать различный характер – быть

всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным.

В это комплексное понятие «физическое развитие» входят такие

факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной

и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация

движений, мотивация и др.

На физическое развитие человека влияют наследственность, окру-

жающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта,

питание, физическая активность, занятия спортом.

11


Критерий физического развития. Сравнительная оценка физическо-

го развития индивида с помощью средних величин, зафиксированных у

близких по возрасту, полу, социальному составу людей.

Здоровье. Ценность, к которой необходимо стремиться. Благодаря ей

индивид или группа людей более полно реализуют свои ожидания и удов-

летворяют личные потребности, сами становятся более значимой общест-

венной ценностью. Характеризуется отсутствием болезней, физическим,

психическим, социальным благополучием.

Известно, что здоровье определяется не только наличием или отсут-

ствием заболеваний, но и гармоничным развитием, нормальным уровнем

основных физиологических показателей. Поэтому одним из основных на-

правлений в работе по укреплению здоровья средствами физкультуры яв-

ляется врачебное наблюдение за влиянием физкультуры и спорта на физи-

ческое состояние человека.

Оздоровление. Процесс, направленный на достижение, сохранение и

укрепление здоровья.

Физическое совершенство. Уровень физического развития, физиче-

ской подготовленности и здоровья, обеспечивающий оптимальное приспо-

собление человека к условиям жизни.

Спорт – обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов

физической культуры общества, исторически сложившийся в форме со-

ревновательной деятельности и специальной практики подготовки челове-

ка к соревнованиям. Иначе понятие «спорт» можно сформулировать по

Л.П. Матвееву и А.Д. Новикову как собственно соревновательная деятель-

ность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие от-

ношения и установления в сфере этой деятельности, её общественно зна-

чимые результаты, взятые в целом.

Слово спорт пришло в русский язык из английского и в переводе

означает – игра, развлечение. Это вносит разночтение (различное толкова-

ние) термина «спорт». Иногда физическая культура и спорт отождествля-

ются. Однако в специальной литературе понятия физической культуры и

спорта имеют четкие определения и трактуются как различные аспекты

деятельности.

Социальная ценность спорта заключается более всего в том, что он

представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов

физического воспитания, одну из основных форм подготовки к трудовой и

другим общественно необходимым видам деятельности, а, наряду с этим, и

одно из важных средств эстетического и этического воспитания, удовле-

12


творения духовных запросов общества, упрочнения и расширения интер-

национальных связей, способствует взаимопониманию, сотрудничеству и

дружбе между народами.

Особая действенность спорта как средства и метода физического

воспитания обусловлена соревновательным характером спортивной дея-

тельности, присущей ей направленности к возможно высоким результатам

и объективными закономерностями их достижения в процессе специаль-

ной подготовки (необходимая, углубленный, специальная, связанная с ис-

пользованием функциональных нагрузок, возрастающих вплоть до предела

и др.), а также особенностями организации и стимулирования спорта в об-

ществе (специфическая система поощрений за спортивные достижения). В

силу этого спорт, по сравнению с другими средствами и методами физиче-

ского воспитания, позволяет обеспечить наивысшую степень специализи-

рованного развития определенных способностей, умений и навыков.

Кроме обобщающего понятия «спорт» пользуются термином «вид

спорта», означающем вид соревновательной деятельности, который ха-

рактеризуется определенным предметом состязания, особым составом дей-

ствий и способов ведения спортивной борьбы (спортивной техникой и так-

тикой). Так, например, говорят о существовании многих видов спорта,

классификации видов спорта и т.д.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших

достижений. Массовый спорт ставит своей целью укрепить здоровье,

улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть.

Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные

возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое

развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работо-

способность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками,

приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической

культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных заня-

тий и тренировок.

Цель спорта высших достижений, или большого спорта, принципи-

ально отличается от цели массового. Это достижение максимально воз-

можных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных

соревнованиях.

Сегодня спорт высших достижений – пока единственная модель дея-

тельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование

почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных фи-

13


зиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет

не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей,

но и определить пути рационального развития и использования имеющих-

ся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и

общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

1.3. Контрольные вопросы к практическим занятиям

1. Дать определение понятиям: «физическая культура», «физическое

воспитание», «физическое образование».

2. Содержание понятия «физическое развитие».

3. Понятие «физическая работоспособность».

4. Физическая подготовка. Ее результаты.

5. Физическая нагрузка и энергозатраты.

6. Физическая культура, функции и виды.

7. Физическая культура личности.

8. Оздоровительно-реабилитационная и оздоровительно-рекреативная

физическая культура.

9. Определение термина «здоровье» и его содержание.

10. Задачи массового спорта и цель спорта высших достижений.

Лекция 2. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

План лекции

1. Состояние физического воспитания на современном этапе.

2. Формы физического воспитания.

3. Функции физического воспитания.

4. Цель, задачи и содержание физического воспитания.

5. Контрольные вопросы к практическим занятиям.

2.1. Состояние физического воспитания

на современном этапе

Современное физическое воспитание востребовано системой образо-

вания для создания оптимальных условий обучения и профессиональной

подготовки молодого поколения. Оно традиционно ответственно в системе

образования за физическое развитие и физическую подготовку молодого

14


поколения к изменяющимся условиям профессиональной деятельности,

воинской службы, быта. Физическое воспитание в системе образования

является фактором физического и духовного оздоровления подрастающих

поколений и молодежи.

Однако в последние годы наблюдается снижение результативности

системы физического воспитания. Оно проявляется в тенденции к увели-

чению контингента специальной и подготовительной медицинских групп,

снижению физической подготовленности молодежи призывного возраста к

службе в армии, в расхождении между вербальными показателями отно-

шения к физической культуре и реальной физкультурной деятельностью.

Эти тенденции обусловлены субъективными и объективными трудностя-

ми, которые переживает постсоветское общество.

К ним следует отнести: резкое ухудшение материально-технической

базы физического воспитания, падение престижа труда педагогов, отток

наиболее квалифицированных спортсменов за рубеж.

Физическое воспитание осуществляется в соответствии с общими и

специфическими для него закономерностями, принципами и правилами

педагогического процесса.

2.2. Формы физического воспитания

Основной формой физического воспитания в дошкольном, школь-

ном, профессиональном, высшем образовании являются обязательные

учебные занятия. В процессе таких занятий усваивается учебная дисцип-

лина «Физическая культура» – дидактическая структурная единица систе-

мы образования. Физическое воспитание осуществляется также в процессе

специального, семейного, внешкольного, дополнительного образования и в

процессе самовоспитания [11].

Основными социально значимыми результатами физического воспи-

тания являются физическая подготовленность и физическое развитие за-

нимающихся, знания, двигательные и методические умения, навыки и при-

вычки, необходимые для физического самовоспитания, формирования

здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К

результатам физического воспитания относятся также физическое и ду-

ховное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболева-

ниям, физическая реабилитация и рекреация.

В процессе физического воспитания создаются условия для нравст-

венного, эстетического воспитания, приобщения занимающихся к здоро-

15


вому образу жизни. В результате физического воспитания занимающиеся

получают обязательное общее физкультурное образование. Оно должно

обеспечивать их подготовку к трудовой и служебной деятельности, семей-

ной жизни, физическому самовоспитанию, формированию здорового об-

раза жизни, использованию физической культуры после окончания обяза-

тельных занятий.

Вместе с тем многие социально значимые результаты физического

воспитания достигаются лишь частично. Специфика физического воспита-

ния наиболее наглядно проявляется в физической подготовке – воздейст-

вии на телесность человека. Поэтому одним из таких результатов, отра-

жающих основную функцию физического воспитания, является физиче-

ская подготовленность юношей и мужчин к выполнению конституционно-

го долга – службе в армии, девушек и женщин – к труду и семейной жизни.

Уровень физической подготовленности, отвечающий требованиям

армии, обеспечивает успешную адаптацию молодых людей к условиям

всех видов профессиональной деятельности. Однако он оказывается не-

доступным значительной части выпускников средних и высших учебных

заведений. Как недостаточный может быть оценен уровень физической

подготовленности девушек и женщин.

2.3. Функции физического воспитания

Функция физического воспитания не ограничивается только физиче-

ской подготовкой. Её результат – физическая подготовленность быстро ут-

рачивается после завершения обязательного физического воспитания, если

человек не занимается самостоятельно. Поэтому в процессе физического

воспитания должны быть заложены основы пожизненных занятий физиче-

ской культурой. Одной из основных задач физического воспитания являет-

ся формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствова-

ния. Вместе с тем с возрастом мотивация занятий физическими упражне-

ниями снижается. Самостоятельно после окончания учебного заведения

продолжают заниматься единицы. Это свидетельствует о проблеме форми-

рования мотивации физкультурных или спортивных занятий.

Физическое воспитание должно обеспечить формирование разносто-

ронне развитой личности, способной успешно адаптироваться физически к

быстро изменяющимся условиям жизни. Несмотря на это возможности его

разностороннего воздействия используются, как правило, только частично.

Это является следствием исторически сложившегося узко утилитарного

16


подхода к физическому воспитанию, только как к средству физической под-

готовки молодежи. Необходимость решения образовательных, воспитатель-

ных, оздоровительных и других задач при этом, как правило, признается.

Однако норматив, отражающий уровень физической подготовленности, ос-

тается основным критерием эффективности физического воспитания.

Абсолютизация одного из многих критериев эффективности физиче-

ского воспитания явилась источником проблемы, так называемого, «нор-

мативного подхода». Её суть заключается в том, что выполнение нормати-

ва становится приоритетной целью физического воспитания. Цель физиче-

ского воспитания при нормативном подходе смещается с личности учаще-

гося на норматив. Содержание физического воспитания формируется с

учетом приоритетной цели. Круг средств, необходимых для её выполне-

ния, ограничивается. Возможность разностороннего воздействия физиче-

ского воспитания на личность занимающегося соответственно снижается.

В результате учащиеся и студенты не получают знаний, двигатель-

ных и методических умений и навыков, необходимых для формирования

здорового образа жизни средствами физической культуры. Они оказыва-

ются неподготовленными к самостоятельному использованию средств

физической культуры с целью поддержания физических кондиций, само-

оздоровления, саморазвития, самоформирования нравственного сознания

и нравственного поведения средствами физической культуры т. д. «Физи-

ческая культура» выпадает в этом случае, как учебная дисциплина, из об-

разовательного и воспитательного пространства средних и высших учеб-

ных заведений.

В то же время физическое воспитание должно иметь систему ориен-

тиров сформированности физической культуры личности. В их числе нор-

мативы физической подготовленности должны быть одним из основных

факторов, мотивирующих физическое воспитание и самовоспитание. Все

это порождает целый ряд проблем, требующих своего решения вначале на

уровне концептуальных подходов, а затем на практике.

Одной из главных проблем, которую в комплексе с другими соци-

ально-экономическими факторами призвано решать физическое воспита-

ние, является укрепление здоровья дошкольников, учащихся и студентов.

В настоящее время сохраняется тенденция увеличения контингента уча-

щихся и студентов, отнесенных к специальной и подготовительной меди-

цинским группам. Для решения этой проблемы необходимо активное

включение учащихся и студентов в процесс здравоохранения и здравосо-

зидания. Педагогическое решение данной проблемы заключается в том,

17


что в процессе физического воспитания учащемуся и студенту необходимо

помочь сделать правильный выбор в пользу здравосозидания и здравосо-

хранения и научить самостоятельно реализовать его.

На здоровье более полумиллиона учащихся и студентов, проживаю-

щих в неблагоприятных экологических условиях и, особенно, на террито-

риях, загрязненных радионуклидами, все в большей мере сказываются раз-

рушительнее генетические последствия этих условий. Они приводят к рос-

ту числа учащихся и студентов с серьезными отклонениями в состоянии

здоровья. Однако для этой группы дошкольников, учащихся и студентов

нет дифференцированных программ и учебных требований, учитывающих

состояние их здоровья и условия проживания.

Практическими проблемами, лежащими за пределами концептуаль-

ных подходов, но существенно осложняющими их реализацию, являются

проблемы врачебного контроля за здоровьем детей и учебным процессом

по физическому воспитанию. Учебная дисциплина «Физическая культу-

ра», должно стать действенным фактором физического и духовного оздо-

ровления, формирования здорового образа жизни детей дошкольного воз-

раста, учащихся и студентов. В соответствии с этим человек должен рас-

сматриваться как высшая ценность общества и государства. Эта норма за-

ложена в Конституции Республики Беларусь. Физическое воспитание

должно способствовать, возможно, полной её реализации. Но для этого не-

обходимо привести физическое воспитание в соответствие с системой гу-

манистических ценностей.

Конкретным механизмом гуманизации физического воспитания яв-

ляется сохранение традиционных гуманистических приоритетов отечест-

венной системы физического воспитания, не потерявших актуальности в

наше время. К ним относятся всестороннее гармоническое развитие лич-

ности, оздоровительная направленность, прикладное направление физи-

ческого воспитания и другие. Но они должны быть наполнены современ-

ным содержанием. Одновременно необходимо формировать новые при-

оритеты, учитывающие современную социокультурную ситуацию и пер-

спективы её развития.

Одним из важных традиционных приоритетов физического воспита-

ния является учет физкультурных и спортивных интересов личности.

Обычно под этим понимают предоставление учащемуся возможности за-

ниматься любимым видом спорта или изучать интересную для него систе-

му физического воспитания и т.д. В современных условиях подразумевает-

ся необходимость соответствия физического воспитания основным компо-

18


нентам физкультурного интереса. Физическое воспитание должно быть

эмоционально насыщенным (эмоциональный компонент), приносить по-

лезные для занимающегося результаты (рациональный компонент), удов-

летворять его потребность в самопознании (гностический компонент), вы-

зывать чувство естественного удовольствия от двигательной деятельности

(гедонический компонент).

Важным условием эффективности физического воспитания является

его соответствие индивидуально-возрастным особенностям занимающихся.

Согласно традиционным подходам, учитывались возрастные особенности

физического развития и физической подготовленности. В контексте совре-

менных представлений о личности их необходимо учитывать в единстве с

духовными и физическими особенностями развивающегося индивида.

В недалеком прошлом были разрушены существовавшие многие го-

ды социальные гарантии, обеспечивавшие какой-то уровень защиты лич-

ности, в том числе и в сфере физической культуры. Процесс их восстанов-

ления зависит от многих социально-экономических факторов и поэтому

потребует длительного времени. Единственной гарантией поддержания

своего физического состояния, укрепления здоровья средствами физиче-

ской культуры, продления творческого долголетия на этот период является

способность человека сделать это самостоятельно. Поэтому, не умаляя зна-

чимости рассмотренных приоритетов, центральной идеей и главным при-

оритетом физического воспитания является его ориентация на физкуль-

турное образование.

Становление саморазвивающейся личности является очередным

приоритетом физического воспитания. Оно должно осуществляться на ос-

нове полноценного, физкультурного образования и усвоения гуманистиче-

ских ценностей, мотивирующих физическое самосовершенствование.

Следующий приоритет – оздоровительная направленность физиче-

ского воспитания – тесно связан с тремя предыдущими, является их след-

ствием. Активное и методически обоснованное отношение человека к сво-

ему физическому саморазвитию и поддержанию своих физических конди-

ций является одним из основных условий оздоровительного эффекта фи-

зического воспитания.

2.4. Цель, задачи и содержание физического воспитания

Обязательным условием формирования физической культуры лич-

ности является активная творческая деятельность учащегося или студента

как ее субъекта. Но деятельность может быть активной только при нали-

19


чии положительной мотивации. Она должна формироваться на основании

совпадения цели и результатов деятельности с интересами личности, ее

потребностями. Поэтому мотивационный блок является обязательным

элементом содержания физического воспитания.

В зависимости от конкретных условий и субъекта физкультурной

деятельности он может включать определенные идеалы, стандарты физи-

ческого развития, физической подготовленности и поведения, ценностные

ориентации, отношения между учащимися или студентами, их отношения

с родителями, преподавателями, спортивными судьями, болельщиками и

др., но основной фактор мотивации – содержание физического воспитания

и способ его реализации.

Содержание физического воспитания должно быть актуальным для

личности. Это значит, что оно должно формироваться с учетом возрастно-

половых особенностей, профилироваться на доминантные в данном воз-

расте потребности. В системе профессионального и высшего образования

должны учитываться требования к физической культуре личности, приоб-

ретаемой субъектом профессии.

Формирование физической культуры личности связано с гуманисти-

ческими ценностями, обеспечивающими укрепление здоровья, сохранение

и продление жизни человека. В основе этого утверждения лежит представ-

ление о том, что для внутреннего мира человека характерна постоянная

духовно-интеллектуальная активность, которая является побудительной

причиной его деятельности. Одним из необходимых, существенных и не-

отъемлемых свойств такой активности являются жизненные смыслы – зна-

чения, обозначающие базовые ценности, на овладение которыми направ-

лена та или иная деятельность. Жизненные смыслы отвечают на вопрос: во

имя чего совершается та или иная деятельность. Одновременно они явля-

ются мотивами-целями, выполняющими функцию конечного выбора цело-

стной деятельности.

Гуманистические базовые ценности, как жизненные смыслы, имеют

основания, как в нашем сознании и подсознании, так и в окружающей нас

природной и социальной среде. Они являются системообразующими нача-

лами деятельности не только для себя, но и для семьи, общества, Родины.

При условии направленности цели деятельности на овладение гуманисти-

ческими базовыми жизненно-важными для индивида ценностями, она ста-

новится не только системообразующим, но и смыслообразующим факто-

ром, мотивирующим деятельность.

20


Физическая культура личности как одна из сторон культуры и фак-

тор, влияющий на поведение, связана со здоровым образом жизни. Она

включает в себя систему мотивов, ценностных ориентаций, знаний, умений

и навыков, видов деятельности, определяющих отношение человека к здо-

ровью как ценности. Как фактор, влияющий на поведение человека, физи-

ческая культура личности отражается по-разному на отношение человека к

различным сторонам своей жизнедеятельности. В зависимости от степени

сформированности физической культуры личности и ориентации на здоро-

вье её влияние на здоровый образ жизни может быть выражено в большой

или меньшей мере. Важным фактором в этом случае является система ак-

туальных потребностей личности.

Определяя цель физического воспитания, необходимо исходить из

того, что она должна быть гуманистической, конкретной, оптимистиче-

ской, реальной. Она должна ориентировать на физическое самосовершен-

ствование, быть достаточной для удовлетворения запросов личности и об-

щества в разностороннем развитии, укреплении здоровья, профилактике

заболевания, формировании здорового образа жизни с помощью физиче-

ской культуры.

Цель должна ориентировать физическое воспитание на формирова-

ние у дошкольников, учащихся и студентов положительных мотивов физ-

культурных или спортивных занятий, способностей к организации здоро-

вого образа жизни. Включаясь в учебную деятельность, дети, учащиеся,

студенты изучают физкультурные знания, усваивают методические и дви-

гательные умения и навыки, повышают уровень функциональных возмож-

ностей. В результате у них формируется физическая культура личности –

органическое единство мотивов физкультурных или спортивных занятий,

необходимых для них знаний, методических и двигательных умений, на-

выков, физической подготовленности. Обязательным условием физиче-

ской культуры личности является включенность человека в активную физ-

культурную или спортивную деятельности.

Уровень физической культуры личности определяет отношение за-

нимающихся к физическому воспитанию и самовоспитанию. От уровня

сформированности физической культуры личности в значительной мере

зависит самостоятельное использование средств физической культуры для

физического самосовершенствования, формирования и поддержания здо-

рового образа жизни. Поэтому целью физического воспитания является

формирование у занимающихся физической культуры личности [2].

21


Формирование физической культуры личности достигается в резуль-

тате решения воспитательно-образовательных, оздоровительных и при-

кладных задач физического воспитания.

Воспитательно-образовательные задачи направлены на формиро-

вание устойчивых мотивов физического воспитания и самовоспитания,

обучение знаниям, методическим и двигательным умениям и навыкам,

воспитание физических качеств, формирование личностно и социально

значимых черт характера творческого отношения к физическому воспита-

нию и самовоспитанию.

Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья и

профилактику заболеваний, содействие правильному физическому разви-

тию, повышение с помощью средств физической культуры умственной ра-

ботоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной на-

грузки на психику занимающихся, обусловленного напряженным режимом

обучения.

Прикладные задачи направлены на обучение умениям и навыкам со-

трудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний,

умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедея-

тельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребы-

вания на природе, в быту, экологически неблагоприятных условиях. К

прикладным задачам относится:

– формирование (у учащихся старших классов и студентов) мотивов

повышения общей физической подготовленности к будущей профессио-

нальной деятельности;

– подготовка юношей (учащихся старших классов и студентов) фи-

зически и психологически к службе в вооруженных формированиях, соз-

данных в соответствии с Конституцией Республики Беларусь;

– подготовка организма к трудовой деятельности, семейной жизни.

Важными прикладными задачами физического воспитания являются

обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности

учащихся ПТУ, средних и высших учебных заведений к будущей профес-

сиональной деятельности.

Цель физического воспитания конкретизируется задачами, сформу-

лированными с учетом этапов онтогенеза и функций различных структур-

ных элементов образования. В соответствии с целью и задачами формиру-

ется содержание физического воспитания. Нормативной и программной

основой его содержания является Государственный физкультурно-

оздоровительный комплекс (далее «Комплекс»), разработанный в соответ-

22


ствии с изложенными концептуальными основами физического воспита-

ния для всех половозрастных групп населения от 7 до 60 лет. Современный

социальный заказ физическому воспитанию находит отражение в Ком-

плексе с учетом возрастно-половых особенностей этноса.

В Комплексе отражены задачи физического воспитания, обуслов-

ленные его основными функциями, как компонента физической культуры.

Система задач физического воспитания, уровни оценки физической подго-

товленности и шкалы оценки гармоничности физического развития явля-

ются программной и нормативной основой преемственности содержания

физического воспитания в онтогенезе.

Содержание образовательных стандартов конкретизирует социаль-

ный заказ с учетом функций и целевых установок структурных элементов

системы образования. Государственные программы физического воспита-

ния дают его содержательную развертку.

2.5. Контрольные вопросы к практическим занятиям

1. Основные формы физического воспитания в дошкольном, школь-

ном, профессиональном, высшем образовании.

2. Физическое воспитание в системе образования.

3. Основные функции физического воспитания.

4. Механизм гуманизации физического воспитания.

5. Формирование личности в процессе физического воспитания.

6.Содержание физического воспитания.

7. Цель и задачи физического воспитания.

8. Понятие, цель и виды деятельности.

Лекция 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

План лекции

1. Вопросы физического воспитания в работах ученых и педагогов

конца ХIХ начала ХХ веков.

2. Вклад физиологов в обоснование физического воспитания.

3. Вопросы физического воспитания в первые годы Советской власти.

4. Развитие физкультурного движения.

5. Контрольные вопросы к практическим занятиям.

23


3.1. Вопросы физического воспитания в работах ученых

и педагогов конца ХIХ начала ХХ веков

Во второй половине XIX века в России проблемам физического воспи-

тания большое внимание уделяли многие ученые и выдающиеся педагоги.

Активно выступал по этому вопросу русский хирург Н.И. Пирогов.

Известно, что после поражения в Крымской войне генералитет русской

армии в 1856 г., убедившись во время боевых операций в непригодности

действовавшей в армии системы физического воспитания, принял решение

отказаться от нее и перейти на новую систему. В этом же году

Н. И. Пирогов обратился к правительству с просьбой организовать в Рос-

сии институт по подготовке специалистов для преподавания гимнастики,

применение которой он считал необходимым для «...сообщения телу гиб-

кости или ловкости в движениях». В своем отзыве о первом проекте орга-

низации указанного института он писал: «История, естествознание, опыт и

здравый смысл, очевидно, убеждают нас в мощном действии тела, укреп-

ленного упражнениями, на нравы и дух народа. Польза применения гимна-

стики к делу военному, к лечению различных болезней сделалась делом,

слишком очевидным для каждого». Большая заслуга Н. И. Пирогова за-

ключается в том, что он поставил вопрос о необходимости применения в

школах научно обоснованной системы физического воспитания, которой

тогда в России не существовало [17].

Много внимания уделил этому вопросу и выдающийся педагог

К.Д. Ушинский. Он впервые доказал большую значимость физического

воспитания в общем воспитании. Большое значение К. Д. Ушинский при-

давал физическому труду в процессе обучения в школе. В его исследова-

ниях мы находим такие слова: «…физический труд необходим для разви-

тия и поддержания в теле человека физических сил, здоровья и физических

способностей».

Приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и

воспитания человека принадлежит К.Д. Ушинскому. Его мысль сводилась

к тому, что процессу образования и воспитания человека должно предше-

ствовать всестороннее изучение его. Педагогический процесс должен по-

стоянно базироваться на физиологии и психологии. Педагог, не знающий

этих дисциплин, «не может научно обоснованно осуществлять сложный

процесс воспитания. Научно обоснованное воспитание во много раз эф-

фективнее будничного воспитания. Оно позволяет ребенку получить го-

раздо больше знаний, освобождает «засорение» его ума ненужными сведе-

ниями». Он критиковал тех педагогов, которые радовались тому, что из ста

24


сведений, полученных учеником, лишь одно остается в памяти. Его мысль

сводилась к тому, что человек должен получать только необходимые ему

сведения, которые он должен усвоить. «Не умея обращаться с памятью че-

ловека, – писал он, – мы утешаем себя мыслью, что дело воспитания –

только развить ум, а не наполнять его сведениями; но психология обличает

ложь этого утешения, показывая, что самый ум есть не что иное, как хо-

рошо организованная система знаний».

Весь процесс умственного воспитания для него виделся в неразрыв-

ной связи с физическими упражнениями, причем между двумя этими про-

цессами должна быть установлена закономерная смена видов деятельно-

сти. Физические упражнения должны быть на каждом уроке, отчего умст-

венная деятельность станет еще более эффективной. Поэтому физическое

воспитание для него не самоцель, а элемент в общем гармоническом вос-

питании человека. Физические упражнения не только укрепляют костную,

мышечную и нервную системы, помогают человеку лучше владеть и

управлять своим телом, но и вырабатывать волю и укреплять память.

Пожалуй, мало кто до него пытался соединить физическое воспита-

ние с эстетическим. Он считал это единым процессом и хотел увидеть в

физическом воспитании элементы эстетики, а эстетическое воспитание ис-

пользовать и в физическом воспитании. Вот как звучат его слова по этому

поводу: «Я думаю, что эстетически действовать прямо на детей – трудно и

что надобно взрослых образовать эстетически. Статуи, картины, природа

действуют скорее на взрослых, а они уже вносят это влияние в жизнь, в сло-

ва, в телодвижения, в домашний круг, в одежду, в обращение с детьми – и

уже в этой форме дети воспринимают изящное».

Неоднократно К. Д. Ушинский подчеркивал, что при физическом

воспитании необходимо использовать богатый кладезь народных игр, наи-

более доступных детям. Он был убежден, что игры не только способству-

ют физическому развитию детей, но и укрепляют их здоровье. Однако

К.Д. Ушинский был далек от превращения учебы в сплошные игры. Речь

шла лишь о разумном использовании их в общем процессе воспитания.

После занятий за партой игры должны, по его мнению, дать возможность

подвигаться, отдохнуть от умственного напряжения. Особенно он реко-

мендовал их между умственными занятиями.

Однако особая роль в разработке вопроса о значимости игр в физи-

ческом воспитании принадлежит крупному педагогу Е.А. Покровскому.

Само изучение игр он рассматривал как важное условие в общем приобре-

тении знаний. Ряд его работ посвящен доказательству того, что в процессе

25


физического воспитания необходимо более широко использовать народ-

ные подвижные игры. Это было не случайным, так как в конце XIX века

те, кто отвечал за воспитание детей в России, пытались насаждать в шко-

лах западноевропейские игры. С этой целью Е. А. Покровский даже издал

специальную книгу «Детские игры, преимущественно русские (в связи с

историей, этнографией, географией и гигиеной)», в которой описал неис-

черпаемый источник игр многих народов России. Игры он ассоциировал с

работой. При помощи их, по его мнению, дети могут приобретать трудо-

вые навыки, которые впоследствии им пригодятся в жизни.

Таким образом, физическое воспитание Е.А. Покровский рассматри-

вал как важную основу умственного и нравственного воспитания, и, в ко-

нечном счете, физическое воспитание являлось средством подготовки лю-

дей к труду. Оно должно строиться на народных принципах, отвечать ин-

тересам народа и быть понятным ему. Физическое воспитание, кроме того,

должно основываться на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: