Аксиологические параметры бытия Ч в мире. Экзистенциальный опыт личности

1) проблема Ч – фундаментальная проблема Ф 20-го вв.;

2) эта проблема может решаться с помощью разн подходов (кратенький экскурс в вопр №13);

3) экзистенциальзм интересуется не сущностью, а сущ-ем. Экзистенциальный опыт личности – это опыт присутствия личности в эт мире. Чтобы зафиксировать этот опыт, нужно ввести цел ряд параметров. Это аксиологические параметры.

Говоря о созн-ии чел., мы исх. из того,что оно всегда индив-но и связ-но с осозн-ем чел-ом своего бытия в мире, своей уник-ти, неповт-ти и своей прич-ти к тому, что сост-т тайну бытия чел-ва в целом. Стремл-е разг-ть эту тайну опираясь на собств. жиз. опыт и опыт др., порожд-т рефлексию, приобщая чел. к осмысл-ю экзистенциальных, смысложизн-ых проблем. Это пробл.метафизич.,не имеющ.однознач. и универс-го реш., х-ра, и их осмысл-е не предпол достиж-я некоего прагматич-го рез-та. Постановка этих пробл. важна д/чел., фиксируя опред.степ. его дух. зрел-ти. Чел., облад-ий опред. дух. опытом, не может не задумываться о том, что он есть, зачем живет, что оставит после себя. Он не может не зад-ть себе эти вопр., т.к. размышл-е над ними позволяет ему осознать свою инд-ть и попыт-ся постигнуть свое предназнач. в мире, почувст-ть приобщ-ть к нему и заявить о себе как думающ., сомневающ., страдающем, но при эт утвержд. свою дух. суверен-ть сущ-ве. Такое обращ-ие тем более важно д/совр. чел., кот. постигая тайны прир и преобр.мир, оказ-ся не в сост. понять самого себя, нанося вред своему телу, душе и духу. По Шелеру наша эпоха-1ая, когда чел. стал сов-но проблем-н. Он больше не знает, что он такое, но в то же вр.зн., что он этого не знает.Это последнее «знание» все же ост-т надежду на то, что не все потеряно д/чел., раз он задум-ся над экзистенциальн.пробл-ми собств. сущ. Среди этих пробл. одно из центр. мест занимает проблема смысла жизни, опред. жизнен. стратег. чел. и выбор ценностных приоритетов.Данный выбор индивид-н и связан с личн-ми особенностями чел. Можно выд-ть неск-ко векторов осмысл-я данной пробл. 1й вект. придает смыслу жиз. трансцендентный и сакральный х-р, связ. земное сущ-е чел. со служением высшим цен-ям и идеалам, а перспек.- с потусторонним, трансцендентным бытием. 2й век. осмысл-я соотн-т смысл жизни с ориент. на «земные» цен-ти и идеалы- наслажд-я, счастья, долга, эгоизма, альтруизма и др. Как считал Фромм эти смысложизн-е установки могут быть сведены к двум фунд-м: «иметь» (потреб., польз-ся благами жизни, жить в свое уд-ие) и «быть» (отдавать, творить, реализ-ть себя).3й век. редуц-т смысл жизни к целям, кот. ставит перед собой чел.и кот. он стремится реализ. в своей практич. д-ти. В эт случ. происх-т чрезмерн. рацион-ия и прагматиз-ия смысла жизни, а сама жизнь лишается глубины и загадоч-ти. 4й связан с рассмот-ем жизни в кач-ве самоценности- уже в самом факте сущ-я чел., нез-мо от наполн-ти его жизни, с этой т.з., заключ. великий смысл.Как отмеч. франц. фил. Янкелевич, т-ко смерть задним числом высвечивает смысл жизни.

Перечисляем параметры.Разн версии экзистенциализма акцентируют внимание на разн параметрах.

Свобода. Ответственность. Выбор. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти. Страх. Коммуникация. Любовь. Надежда. Забота. Счастье. Все то, что задает чел присутствие в эт мире. Напр, проблема счастья Ч. Как она по-новому решается. Счастье – это наслаждение жизнью (эпикурейство). Счастье – это следование долгу и выполнение этого долга. Мир проц – это разнообразие жизни в разл ее формах. Тогда смысл жизни в ней самой. Тогда счастье в наслаждении каждым моментом жизни. В религиозной средневековой Европе Вас бы за это сожгли.

Страх. В обыденном позн-и страх связан с чувством опасности. В экзистенциализме страх связан с См конечности своего сущ-е. Ч – единственное из существ, кто знает о том, что он в конце концов обязательно умрет.Смерть. В экзистенциализме смерть расценивается не только трагический уход, обрыв, хаос, тьма, не так, как расценивает религия, как приближение к жизни вечной. А как координату, кот помогает определить ценность жизни. Поэт человеческая индивидуальность лучше всего проявл перед лицом смерти, когда с Ч слетают все маски. Индивидуальность проявл в отношении к смерти. Смерть открывает нам ценность жизни.

Свобода. Ч выясняет закономерности, не отменяет их, но получает возм-ть их модифицировать. Свободный Ч в Новое время – это свободный не от а свободный для. Свободный Ч – это тот, кто имеет возм-ть разумно пользоваться знанием необходимого. Свобода – это познанная необходимость. По экзистенциализму свобода – это свобода духа, это внутренне качество Ч. Т. о., Ч может быть офигенно свободен даже сидя в тюрьме. Свобода – это естественная хар-ка Ч, ее у него не отнять. За этим просматривается мир иррациональный, где Ч не может положиться только на разум. Свобода – это то, что Ч застает, приходя в этот мир. И он вынужден в эт мире каждый момент выбирать себя. Экзистенциализм открывает в Че новые характеристики, новые качества и вводит эти качества в обиход. Ограниченность такого подхода в соотношение с наукой: констатируем, критикуем, но, не зная типичных черт и общих характеристик, невозможно выстроить программу действий. Проблема в понимании становится центральной в появляющейся отсюда герменевтике, а не только описание.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: