Знания
Глава 16. Менеджмент инновационной деятельности......................... 523
16.1. Сущность и причины инновационной деятельности предприятия 523
16.2. Стадии подготовки и осуществления нововведения............... 529
16.3. Выбор инвестиционного проекта............................................. 533
Контрольные вопросы.............................................................. 541
Глава 16
МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сущность и причины инновационной деятельности предприятия
Современные предприятия, функционирующие в сложной социально-экономической среде, должны постоянно создавать и внедрять различного рода инновации, обеспечивающие их эффективную деятельность в рыночной экономике. Необходимость инновационной деятельности вызывается к жизни всеобщей закономерностью развития и прогресса индивидуального и общественного воспроизводства.
В научной литературе существует большое количество подходов определения дефиниции инновация. Например, некоторые авторы инновационную деятельность фирмы сводят к освоению новых продуктов и технологий. Основой рассуждений относительно дефиниции инновации может служить определение Й. Шумпетера: "непостоянное проведение новых комбинаций в случаях внедрения: нового товара; нового метода производства; открытия нового рынка; овладение новым источником сырья или полуфабрикатов и проведения новой организации".
|
|
При функциональном подходе акцентируется инновация как процесс сознательного осуществления изменений в технике, технологии и организации труда. Атрибутивный подход сводится к управленческому подходу, когда инновация рассматривается как одна из возможных реакций предприятия на общественные потребности, или же социальному подходу, когда она становится элементом социально-экономического прогресса. Предметный подход касается совокупности изделий, процедур и методов, характеризующихся определенными чертами. В данном случае инновация выражается: в применении новых видов инструментов или же новых принципов пользования ин-
Глава 16
струментом; во внедрении нового технологического процесса или же материала; в использовании нового места или территории, прежде не известных; в осуществлении нового действия.
П. Друкер инновацию рассматривает как специфический инструмент предприимчивости, как действие, передающее ресурсам новые возможности создания богатства. Предприниматели должны целенаправленно искать изменения и их проявления, указывающие на возможность успешной инновации. Они должны знать и применять принцип эффективной инновации. Инновация не должна быть только технической, материальной, она должна быть социальной инновацией, которую более трудно применить, чем техническую, но именно она обеспечивает прогресс (развитие) общественного производства и общества в целом. Ибо технологии можно импортировать, но для того чтобы они развивались, они должны быть прочно укоренены в культуру народа. Поэтому инновации следует рассматривать скорее как экономические или социальные понятия, чем технические.
|
|
Менеджмент инноваций или нововведений — это управление коммерциализацией новых научных знаний, товаров, услуг, технологических и организационных идей. Поскольку опыт свидетельствует, что менеджеры имеют самые разные представления о реальном смысле нововведения (инновации) и его отличиях от таких близких понятий, как изобретение, внедрение, обновление, то уточним нашу позицию в этом вопросе.
Открытие — это новое знание или обнаружение чего-либо полезного. Например, закон И. Ньютона.
Изобретение — это новое техническое решение, на которое в принципе можно получить патент, но которое может оказаться совершенно бесполезным. Например, автоматический шляполифт, запатентованный механизм, позволяющий, приветствуя кого-то, поднимать шляпу, не прикасаясь к ней.
Нововведение (инновация) — это первое использование чего-то нового: первое свидетельство того, что конечный потребитель признал полезность новинки и готов за нее заплатить. Материальное обеспечение инновационной деятельности на предприятии обеспечивается на основе формирования инновационного фонда, проведения НИР и научно-технических работ.
Диффузия — это распространение нововведения на рынке.
Обновление — это адаптация нововведения, которое ново для организации, но не является таковым для внешнего мира.
Усовершенствование — это магистральное нововведение, т. е. некоторое улучшение, которое оригинально и полезно, но не настолько значительно, чтобы вызвать последствия стратегического характера.
Нововведение связано с новым применением, использованием новой концепции или идеи. Признание ее полезности конечным потребителем вызывает изменение социоэкономичекои среды. Польза, полезная функция — это отличие нововведения от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют социальной или экономической ценности, если они не становятся основой нововведения на рынке.
Менеджмент инновационной деятельности 525
Инноватор применяет что-то новое и впервые. Новинкой оно является не только для него самого, но и вообще для мира. Тот, кто использует уже существующее нововведение, являющееся новым для него, но не для других, инноватором не является. Он является имитатором — правильно применяет то, что уже известно и доступно за пределами его организации. Правда, для самой организации результаты во многих отношениях сходны. И нововведение, созданное самой организацией, и адаптация уже существующего нововведения нарушают статус-кво и сказываются на балансе сил и влияний в организации.
Менеджеры склонны смешивать понятие "нововведение" и "адаптация нововведения". Для того чтобы избежать путаницы, удобно обозначить диффузию, или адаптацию нововведения, термином "обновление", имея в виду адаптацию того, что ново для данной организации, но не для внешнего мира. Когда мы говорим о диффузии нововведения, то концентрируем внимание не на нем самом. Говоря об обновлении, напротив, подчеркиваем новизну явления для организации, а это, собственно, и есть для менеджера главное. Различие между нововведением и обновлением фундаментально. Нововведение — это своего рода игра в превосходство, доступная немногим. Они первые, другим придется следовать их примеру. Поэтому рассматривать нововведения как необходимость для всех фирм столь же абсурдно, сколь абсурдно требовать от всех спортсменов участия в олимпиадах. Нововведение не обязательно для всех фирм, но обновление обязательно. Когда конкуренты добиваются снижения затрат, используя новые технологии, тогда нет другого пути, как последовать их примеру. И лишь в том случае, когда данная фирма претендует на лидерство в создании новых технологий, ей надо заниматься нововведением. Необходимость нововведения, таким образом, зависит от позиции фирмы по отношению к существующей технологии.
|
|
Создатель новой технологии выделяется благодаря нововведению, руководствуясь при этом такими категориями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность, а не производительность. Такого рода стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новое изделие или новый вид услуг, что-то такое, что будет призвано уникальным в масштабе всей отрасли. А уникальность может быть достигнута лишь в том случае, если фирма обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками, относящимися к данной отрасли (сфере). Пользователь новой технологии имитирует путем обновления — нововведение. Его стратегия направлена на достижение лидерства в снижении производственных затрат и требует энергичной борьбы за экономически выгодные масштабы производства, за снижение себестоимости, жесткого контроля за накладными расходами на исследования и разработки, сервис, сбытовую сеть и рекламу.
В общем техническое нововведение — не единственный способ делать деньги. Нововведение важно только для тех организаций, которые продают лицензии. А главная цель — достичь превосходства, быть лучшим — доступна лишь немногим. Обновление необходимо всем фирмам. Так что главная
Глава 16
задача — это правильно использовать то, что уже известно и доступно. Большую пользу здесь могут принести консультанты.
Рассмотренные ранее типы решений являются рациональными по своей природе. Они представляют собой методы систематизации массы фактов и оценки выделенных данных. В случае же принятия инновационного решения менеджеры сталкиваются с такой ситуацией, когда нужно сделать выбор при отсутствии очевидных готовых альтернатив. Поэтому в данном случае следует переключиться с рационального мышления на творческое.
|
|
Процедура творческого поиска предписывает определенную последовательность действий по направлению к некоторому поддающемуся проверке результату. Она, отнюдь, не является неупорядоченным подходом, при котором ставка делается на внезапное "озарение". В управленческой деятельности термин творчество часто неправильно истолковывается и применяется. В общепринятом смысле это понятие означает оригинальное открытие. На практике исследования в абсолютно новых направлениях ведутся очень редко. Большинство инноваций — это обычно расширение разнообразия уже известного. Основная часть творческих усилий менеджеров направлена на усовершенствование существующих продуктов, процессов и методов.
Менеджеры чаще всего оказываются в ситуации, когда они должны вырабатывать новые, более эффективные пути разрешения проблем или достижения результатов. А это лучше всего делать посредством некоторого инновационного процесса, чем необузданного творческого полета. Рассмотрим некоторые общие принципы организации инновационной деятельности.
Первый принцип. Создайте инновационный климат в работе, такой климат, который допускал бы отклонения от общепринятого, "необоснованные" идеи и другие формы работы в коллективе. Если не ввести правила, поощряющие свободу действий (разумеется в известных пределах), то инновационная деятельность не получит развития. Из всех принципов организации инновационной работы этот самый важный.
Второй принцип. Начинайте с простых и доступных альтернатив. В большинстве проблемных ситуаций нет нужды "переделывать мир". В лучшем случае необходимо провести скромные усовершенствования или исправления. Поэтому, прежде всего следует рассмотреть уже известные решения, которыми пользовались ранее или которые применяются в других подразделениях организации и сейчас.
Третий принцип. Не начинайте сразу с поиска идеального решения. Поскольку большинство приемлемых вариантов решений обычно получается в ходе выбора наилучшего решения из нескольких конкурирующих между собой, было бы нереалистично ожидать, что какая-то альтернатива покажется идеальной с первого взгляда. Вместе с тем не следует отбрасывать сразу те альтернативы, которые не выглядят идеальными. Такое отбрасывание произойдет позже с помощью более систематического анализа при сравнении альтернатив.
Четвертый принцип. Привлекайте людей, с готовностью принимайте помощь других в выработке широкого набора альтернатив. Хотя группа работ-
Менеджмент инновационной деятельности
ников — не всегда самый подходящий форум для решения проблем, она может оказаться весьма эффективной формой организации выработки самого широкого спектра вариантов решения. Использование идей других или реагирование на них поможет выработать более новаторские и более практичные решения, чем это в состоянии сделать отдельный человек. Групповое обсуждение как раз компенсирует свойственную отдельному человеку склонность придерживаться один раз избранной версии. Они позволяют взглянуть на ситуацию со свежей точки зрения и повысить объективность процесса выработки альтернатив.
Менеджера можно сравнивать с настройщиком рояля, который проверяет, достаточно ли натянуты струны, может ли инструмент (предприятие) воспроизводить хорошую музыку.
Сами по себе инновации не гарантируют коммерческого успеха. Менеджер должен очень тонко чувствовать баланс между стабильностью, которая гарантирует доведение процесса управления до совершенства, например, между традиционной технологией и усилиями по внедрению новейшей технологии. Чем руководствоваться менеджеру при принятии решения о судьбе новой технологии на его предприятии? Здесь существует несколько правил.
Правило первое. При выборе новой технологии менеджеры исходят из ее привлекательности и возможностей, которые она сулит. На самом деле надо исходить из того, насколько она будет удовлетворять требования потребителей.
Правило второе. При выборе новой технологии необходимо исходить не только из анализа теоретической рациональности и целесообразности ее внедрения. Надо учитывать сильное влияние настоящей практики и прошлого опыта (то, что раньше было неперспективным, сегодня может быть эффективным).
Правило третье. Все усовершенствования и нововведения в конце концов будут восприняты, внедрены и переняты. На самом деле надо осознавать, что большинство из них не увенчаются успехом. Если открытие или изобретение предполагает решение еще не возникшей проблемы, оно будет внедряться крайне медленно даже при условии, что это новое слово в науке. Поэтому менеджерам следует помнить, что открытие — это полдела. Еще требуется предприятие, которое возьмет на себя риск стать лидером в его внедрении. На это способно не каждое предприятие.
Правило четвертое. Технологические усовершенствования не обладают самостоятельной ценностью. На самом деле только потребитель определяет их истинную ценность.
Правило пятое. Не всегда выигрывают принципиально новые технологии. На самом деле новая — не всегда лучшая. Эволюционный путь в отличие от революционного всегда менее рискован, быстрее дает практический эффект и не требует столь резкого увеличения затрат. Менеджер должен обладать трезвым подходом.
Правило шестое. На практике решающим фактором часто является не новая технология, а инфраструктура, необходимая для ее внедрения. Изобретение нового материала с уникальными свойствами еще ничего не значит,
Глава 16
если для его производства не хватает сырья, квалификации инженеров и производственных мощностей.
В нашем взаимозависимом мире внедрение новшества должно быть соотнесено со всеми остальными элементами производственной системы. Эффект от этих новшеств зависит от готовности и способности всей системы их воспринять.
К причинам или побудительным мотивам, которые заставляют организации внедрять нововведения, в первую очередь относятся следующие.
1. Поиск решения проблем, возникающих в деятельности организации.
2. Подражание другим организациям (кто-то внедряет данную технологию, и мы не отстанем).
3. Желание улучшить свое мастерство в конкретной деятельности.
4. Интуитивные представления, что нововведение может улучшить деятельность организации.
5. Поддержание или повышение престижа.
6. Реализация знаний о новых технологиях и других новшествах сотрудников, которые приходят в организацию из вузов, после повышения квалификации или из других организаций.
7. Удовлетворение потребности людей, находящих удовлетворение во внедренческой деятельности, как дети находят удовольствие в игре.
8. Советы консультантов в период каких-либо реорганизаций на предприятии.
9. Запросы потребителей.
10. Конкурентная борьба на рынке, желание получить прибыль в конку
рентной борьбе.
Принимая во внимание степень новизны и предмет инновации, ученые делят их на три группы:
— новинка мирового масштаба — изобретение нигде не имеет аналога, это первое в мире внедрение изменения;
— новинка в масштабах страны — инновация носит воспроизводяще-адапционный характер: нет аналога в стране, но он существует за границей;
— новинка в масштабе данного предприятия — инновации, имеющие аналоги в различных предприятиях в данной стране, а также инновации, пригодные к применению только на одном предприятии.
Некоторые авторы прямо заявляют: "не имеет значения, что продукты и технологии где-то известны; для данного общества, которое их прежде не знало, они, несомненно, являются инновациями. Для анализа процессов развития более правильным является такое понимание понятия инновации, при котором инновацией считается не только инновация в мировом масштабе, но и новшество для данного общества". С этим утверждением, на наш взгляд, можно согласится исходя из позиций микроэкономического развития.
На микроуровне понятие инновации трактуется, как правило, узко, только с технической точки зрения. Обычно анализируемым предметом инновации являются изменения, осуществляемые в сфере производства в области: но-
Менеджмент инновационной деятельности
вых или усовершенствованных изделий (продуктовые инновации) и новых или усовершенствованных технологических процессов (технологические инновации). Организационные изменения, имеющие место в сфере производства, чаще всего рассматриваются в совокупности с изменениями в технике.
Такая трактовка инновации на предприятии обусловливается во-первых, огромной ролью технических изменений в экономических процессах на предприятии; во-вторых, недооценкой важности организационных, экономических и социальных изменений, происходящих на предприятии; в-третьих, более детальной и глубокой научной разработкой проблемы изменения техники, чем изменения, происходящие в экономике, организации и социальных условиях предприятия; в-четвертых, более легко определяемыми и достаточно быстро достигаемыми экономическими результатами технических инноваций по сравнению с другими инновациями.
В зависимости от масштабов инновации можно классифицировать на стратегические, которые служат реализации стратегических целей развития и имеют социально-экономический характер, и на текущие (фактические), целью которых является повышение эффективности хозяйственной деятельности на более коротких временных отрезках. К ним относятся различного рода текущие изменения в изделиях, методах производства и организации труда.
Организационные инновации на предприятии представляют организационное усовершенствование его функционирования как целого, а также организационного совершенствования отдельных его подразделений с целью получения соответствующих экономических результатов. Организационные инновации могут проявляться в двух основных формах: организационные инновации, не связанные с техническими инновациями, целью которых является улучшение деятельности и использование существующих трудовых и финансово- материальных ресурсов; организационные инновации, вызванные техническими инновациями и активно с ними взаимодействующие, а также способствующие росту экономической эффективности.