Глава первая

РАСПОЗНАВАНИЕ

МОТИВОВ.

ТРЕНИНГ

НАБЛЮДЕНИЯ

Ни один человек в мире не делает что-то просто так. В основе каждого пос­тупка лежит мотив; каждое действие имеет свою цель. Что заставляет человека действовать? Целый комплекс причин, в пер­вую очередь, характер и обстоятельства. Ха­рактер определяется генотипом - тем, что человек унаследовал от родителей, и фено­типом — суммой обстоятельств, при которых человек воспитывался и рос. Человек посто­янно попадает в разные ситуации, которые могут создаваться им самим, или же

Стр.20

складываться случайно, под влиянием независящих от человека внешних факторов. Каждая ситу­ация, в которую мы попадаем, заставляет нас делать выбор и совершать поступки. Но вы­бор этот не является одинаковым для разных людей. В зависимости от нравственных уста­новок, жизненных целей (долгосрочных и си­юминутных), эмоционального настроя раз­ные люди делают разный выбор. Жизнь — это непрерывное взаимодействие обстоятельств и выборов.

Сцена — это микромодель мира. Значит, здесь тоже существует связь обстоятельств и выборов. На первый взгляд, кажется, что ни у актеров, ни у режиссера особого выбо­ра нет: обстоятельства предложены автором, а поступки персонажа прописаны в сценарии. Однако это не совсем так. Один и тот же пос­тупок персонаж может совершить, исходя из разных целей, делая разные выборы. Так, как это происходит в жизни.

«По существу, в современном театре ос­новным свойством создаваемого характера должен стать особый, индивидуальный стиль мышления, отношения героя к миру, выра­женный через определенный способ думать» [4].

Два разных человека в одинаковых обсто­ятельствах могут поступить одинаково;

Стр.21

однако мотив и выбор одного будет коренным образом отличаться от мотива и выбора дру­гого. В жизни это происходит естественным путем; люди не задумываются, кто и как пос­тавил их в эти обстоятельства и перед этим выбором.

Психолог А. Г. Маклаков писал:

«Побудительными причинами деятельнос­ти человека являются мотивы—совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направ­ленность деятельности. Именно мотив, побуж­дая к деятельности, определяет ее направ­ленность, т. е. определяет ее цели и задачи» [16].

Актер обязан задумываться над тем, что толкает его персонажа на совершение имен­но этого действия в этих обстоятельствах. Но чтобы понять психологию персонажа, надо иметь навык распознавания мотивов, кото­рыми руководствуются люди в своих выбо­рах и поступках.

«...первой и главной задачей режиссера является неустанное, каждодневное изучение жизни.—писал Товстоногов. — Надо знать все. Надо не только научиться видеть реальные факты, но и уметь сопоставлять их, открывать внутренние причины поступков людей» [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: