Стадии подготовки и осуществления нововведения

Процесс нововведения является многостадийным, на каждой стадии кото­рого производится выбор наиболее рационального варианта. В рамках мене­джмента инноваций анализируются и решаются такие проблемы и задачи.

1. Исследование рынка новых продуктов: потребность, емкость рынка, эластичность ожидаемого спроса по цене продукта, предпочтений продукта в отношении его качественных параметров, условий его поставки и обслужива­ния с учетом целей, взаимозаменяемости нового продукта с другими продук­тами и услугами и т. п. Выбор целевых сегментов рынка для нового продукта и его модификаций, а также стратегии продвижения продукта к потребите­лям: выработка методов ознакомления их с продуктом; сертификация про-

34 — 5-1823


530 Глава 16

дукта; реклама; работа с клиентом; определение пропорций в ориентации на первичные или вторичные покупки продукта.

2. Прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цик­ла нового продукта. На этой основе принимаются решения о размере и ха­рактере создаваемых под продукт производственных мощностей, оптималь­ном объеме капитальных вложений, методах амортизации специального тех­нологического оборудования, о выборе между покупкой либо арендой обору­дования, типах и сроках трудовых контактов для привлекаемых работников, о глубине их переквалификации и т. д. Сегодня в качестве основы прогнози­рования все чаще используется сценарий, который представляет собой описа­ние будущих обстоятельств.

3. Определение способов продажи нового продукта. Выбор посредников того или иного типа, организация фирменной торговли, продажа через опто-во-торговые предприятия и прочее.

4. Исследование конъюнктуры рынков необходимых ресурсов для произ­водства и продажи нового продукта. Доступность этих ресурсов, прогнозиро­вание мер стабильности выявленной конъюнктуры, возможного ее ухудше­ния, удорожания ресурсов и т. п.

5. Поиск субподрядчиков на освоение и поставку требующихся для ново­го продукта комплектующих изделий, оборудования и оснастки. При необ­ходимости — изыскание специфических способов стимулирования таких субподрядчиков: включение их в долю, создание совместных предприятий, заключение договоров о партнерстве и т. п.

6. Анализ патентной чистоты нового продукта, сопоставление способов ее обеспечения. Приобретение лицензий, повторная разработка и получение параллельных патентов, прямая имитация с риском судебной ответственно­сти и возмещения ущерба, планирование методов и плотности защиты нового продукта (получение большего или меньшего числа патентов в разных стра­нах, засекречивание, вхождение в инновационные центры, пулы).

7. Проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по по­воду разработки и освоения технически сложного и/или рискового продукта.

8. Комплексный анализ затрат, объемов производства и продаж нового продукта с целью планирования оптимальных (в краткосрочном и долго­срочном плане) объемов выпуска, продажных цен и контрольных цифр по ценам закупки ресурсов и операционным расходам.

9. Оценка эффективности и планирования инновации как инвестицион­ного проекта с использованием критериев настоящей ценности инновации, нормы отдачи и срока окупаемости капитальных вложений.

10. Анализ технических и коммерческих инновационных рисков, опреде­ление методов их минимизации и страхования.

11. Выбор организационной формы создания, освоение и размещения на рынке нового продукта (планирование, бюджетирование и мониторинг инно­вационного проекта, внутренний или внешний венчур, приобретение фирмы-инноватора).


Менеджмент инновационной деятельности



12. Анализ целесообразности и планирования наиболее адекватных форм передачи технологий в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта (лицензии, транс­ферты дочерним фирмам, откомандирование специалистов, выдача либо вы­полнение заказов на исследование и разработки, научно-техническое сотруд­ничество и др.).

Применительно к процессным инновациям (новым технологическим про­весам, формам организации труда) менеджмент инноваций решает аналогич­ные проблемы и практические задачи с той лишь разницей, что здесь опреде­ляющим фактором является не создание нового продукта, нового рынка, а возможность с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта.

Для этого менеджменту предприятия необходимо знать в совершенстве и умело использовать или "нейтрализовать" в своей практической деятельно­сти систему факторов, оказывающих содействие инновационной деятельно­сти или сдерживающих ее (см. табл. 33).

Таблица 33. Группы факторов, оказывающих содействие или сдерживающих инновационную деятельность предприятия

Содействуют Сдерживают
   
Технико-экономические
Наличие резервов финансовых и мате­риально-технических средств Наличие необходимой научно-технической и хозяйственной инфраструктуры Проведение маркетинговых исследова­ний Материальное поощрение инновацион­ной деятельности Отсутствие или нехватка средств Финансирование инновационных проектов Высокие кредитные ставки Высокий уровень инфляции Высокий экономический риск Отсутствие спроса на продукцию Отсутствие экспериментальной базы Сложности с сырьем и материалами Доминирование текущих интересов Доминирование производства и т. д.
Правовые
Законодательные мероприятия, стиму­лирующие инновационную деятельность Законодательные ограничения по нало­гам, патентам и лицензированию, амор­тизации
Организационно-управленческие
Гибкость организационных структур Бюрократические организационные структуры

34*



Глава 16


Окончание табл. 33

   
Демократический стиль управления Индикативность планирования, децент­рализация, автономность, формирование целевых, проблемных групп Консервативность иерархических принципов построения организаций Ведомственная замкнутость Сложность межотраслевого и межрегио­нального взаимодействия Ориентация на старые рынки Ориентация на краткосрочную окупаемость Сложность согласования интересов участников инновационных процессов
Социально-психологические
Моральное поощрение Обеспечение возможности самореализа­ции Уважение к творческому труду Сопротивление изменениям, которые могут привести к изменению статуса Страх неопределенности, боязнь наказа­ния в случае неудачи Нежелание менять традиционные спосо­бы деятельности, стереотипы поведения
Профессиональная подготовка кадров
Наличие системы повышения квалифи­кации и переподготовки Наличие системы материального поощре­ния и продвижения по служебной лест­нице Отсутствие или низкий уровень профес­сиональной базовой подготовки Отсутствие системы переподготовки и повышения квалификации Отсутствие условий для участия в твор­ческой научной деятельности Низкий уровень работы с кадрами Отсутствие системы стимулирования профессионального роста

Существенным сдерживающим фактором инновационной деятельности является отсутствие или недостаток средств на финансирование инновацион­ных проектов. Инновации и инвестиции — это две неразрывно связанные сферы экономической деятельности, больше всего страдающие от экономи­ческого кризиса. В то же время выход из экономического кризиса невозмо­жен без осуществления активной инновационно-инвестиционной деятельно­сти, направленной на радикальное обновления производства на принципи­ально новой научно-технической, а затем и конкурентоспособной основе.

Основным в менеджменте инноваций выступает подход к инновациям с позиции рыночной перспективности, т. е. экономической эффективности.


Менеджмент инновационной деятельности



16.3. Выбор инвестиционного проекта

Необходимость выбора оптимального варианта капиталовложений возни­кает перед каждым предприятием, фирмой. Капиталовложения реализуются посредством разработки и осуществления конкретных инвестиционных про­ектов, которые должны систематически анализироваться, чтобы высшее ру­ководство могло определить их полезность. Хотя для инвестиционных про­ектов детали не столь важны, существует несколько важнейших вопросов относительно цели и эффективности инвестиций. К главным из них относят­ся следующие: какую цель преследует проект? какое воздействие окажет про­ект на текущую и прогнозируемую деятельность компании? как изменится организационная структура? как скоро будет достигнута полная эффектив­ность? обладает ли компания необходимым опытом для реализации возмож­ностей, создаваемых проектом? какого рода опыт необходим для реализации проекта? возможные риски и возможность их сокращения?

При этом определение рационального варианта использования инвести­ционных средств предприятия является частным случаем проблемы выбора оптимального решения. Данная проблема в каждом конкретном случае пред­ставляет собой последовательность решения следующих задач:

— выбор критерия оптимальности (прибыль, прибыльность, доля рынка, расширение ассортимента, благополучие, качество продукции, потребительс­кие услуги и др.);

— математическая интерпретация целевой функции и ограничивающих условий;

— выбор метода расчета при разработке алгоритма для установления эк­стремальных значений целевой функции;

— установление диапазона оптимальных значений (решений) исходя из погрешностей как исходных данных, так и расчетных зависимостей;

— выбор рекомендуемого решения из оптимального диапазона. Успешный выбор объекта инвестирования в условиях динамично изменяющейся рыноч­ной среды предполагает соответствующие маркетинговые исследования, резуль­таты которых должны быть положены в основу как выработки стратегии ин­вестиционной деятельности предприятия, так и выбора конкретного инвести­ционного проекта.

Характерным для разработки каждой из задач является их многовариант­ность. Например, при решении первой задачи главным является вопрос, ка­кой по величине принимать критерий: относительный или абсолютный. В большинстве случаев предпочтение отдается таким относительным показа­телям как, например, удельные приведенные затраты; интегральный показа­тель качества; равноценный критерий; показатель суммарных затрат на еди­ницу продукции; показатель экономической эффективности капиталовложе­ний, рыночные критерии как норма прибыли, темпы прироста продукции и дохода и др. Абсолютным же показателем критерия выбора оптимального



Глава 16


решения является экономический эффект. Следует заметить, что оптималь­ные значения анализируемых параметров по достижению экстремума отно­сительных (удельных) показателей и абсолютного показателя эффекта, в об­щем не совпадают.

Обычно процесс принятия решения о долгосрочных инвестициях включа­ет этапы: разработки проекта, анализа затрат и прибыли проекта, оценки его относительных преимуществ и выбора проекта для реализации.

Одним из первых вопросов, с которым сталкивается менеджер при оцен­ке инвестиционного проекта, является определение "точки безубыточности". Менеджер должен знать точно, какую прибыль предлагаемый проект прине­сет, по крайней мере, он должен быть уверен, что реализация проекта не при­несет убытка. Уровень продаж, при котором полные доходы равны полной себестоимости (а чистая прибыль равна нулю) называется точкой безубы­точности. Менеджеру требуется установить количество единиц продукции, которое фирма должна продать, чтобы обеспечить безубыточность.

Итак, в точке безубыточности выручка от продаж (ВП) должна быть рав­на полной себестоимости продукции (ПС):

ВП = ПС.

При анализе безубыточности полная себестоимость исчисляется как сум­ма постоянных и переменных затрат на производство, а также процентных и налоговых платежей. При этом процентные платежи трактуются как часть постоянных издержек, поскольку их величина не зависит от количества про­данных товаров. Налоговые же платежи понимаются как часть переменных издержек, так как они зависят от размера прибыли, который, в свою очередь, зависит от количества проданных товаров.

Выручку от продаж можно определить как произведение продажной цены товара Р на количество проданных единиц товара X:

ВП^РХ.

Полная себестоимость, как известно, складывается из постоянных и пере­менных издержек. Последние вычисляются как произведение переменных издержек на единицу продукции и на количество проданных единиц товара. Таким образом:

ПС = СС + YX,

где СС — постоянные издержки;

Y — переменные издержки на единицу товара. Подставляя их значение в первое уравнение, получаем:

РХ = СС + YX, отсюда,

СС

X(P-Y) = СС; X =.

P-Y


Менеджмент инновационной деятельности



Фирма ничего не потеряет и не получит прибыли, если продаст X ед. товара.

Рассмотрим пример расчета точки безубыточности. Исходные данные: Затраты на реализацию проекта, грн


Содержание завода

Расходы на рекламу

Зарплата управленческого персонала

Процентные платежи




Итого:


постоянные расходы


2 000


Зарплата в расчете на единицу товара Стоимость материалов на единицу товара Торговые издержки на единицу товара


Итого:


переменные издержки на единицу товара Продажная цена за единицу товара


15 20


Рассчитаем величину уровня безубыточности:
СС 2 000 000

20 - 15

400 000 ед.


Объем продаж свыше 400 000 ед. будет приносить чистую прибыль, в то время как продажи ниже этого уровня обернутся для фирмы чистыми убыт­ками. Теперь отметим положение точки безубыточности на графике (рис. 59). Отложим на горизонтальной оси количество проданных товаров, а на верти­кальной — валовую выручку и себестоимость.

Рис. 59. График определения точки безубыточности



Глава 16


Линия постоянных издержек пройдет параллельно горизонтальной оси, так как постоянные издержки и количество проданного товара никак между собой не связаны. Для любого количества произведенного товара эти издерж­ки остаются неизменными.

Переменные издержки, напротив, увеличиваются на 15 грн с каждой до­полнительно проданной единицы. И чтобы получить полные издержки (себе­стоимость), необходимо к постоянным издержкам (2 тыс. грн) добавлять по 15 грн на каждую проданную единицу. Вот почему линия полных издержек начинается на графике с точки, соответствующей 2 тыс. грн на вертикальной оси. Это соответствует тому положению, что если в фирме нет продаж, то нет и переменных издержек. А по мере роста числа продаж (движение вправо по горизонтальной оси) линия себестоимости движется вправо-вверх, с приро­стом 15 грн по вертикальной оси на каждую проданную единицу по горизон­тальной оси.

Валовая выручка (объем продаж) также прямо связана с количеством проданного товара. В нашем примере валовая выручка увеличивается на 20 грн с каждой проданной единицей товара. Наносим линию валовой выручки, начав отсчет с 0 на обеих осях (нет продаж, нет и доходов) и отмечая увеличе­ние с каждой проданной единицей на 20 грн по вертикальной оси.

Точка безубыточности находится там, где линии себестоимости и валовой выручки пересекаются — она соответствует 400 тыс. ед. Такой же ответ мы получили при математическом расчете. Влево-вниз от точки безубыточности данный проект будет приносить потери, а вправо вверх — прибыль.

Менеджер может вычислить точку безубыточности для любого проекта, определив оценочную продажную цену изделия, постоянные и переменные издержки проекта. Эта информация может служить ему быстрым и про­стым средством проверки целесообразности предлагаемого проекта. Если безубыточная величина продаж превышает даже самый оптимистический размер возможных продаж, который дает отдел маркетинга, то данный про­ект должен быть отклонен. Если в нашем примере маркетологи определили, что может быть реализовано 350 тыс. ед. товара, то рассматриваемый проект, при котором безубыточная величина продаж равна 400 тыс. ед., неприемлем для фирмы.

Вторым (после анализа безубыточности) шагом менеджера является учет всех затрат и прибыли рассматриваемого проекта. Цель инвестирования оправ­дана в том случае, если величина ожидаемой прибыли будет превосходить величину инвестиций.

Например, менеджеры акционерной компании "Укрречфлот" рассматри­вают возможность замены одного из дизельных пассажирских катеров суд­ном на подводных крыльях. При реализации этого проекта фирма может получить выгоду несколькими путями. Прежде всего новое судно быстрее и имеет большую вместимость. Это означает увеличение числа пассажиров и ежегодных доходов. В дополнение к этому фирма может продать старый ди­зельный катер и получить некоторую сумму денег. И наконец, после оконча-


Менеджмент инновационной деятельности



ния эксплуатации нового судна источником доходов может стать остаточная стоимость судна.

В задачу менеджера входит также определение всех категорий затрат и времени их осуществления (начальной стоимости проекта, затрат на капи­тальный ремонт и модернизацию, затрат на эксплуатацию). Когда найдены величины затрат и прибыли для каждого проекта, менеджер должен опреде­лить их относительную ценность.

Существуют различные способы оценки относительной привлекательно­сти проектов. Самый простой способ сравнения различных проектов инвес­тиций — сопоставить их коэффициенты прибыль/затраты. Если прибыль от инвестиций (за время действия проекта) превосходит затраты, т. е. если ко­эффициент прибыль/затраты больше 1, проект считается приемлемым. Если менеджеру надо выбрать один из нескольких проектов, то преимущество име­ет проект с наивысшим показателем коэффициента прибыль/затраты.

Допустим, судно на подводных крыльях стоит 200 тыс. грн, срок действия проекта 5 лет, а ежегодная прибыль компании составит 80 тыс. грн. В то же время стоимость дизельного катера — 100 тыс. грн, годовая прибыль — 32 тыс. грн. Срок действия тот же.

Коэффициент Чистая прибыль за расчетный период

прибыль/ затраты ~^ ~~ Z '

^ ' * Сумма инвестиции

л я я д 80 000 000 • 5 0 п

Для судна на подводных крыльях: ------------------------ = 2,0.

200 000 000

32 000 000 • 5

Для дизельного судна: = 1,6.

100 000 000

Итак, проект с судном на подводных крыльях обеспечивает более высокую величину названного коэффициента и имеет преимущество перед проектом с дизельным катером.

Чаще, однако, используется показатель срока окупаемости. Он показывает число лет, необходимых для того, чтобы чистая прибыль сравнялась с величи­ной инвестиций. Для проекта с судном на подводных крыльях этот показа­тель рассчитывается так:

Величина инвестиций 200 000 000

Срок окупаемости =--------------------------------- =----------------------- = 2,5 года.

Годовая чистая прибыль 80 000 000

Подобный расчет для проекта дизельного катера дает срок окупаемости 3,125 года.

Достаточный ли срок окупаемости в 2 или 3 года, — это должны решать менеджеры компании. Обычно менеджеры определяют допустимый предел срока окупаемости и отклоняют все проекты, в которых этот срок превышает предельную величину. При выборе одного из нескольких проектов с прием­лемой величиной срока окупаемости менеджеры отдадут предпочтение про­екту, у которого эта величина наименьшая.


Менеджмент инновационной деятельности



ния эксплуатации нового судна источником доходов может стать остаточная стоимость судна.

В задачу менеджера входит также определение всех категорий затрат и времени их осуществления (начальной стоимости проекта, затрат на капи­тальный ремонт и модернизацию, затрат на эксплуатацию). Когда найдены величины затрат и прибыли для каждого проекта, менеджер должен опреде­лить их относительную ценность.

Существуют различные способы оценки относительной привлекательно­сти проектов. Самый простой способ сравнения различных проектов инвес­тиций — сопоставить их коэффициенты прибыль/затраты. Если прибыль от инвестиций (за время действия проекта) превосходит затраты, т. е. если ко­эффициент прибыль/затраты больше 1, проект считается приемлемым. Если менеджеру надо выбрать один из нескольких проектов, то преимущество име­ет проект с наивысшим показателем коэффициента прибыль/затраты.

Допустим, судно на подводных крыльях стоит 200 тыс. грн, срок действия проекта 5 лет, а ежегодная прибыль компании составит 80 тыс. грн. В то же время стоимость дизельного катера — 100 тыс. грн, годовая прибыль — 32 тыс. грн. Срок действия тот же.

Итак, проект с судном на подводных крыльях обеспечивает более высокую величину названного коэффициента и имеет преимущество перед проектом с дизельным катером.

Чаще, однако, используется показатель срока окупаемости. Он показывает число лет, необходимых для того, чтобы чистая прибыль сравнялась с величи­ной инвестиций. Для проекта с судном на подводных крыльях этот показа­тель рассчитывается так:

Подобный расчет для проекта дизельного катера дает срок окупаемости 3,125 года.

Достаточный ли срок окупаемости в 2 или 3 года, — это должны решать менеджеры компании. Обычно менеджеры определяют допустимый предел срока окупаемости и отклоняют все проекты, в которых этот срок превышает предельную величину. При выборе одного из нескольких проектов с прием­лемой величиной срока окупаемости менеджеры отдадут предпочтение про­екту, у которого эта величина наименьшая.



Глава 16


Оба приведенных показателя могут быть полезны для быстрой относи­тельной оценки проектов, но оба они имеют очевидные недостатки. Так, срок окупаемости не учитывает доходов, полученных после истечения этого срока, и оба показателя не учитывают распределения притока прибыли по времени, рассматривая одни и те же величины прибыли, полученные в любой момент времени как равноценные. Однако известно, что инвесторы из двух одинако­вых наличных сумм предпочитают ту, которую получают раньше. Следова­тельно, необходим такой метод оценки вложений, который принимал бы в расчет различную стоимость денег в настоящем и будущем времени. Если например, вы сегодня положили в банк 1000 грн с ежегодным 5 %-ным приростом, то через 5 лет у вас будет 1280 грн.

При этом будущая стоимость рассчитывается следующим образом:

н — число лет;

НС — настоящая стоимость денег;

БС — будущая стоимость денег.

Следовательно, если известна сумма денег, получаемая через несколько лет, то нетрудно определить, сколько она будет "стоить" сегодня. Эта величи­на называется "настоящей стоимостью денег". Для определения настоящей стоимости мы должны знать будущую стоимость. Если будущая стоимость на пятом году составит 1000 грн, то ее настоящая стоимость при годовой ставке процента 5 % составит 780 грн.

Инвестиции возвращаются ежегодно в виде определенной суммы налич­ной прибыли. Чтобы вычислить срок окупаемости инвестиций, надо учесть получаемые прибыли, принимая во внимание, в какой именно год получена та или иная сумма, т. е. надо учесть эти суммы по нынешней стоимости. Рассмотрим ранее приведенный пример с "Укрречфлотом" с учетом сказан­ного и представим все необходимые данные в табл. 34.

Для того чтобы определить срок, в течение которого первоначальные за­траты возвращаются в форме прибыли (по настоящей стоимости), сначала нужно вычислить настоящую стоимость полученной прибыли за каждый год. Дис­контированные годовые суммы прибыли складываются до тех пор, пока их общая сумма не будет равна величине инвестиций. В этом случае срок оку­паемости для судна на подводных крыльях составит более двух лет. За вто­рой год будет получена прибыль в размере 72 600 грн, а неокупившиеся инве­стиции на начало третьего года составят 51 400 грн. Значит, чтобы возме­стить эту сумму, потребуется 0,743 года (51 400: 72 600). Таким образом, инвестиции в первый проект окупаются за 2,743 года.

Для дизельного катера срок окупаемости составит 3,48 года.


Менеджмент инновационной деятельности



Таблица 34. Приток прибыли и чистая настоящая стоимость проектов, тыс. грн

Год Приток прибыли Настоящая стоимость прибыли Неокупившиеся инвестиции
  Судно на подводных крыльях
0 1 2 3 (200 000) 80 000 80 000 80 000 (200 000) 76 200 72 600 69 200 (200 000) (123 800) (51 400) 17 800
    Дизельное судно  
0 1 2 3 4 (100 000) 32 000 32 000 32 000 32 000 (100 000) 30 500 29 100 27 700 26 400 (100 000) (69 500) (40 400) (12 700) 13 700

Описанный метод учитывает стоимость денег во времени, но не учитывает притока прибыли за пределами срока окупаемости. Это довольно-таки зна­чительный недостаток, если имеются в виду проекты, приносящие прибыль через значительное количество времени. Поэтому здесь используется другой метод — определяется так называемая чистая стоимость. Она представляет собой настоящую стоимость всех будущих прибылей за вычетом настоящей стоимости всех текущих и будущих расходов.

Чистая настоящая стоимость также определяется с помощью норм дис­конта, позволяющих привести ежегодную прибыль в соответствие со време­нем, когда были произведены инвестиции. Вычисляется она следующим об-пазпм:

Величина 145 500 грн — это настоящая стоимость чистой прибыли, кото­рую получит "Укрречфлот" за пять лет, если вложит инвестиции в судно на



Глава 16


подводных крыльях. Чистая настоящая стоимость проекта с дизельным ка­тером за это время составит 39400 грн.

Определение ЧНС представляется довольно логичным методом оценки инвестиций, так как при этом принимается во внимание время получения доходов. Более высокую ценность имеют доходы, которые поступают неза­медлительно, а более низкую — доходы, получаемые в будущем. При этом, если срок действия проектов определен, приемлемыми вложениями будут считаться те, где чистая настоящая стоимость положительная.

Некоторые менеджеры предпочитают использовать не величину чистой настоящей стоимости, а индекс настоящей стоимости, который по существу представляет собой отношение прибыли к издержкам. Исчисляется индекс

Это значит, что каждая грн, вложенная в проект судна на подводных кры­льях (за пять лет), приносит 1,725 грн прибыли. Для дизельного судна эта цифра составляет 1,394 грн. При этом величина индекса будет зависеть от величины дисконтной ставки.

Все рассчитанные показатели для двух проектов представлены в табл. 35.

Таблица 35. Основные оценочные показатели проектов судоходной компании

Проект Отношения прибыль/ затраты Срок окупаемости ЧНС (JV= 5 %) (тыс. грн) ИНС (iV= 5 %)
без учета НС с учетом НС
Судно на подводных крыльях Дизельное судно Критерии для выбора 2,0 1,6 >1 2,5 3,12 < min 2,74 3,48 < min 145500 39 400 >0 1,73 1,39 > 1

На основании произведенного анализа менеджеры могут сделать вывод о том, что каждый проект приемлем для фирмы. В то же время проект с суд­ном на подводных крыльях является более привлекательным. Он имеет мень­ший срок окупаемости, у него более высокий показатель прибыль/затраты и индекс чистой настоящей стоимости. У этого проекта значительно выше и сумма чистой настоящей стоимости за расчетный период. Однако проект с судном на подводных крыльях потребует вдвое больше инвестиций, чем про­ект с дизельным судном. Следовательно, окончательное решение о выборе проекта будет зависеть от финансовых возможностей компании, размера ее собственных и заемных средств.


Контрольные вопросы

Особенности инноваций в менеджменте. Различные подходы к определению понятия "инновация". Природа инноваций.

Понятийный аппарат менеджмента инноваций. Общие принципы организации инновационной деятельности. Принятие решения о внедрении на предприятии новой технологии. Причины, побуждающие внедрять нововведения. Классификация инноваций.

Трактовка понятия "инновация" на уровне предприятия. Стадии процесса нововведения на фирме. Общие проблемы выбора инвестиционного проекта.

Методика определения общей и относительной экономической эффек­тивности.

Фактор времени при выборе инвестиционного проект


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: