Сущность и причины инновационной деятельности предприятия

Знания

Глава 16. Менеджмент инновационной деятельности......................... 523

16.1. Сущность и причины инновационной деятельности пред­приятия 523

16.2. Стадии подготовки и осуществления нововведения............... 529

16.3. Выбор инвестиционного проекта............................................. 533

Контрольные вопросы.............................................................. 541


Глава 16

МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сущность и причины инновационной деятельности предприятия

Современные предприятия, функционирующие в сложной социально-эко­номической среде, должны постоянно создавать и внедрять различного рода инновации, обеспечивающие их эффективную деятельность в рыночной эко­номике. Необходимость инновационной деятельности вызывается к жизни всеобщей закономерностью развития и прогресса индивидуального и обще­ственного воспроизводства.

В научной литературе существует большое количество подходов опреде­ления дефиниции инновация. Например, некоторые авторы инновационную деятельность фирмы сводят к освоению новых продуктов и технологий. Ос­новой рассуждений относительно дефиниции инновации может служить опре­деление Й. Шумпетера: "непостоянное проведение новых комбинаций в слу­чаях внедрения: нового товара; нового метода производства; открытия ново­го рынка; овладение новым источником сырья или полуфабрикатов и прове­дения новой организации".

При функциональном подходе акцентируется инновация как процесс со­знательного осуществления изменений в технике, технологии и организации труда. Атрибутивный подход сводится к управленческому подходу, когда инновация рассматривается как одна из возможных реакций предприятия на общественные потребности, или же социальному подходу, когда она стано­вится элементом социально-экономического прогресса. Предметный подход касается совокупности изделий, процедур и методов, характеризующихся опре­деленными чертами. В данном случае инновация выражается: в примене­нии новых видов инструментов или же новых принципов пользования ин-



Глава 16


струментом; во внедрении нового технологического процесса или же матери­ала; в использовании нового места или территории, прежде не известных; в осуществлении нового действия.

П. Друкер инновацию рассматривает как специфический инструмент пред­приимчивости, как действие, передающее ресурсам новые возможности со­здания богатства. Предприниматели должны целенаправленно искать изме­нения и их проявления, указывающие на возможность успешной инновации. Они должны знать и применять принцип эффективной инновации. Иннова­ция не должна быть только технической, материальной, она должна быть социальной инновацией, которую более трудно применить, чем техническую, но именно она обеспечивает прогресс (развитие) общественного производства и общества в целом. Ибо технологии можно импортировать, но для того что­бы они развивались, они должны быть прочно укоренены в культуру народа. Поэтому инновации следует рассматривать скорее как экономические или социальные понятия, чем технические.

Менеджмент инноваций или нововведений — это управление коммерци­ализацией новых научных знаний, товаров, услуг, технологических и органи­зационных идей. Поскольку опыт свидетельствует, что менеджеры имеют са­мые разные представления о реальном смысле нововведения (инновации) и его отличиях от таких близких понятий, как изобретение, внедрение, обновле­ние, то уточним нашу позицию в этом вопросе.

Открытие — это новое знание или обнаружение чего-либо полезного. Например, закон И. Ньютона.

Изобретение — это новое техническое решение, на которое в принципе можно получить патент, но которое может оказаться совершенно бесполез­ным. Например, автоматический шляполифт, запатентованный механизм, по­зволяющий, приветствуя кого-то, поднимать шляпу, не прикасаясь к ней.

Нововведение (инновация) — это первое использование чего-то нового: первое свидетельство того, что конечный потребитель признал полезность новинки и готов за нее заплатить. Материальное обеспечение инновационной деятельности на предприятии обеспечивается на основе формирования инно­вационного фонда, проведения НИР и научно-технических работ.

Диффузия — это распространение нововведения на рынке.

Обновление — это адаптация нововведения, которое ново для организа­ции, но не является таковым для внешнего мира.

Усовершенствование — это магистральное нововведение, т. е. некоторое улучшение, которое оригинально и полезно, но не настолько значительно, что­бы вызвать последствия стратегического характера.

Нововведение связано с новым применением, использованием новой кон­цепции или идеи. Признание ее полезности конечным потребителем вызы­вает изменение социоэкономичекои среды. Польза, полезная функция — это отличие нововведения от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют социальной или экономической ценности, если они не становятся основой нововведения на рынке.


Менеджмент инновационной деятельности 525

Инноватор применяет что-то новое и впервые. Новинкой оно является не только для него самого, но и вообще для мира. Тот, кто использует уже существующее нововведение, являющееся новым для него, но не для других, инноватором не является. Он является имитатором — правильно приме­няет то, что уже известно и доступно за пределами его организации. Правда, для самой организации результаты во многих отношениях сходны. И ново­введение, созданное самой организацией, и адаптация уже существующего нововведения нарушают статус-кво и сказываются на балансе сил и влияний в организации.

Менеджеры склонны смешивать понятие "нововведение" и "адаптация нововведения". Для того чтобы избежать путаницы, удобно обозначить диф­фузию, или адаптацию нововведения, термином "обновление", имея в виду адаптацию того, что ново для данной организации, но не для внешнего мира. Когда мы говорим о диффузии нововведения, то концентрируем внимание не на нем самом. Говоря об обновлении, напротив, подчеркиваем новизну явле­ния для организации, а это, собственно, и есть для менеджера главное. Разли­чие между нововведением и обновлением фундаментально. Нововведение — это своего рода игра в превосходство, доступная немногим. Они первые, дру­гим придется следовать их примеру. Поэтому рассматривать нововведения как необходимость для всех фирм столь же абсурдно, сколь абсурдно требо­вать от всех спортсменов участия в олимпиадах. Нововведение не обязательно для всех фирм, но обновление обязательно. Когда конкуренты добиваются сни­жения затрат, используя новые технологии, тогда нет другого пути, как после­довать их примеру. И лишь в том случае, когда данная фирма претендует на лидерство в создании новых технологий, ей надо заниматься нововведением. Необходимость нововведения, таким образом, зависит от позиции фирмы по отношению к существующей технологии.

Создатель новой технологии выделяется благодаря нововведению, руко­водствуясь при этом такими категориями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность, а не производительность. Такого рода страте­гия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новое изделие или новый вид услуг, что-то такое, что будет призвано уникальным в масшта­бе всей отрасли. А уникальность может быть достигнута лишь в том случае, если фирма обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками, относящимися к данной отрасли (сфере). Пользователь новой технологии имитирует путем обновления — нововведение. Его стратегия направлена на достижение лидерства в снижении производственных затрат и требует энер­гичной борьбы за экономически выгодные масштабы производства, за сниже­ние себестоимости, жесткого контроля за накладными расходами на исследо­вания и разработки, сервис, сбытовую сеть и рекламу.

В общем техническое нововведение — не единственный способ делать деньги. Нововведение важно только для тех организаций, которые продают лицензии. А главная цель — достичь превосходства, быть лучшим — доступ­на лишь немногим. Обновление необходимо всем фирмам. Так что главная



Глава 16


задача — это правильно использовать то, что уже известно и доступно. Боль­шую пользу здесь могут принести консультанты.

Рассмотренные ранее типы решений являются рациональными по своей природе. Они представляют собой методы систематизации массы фактов и оценки выделенных данных. В случае же принятия инновационного реше­ния менеджеры сталкиваются с такой ситуацией, когда нужно сделать выбор при отсутствии очевидных готовых альтернатив. Поэтому в данном случае следует переключиться с рационального мышления на творческое.

Процедура творческого поиска предписывает определенную последователь­ность действий по направлению к некоторому поддающемуся проверке ре­зультату. Она, отнюдь, не является неупорядоченным подходом, при котором ставка делается на внезапное "озарение". В управленческой деятельности термин творчество часто неправильно истолковывается и применяется. В общепринятом смысле это понятие означает оригинальное открытие. На прак­тике исследования в абсолютно новых направлениях ведутся очень редко. Большинство инноваций — это обычно расширение разнообразия уже извест­ного. Основная часть творческих усилий менеджеров направлена на усовер­шенствование существующих продуктов, процессов и методов.

Менеджеры чаще всего оказываются в ситуации, когда они должны выра­батывать новые, более эффективные пути разрешения проблем или достиже­ния результатов. А это лучше всего делать посредством некоторого иннова­ционного процесса, чем необузданного творческого полета. Рассмотрим не­которые общие принципы организации инновационной деятельности.

Первый принцип. Создайте инновационный климат в работе, такой кли­мат, который допускал бы отклонения от общепринятого, "необоснованные" идеи и другие формы работы в коллективе. Если не ввести правила, поощря­ющие свободу действий (разумеется в известных пределах), то инновацион­ная деятельность не получит развития. Из всех принципов организации ин­новационной работы этот самый важный.

Второй принцип. Начинайте с простых и доступных альтернатив. В боль­шинстве проблемных ситуаций нет нужды "переделывать мир". В лучшем случае необходимо провести скромные усовершенствования или исправле­ния. Поэтому, прежде всего следует рассмотреть уже известные решения, ко­торыми пользовались ранее или которые применяются в других подразделе­ниях организации и сейчас.

Третий принцип. Не начинайте сразу с поиска идеального решения. По­скольку большинство приемлемых вариантов решений обычно получается в ходе выбора наилучшего решения из нескольких конкурирующих между собой, было бы нереалистично ожидать, что какая-то альтернатива покажется иде­альной с первого взгляда. Вместе с тем не следует отбрасывать сразу те альтер­нативы, которые не выглядят идеальными. Такое отбрасывание произойдет позже с помощью более систематического анализа при сравнении альтернатив.

Четвертый принцип. Привлекайте людей, с готовностью принимайте по­мощь других в выработке широкого набора альтернатив. Хотя группа работ-


Менеджмент инновационной деятельности



ников — не всегда самый подходящий форум для решения проблем, она может оказаться весьма эффективной формой организации выработки само­го широкого спектра вариантов решения. Использование идей других или реагирование на них поможет выработать более новаторские и более прак­тичные решения, чем это в состоянии сделать отдельный человек. Групповое обсуждение как раз компенсирует свойственную отдельному человеку склон­ность придерживаться один раз избранной версии. Они позволяют взглянуть на ситуацию со свежей точки зрения и повысить объективность процесса выработки альтернатив.

Менеджера можно сравнивать с настройщиком рояля, который проверяет, достаточно ли натянуты струны, может ли инструмент (предприятие) воспро­изводить хорошую музыку.

Сами по себе инновации не гарантируют коммерческого успеха. Менеджер должен очень тонко чувствовать баланс между стабильностью, которая гаранти­рует доведение процесса управления до совершенства, например, между тради­ционной технологией и усилиями по внедрению новейшей технологии. Чем руководствоваться менеджеру при принятии решения о судьбе новой техно­логии на его предприятии? Здесь существует несколько правил.

Правило первое. При выборе новой технологии менеджеры исходят из ее привлекательности и возможностей, которые она сулит. На самом деле надо исходить из того, насколько она будет удовлетворять требования потребителей.

Правило второе. При выборе новой технологии необходимо исходить не только из анализа теоретической рациональности и целесообразности ее внедре­ния. Надо учитывать сильное влияние настоящей практики и прошлого опыта (то, что раньше было неперспективным, сегодня может быть эффективным).

Правило третье. Все усовершенствования и нововведения в конце кон­цов будут восприняты, внедрены и переняты. На самом деле надо осознавать, что большинство из них не увенчаются успехом. Если открытие или изобре­тение предполагает решение еще не возникшей проблемы, оно будет внедряться крайне медленно даже при условии, что это новое слово в науке. Поэтому менеджерам следует помнить, что открытие — это полдела. Еще требуется предприятие, которое возьмет на себя риск стать лидером в его внедрении. На это способно не каждое предприятие.

Правило четвертое. Технологические усовершенствования не обладают самостоятельной ценностью. На самом деле только потребитель определяет их истинную ценность.

Правило пятое. Не всегда выигрывают принципиально новые техноло­гии. На самом деле новая — не всегда лучшая. Эволюционный путь в отли­чие от революционного всегда менее рискован, быстрее дает практический эффект и не требует столь резкого увеличения затрат. Менеджер должен обладать трезвым подходом.

Правило шестое. На практике решающим фактором часто является не новая технология, а инфраструктура, необходимая для ее внедрения. Изобре­тение нового материала с уникальными свойствами еще ничего не значит,



Глава 16


если для его производства не хватает сырья, квалификации инженеров и про­изводственных мощностей.

В нашем взаимозависимом мире внедрение новшества должно быть соот­несено со всеми остальными элементами производственной системы. Эффект от этих новшеств зависит от готовности и способности всей системы их вос­принять.

К причинам или побудительным мотивам, которые заставляют организа­ции внедрять нововведения, в первую очередь относятся следующие.

1. Поиск решения проблем, возникающих в деятельности организации.

2. Подражание другим организациям (кто-то внедряет данную техноло­гию, и мы не отстанем).

3. Желание улучшить свое мастерство в конкретной деятельности.

4. Интуитивные представления, что нововведение может улучшить дея­тельность организации.

5. Поддержание или повышение престижа.

6. Реализация знаний о новых технологиях и других новшествах сотруд­ников, которые приходят в организацию из вузов, после повышения квалифи­кации или из других организаций.

7. Удовлетворение потребности людей, находящих удовлетворение во вне­дренческой деятельности, как дети находят удовольствие в игре.

8. Советы консультантов в период каких-либо реорганизаций на предприя­тии.

9. Запросы потребителей.

10. Конкурентная борьба на рынке, желание получить прибыль в конку­
рентной борьбе.

Принимая во внимание степень новизны и предмет инновации, ученые делят их на три группы:

новинка мирового масштаба — изобретение нигде не имеет аналога, это первое в мире внедрение изменения;

новинка в масштабах страны — инновация носит воспроизводяще-адапционный характер: нет аналога в стране, но он существует за границей;

новинка в масштабе данного предприятия — инновации, имеющие аналоги в различных предприятиях в данной стране, а также инновации, при­годные к применению только на одном предприятии.

Некоторые авторы прямо заявляют: "не имеет значения, что продукты и технологии где-то известны; для данного общества, которое их прежде не знало, они, несомненно, являются инновациями. Для анализа процессов раз­вития более правильным является такое понимание понятия инновации, при котором инновацией считается не только инновация в мировом масштабе, но и новшество для данного общества". С этим утверждением, на наш взгляд, можно согласится исходя из позиций микроэкономического развития.

На микроуровне понятие инновации трактуется, как правило, узко, только с технической точки зрения. Обычно анализируемым предметом инновации являются изменения, осуществляемые в сфере производства в области: но-


Менеджмент инновационной деятельности



вых или усовершенствованных изделий (продуктовые инновации) и новых или усовершенствованных технологических процессов (технологические инно­вации). Организационные изменения, имеющие место в сфере производства, чаще всего рассматриваются в совокупности с изменениями в технике.

Такая трактовка инновации на предприятии обусловливается во-первых, огромной ролью технических изменений в экономических процессах на пред­приятии; во-вторых, недооценкой важности организационных, экономических и социальных изменений, происходящих на предприятии; в-третьих, более детальной и глубокой научной разработкой проблемы изменения техники, чем изменения, происходящие в экономике, организации и социальных усло­виях предприятия; в-четвертых, более легко определяемыми и достаточно быстро достигаемыми экономическими результатами технических иннова­ций по сравнению с другими инновациями.

В зависимости от масштабов инновации можно классифицировать на стра­тегические, которые служат реализации стратегических целей развития и имеют социально-экономический характер, и на текущие (фактические), це­лью которых является повышение эффективности хозяйственной деятельно­сти на более коротких временных отрезках. К ним относятся различного рода текущие изменения в изделиях, методах производства и организации труда.

Организационные инновации на предприятии представляют организаци­онное усовершенствование его функционирования как целого, а также орга­низационного совершенствования отдельных его подразделений с целью по­лучения соответствующих экономических результатов. Организационные инновации могут проявляться в двух основных формах: организационные инновации, не связанные с техническими инновациями, целью которых явля­ется улучшение деятельности и использование существующих трудовых и финансово- материальных ресурсов; организационные инновации, вызванные техническими инновациями и активно с ними взаимодействующие, а также способствующие росту экономической эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: