Принц глобального эволюционизма в современной научной картине мира

Соврем науч картина мира – это образ прир как саморазвивающейся, самоорганизующейся с-мы. Так картина мира формируется в посл десятилетие 20-го в. Соврем науч картина мира появил во многом благод тому, что были разрешены проблемы, кот стояли ранее перед наукой: с одн стор нарастание уровня сложности при разв систем (напр, эв-ция ведет к усложнению орг-и орг-мов), а с др стор – нарастание хаотичности (уменьшение энтропии в термодинамических процах и т.д.) – это противоречие необход было преодолеть. Надо было связать два блока знаний – биологический и физич, привязать развитие к неживой прир. Пытались решить это с помощью физикализации биологии. В посл10-летие 20-го в. сшить вместе все это позволил принц глоб эволюционизма. Он постулирует две осн идеи: люб объект предст соб системн образование; этот объект находится в проце развития. Принц глоб-го эволюц-ма явл.одн из фунд-ых сост-их совр.науч.картины мира и тех методологич-их стратегий, кот. позволяют трактовать неорганич., органич. и социокульт-ые с-мы как сложно структурир-ые и развив-ся комплексы. Концепц. универ-го или глоб. эволюц-ма сложилась и получила достаточно широкое признан. в к. 20ст. Согл. этой конц-ии, системные объекты различ.прир, как и мир в целом, находятся в сост-ии динамич. взаимод-й и пост. нестаб-ти. В рез-те не т-ко биол. и соц. с-мы, но и физ.объекты, вкл. Метагал-ку, рассм-ся как эволюцион-ие, измен-ся во вр. объекты. «Стрела времени» стан-ся универс. фило-методологич-м конструктом в этой динамич. картине мира. Радикальность такого нов.взгляда на мир стан-ся в полной мере понятной тогда, когда мы окинем ретроспективным взглядом многовек-ю ист. науч. и фил. позн-я. Нач. с первых мифопоэтич-х предст-ий о прир Космоса и до космологич-ой модели Эйнштейна постулат пост-ва мира во вр. ост-ся незыблемым. И т-ко к сер.20 ст. принц разв-я начинает активно ассимилироваться в физич.позн-и, все более осязаемо обретая к к.века очертания глоб-го эволюц-ма.Проц. становл-я этой фил-методологич-ой парадигмы с опред. долей усл-ти может быть предст-н как состоящий из трех отн-но автономных стадий: 1. Разв-е идеи динамизма и изменч. мира в различ. истор. формах диалектич-ой фил. 2.Разраб. эволюц-ых предст-ий и осв-ие методологич-го потенциала идеи раз-ия в дисциплинарно орг-ых отраслях естественнонауч.и соц-гуманит-го знания. 3.Форм-е концепции глоб-го эволюц-ма в совр. науке и культ.


11. Дин орг-я бытия. Диал-ка как философская теория развития, осн истор формы диалектики.

Двж как фил кат обознач свойство изменения, кот обладает люб сущее. Д – это люб изм-е, всякое взаимод (Энгельс). В рамках механистической картины мира Д понималось как механич перемещение в пространстве и времени под влиянием внешних сил. По концепции деизма, напр, Д возникает под влиянием сверхъестественных внешних сил, кот затем самоустраняются из мира. А электричество, а тепловые процы. Тут все к механич перемещению не сведешь. Поэт признание мнообразие форм Д. Источником Д выступает не внешний источник, а внутреннее противоречие самого объекта. Тогда Д – это самоДвж. Д – это изм-е. Изм-е мы можем связывать с разли носителями, а точнее, рассматривать, что изменяется. Напр, изм-е в мире вне чел сознания. И тогда Д – это сп-б сущ-е материи. Вторая плоскость нашего интереса – изм-е мат объектов. Это взаимод. Взаимод на всю материю не перенесешь, т.к. она одна, ей не с чем взаимодействовать. Третье – один единственный, конкр материальный объект. У его изменений есть начало и конец, они направлены от начала к концу и закономерны, они носят качественный характер – это уже развитие. Ха-ки Д – объективность, независимость от чел сознания; материальность, связь с матер носителем; Д присуще всем без исключения матер объектам, оно в эт плане абсолютно; Д относительно; Д прерывно, каждый материальный объект начинает свои изменения, продолжает и заканчивает; Д непрерывно; следовательно, Д противоречиво; Д многообразно, множество форм Д материи, в начале 19-го вв. первая классификация форм Д. Люб наука осваивает некую форму Д. Форма Д – это сп-б сущ-е каких-то мат объектов. Носитель механич Д – масса, химического – молекулы, соц – Ч. В совр позн-и создаются новые разнообр классификации, но опыт этой классификации переносится. Принцы – признание многообразия форм, неразрывная связь с матер носителем, сп-б связи форм м/д собой (кажд послед форма вырастает из предыдущей или сов-ти предыдущей, но полностью качественно к ним не сводится – сущность Ч не сводится к химическим реакциям в его орг-ме), классификация должна отражать эв-цию мат-го мира.

Развитие тоже моделируется в теоретическом мышлении. Моделирование развитие начинается в 19 в. (для биологии) и в 20 в. (для физики и химии). Ф тоже моделирует развитие. Диал-ка выступает как теория развития. Истор формы диалектики:

- диал-ка античного мира означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в филос смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как сп-б ведения филос диалога. В антич диал-ка стала трактоваться прежде всего как метод правильного мышления. Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разн трактовках сохраняется традиция использования понятия диал-ка как сп-ба рационального, логического мышления.- объективно-идеалистическая диал-ка Гегеля трактуется как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принцов и первоначал всей реальности; диал-ка на идеалистической основе вне поля зрения науки из-за ее идеалистичности, там речь не о прир, а о некой всеобщей идее; заслуга Маркса – перенос диалектики на материалистическую основу.

Осн законы диалектики призваны зафиксировать:– источник развития – закон единства и борьбы противоположностей;– механизм развития – закон перехода количества в качество;– направленность развития – закон отрицания отрицания. Развитие многообразно. Все его нюансы фиксируются в системе парных категорий: причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, содержание и форма, возм-ть и действительность, единичное – особенное – общее. Все это разн срезы одного и того же проца развития. Итак, материалистическая диал-ка становится теорией развития.

Диал-ка – специфич.фил. уч-е о движ., измен-ии и становл-ии всего сущего. С мом-та своего зарожд-я диал. уделяет особ вним.объяснению сложной противореч-ой прир проц. движ-я. Причем референтами этих проц-в явл. не т-ко объекты и предметы мат. мира, но и ф-ны идеальной сферы: понятия, идеи, концеп. Именно поэт этимология терм. диал-ка происх. от древнегр., что означ.ис-во вести беседу или спор. Здесь присутств.акцент на подвиж-ть и изменч-ть языка. Принято выд-ть неск-ко важн. этапов разв-я диалектич. учений в ист. фил. К ним отн.: антич. диал-ку; диал-ку немецкой классич. фил.; материалистич. диал-ку, представл. в рамках маркс.-ленинской фил.; диал-ие идеи и концеп., разраб. в трудах представит. постклассич. фил. В эпоху Возр. и Нов.вр. диал-ие идеи высказ-сь и обосновыв-сь в трудах различ. фил. и мысл-ей (Кузанский, Бруно,Лейбниц,Спиноза). Но господств. формой и доминир-им стилем мышл-я в этот период становится метафизика, кот. абстрагир. от учета всеобщ. связи явлений и их динамики. Осн. акцент в исслед-ях природных и соц. объектов переносится на процедуры аналитич. расчленения сложн компл-ых объектов, класс-ии и системат-ии накопл-го знания. Особый ин-с к разраб. диал-го метода мышл-я возникает в немецкой классич. фил., в рамках кот. разраб. вторая ист. форма диал. У истоков стоял Кант, автор конц.трансцендентальной диал., кот. убедит.обосновала теоретич.несост-ть догматич. метафизики как метода мышл-я. Диал-ка у Канта становится неотъемл-м атрибутом познават-ой д-ти фил. разума, но в ней преобл-т отриц. инстанция, столь ярко продемонстрированная Кантом в его учении об антиномиях чистого разума. В итоге кант-ая версия диал.оказ-ся отриц. и не приводит к идее постиж-я противоречий развив-ся объектов в мышл-и.
12. Диал-ка и синергетика. Синергетическая парадигма в современной науке.

Сам термин “парадигма” вводится Куном в 20-х гг. Имеется в виду некий канон, некое направление деят-сти, заданной опр ориентирами, опред колея, по кот идет развитие той или иной отрасли знания, опред исследоват программа. Когда мы говорим “синергетическая парадигма”, мы задумываемся о том, как опред понятия, идеи синергетики срабатывают в роли таких ориентиров. Можно сказать, что роль парадигмы в науке в свое время выполняла механика, задавая подходы к решению люб задачи, вплоть до социальных задач. Ч – это тоже машина, только сложно организованная – это мы оказываемся в русле механистической парадигмы. наука в современных условиях озабочена теоретическим освоением процов развития, т.к. это важно, интересно и насущно; моделирование развития начинается в Ф, исторически первой попыткой моделирования проца развития выступает диал-ка как теория развития;вместе с достоинствами диал-ка обнаруживает ряд недостатков, постклассическая Ф отказывается от дальнейшего моделирования развития и вся тяжесть в эт деле падает на науку;

синергетика как концепция, претендующая на теорию развития.

Диал-ка вырабатывает понятийный ап-т, категории, осн понятия и связь между ними. В ст-ру диалектики входят осн законы, и неосн законы или парные категории, ориентированные на представление развития в разн срезах. Диал-ка как фил теория развития – это ориентир для позн-я. Постклассическая Ф не интересуется развитием как таковым, у нее др пробл-ка, она интересуется бытием Ч в мире, анализирует языковую реальность, занимается проблемами Ч в соц жизни. В эт отношении нет интереса к пробл-ке прир и моделированию развития. Тогда в культуре эту традицию продолжает наука, и моделирование развития наука осуществляет по своим предметным областям: в биологии, в космологии, в химии и т.д. Среди этих подходов больш значение приобретает синергетика, кот изначально выстраивается как теория самоорг-и. Теорию систем интересуют с-мы вообще, космологию – развитие Метагалактики, химию – процы с химическими соединениями, биологию – развитие биологических орг-мов, синергетику интересует самоорг-я как таковая. Понятийный ап-т синергетики работает на построение модели развития. Синергетика фиксирует нов нюансы: учитывает то, что факторы и рез-ты их воздействия могут не совпадать по своей значимости, отсюда нелинейные процы развития; наука всегда пыталась вычленить устойч состояние объекта, синергетика же фиксирует процы, удаленные от состояния равновесия, вариабельных,неравновесных, непредсказуемых; учитывается элемент случайности. Т. о., проц неравновесный, нелинейный, вероятностный. Синергетика дает более детальную и точную модель таких процов. Понятия: точка бифуркации, аттрактор.

Важ. роль в достиж-и этого важн.о мировоззр-го рез-та сыграла и теория самоорг-ии (синергетика). Она из-ет проц. самоорг-ии или спонтанного структурогенеза, уделяя при эт особ.вним-е эффектам согласов-го д-ия различ. комп-в развивающ-ся систем. Традиц-но самоорг-ия связывалась с функцион-ем и раз-ем биологич. систем, д/кот. хар-ны явл-я саморег-ции и самовоспроизв-ия. Что касс-ся неорганич. объектов, то считалось, что их измен-я строго подчин-ся второму началу термодинамики, поэт они могут осущ-ся лишь в напр. возрастания энтропии, т.е. от порядка к хаосу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: