Ф-н научной рациональности. Научное и паранаучное знание

1. Рациональность – отличительная особенность науки. Наука – это рациональный сп-б постижения мира. Она оперирует не чувственными образами, а развёрнутыми категориальными комплексами, апеллирует к рациональным ст-рам психики.

2. Что такое рациональность. Рациональность – это сугубо чел сп-б сущ-е в мире, в основе кот лежит не адаптация, а преобразование мира, предполагающее постановку целей, нахождение сп-бов их реализации, оценку полученных рез-тов. Рациональность предусматривает замещение объектов образами, оперирование ими, создание моделей того, что ещё не существует, реализацию этих моделей, в рез-те чего рождается нечто новое в человеческой жизни, несводимое к адаптации.

Рациональность – это один из сп-бов приобщения Ч к миру. Возможны и др сп-бы, напр, через любовь к Богу или через единение с прир. Но в этих сп-бах нет необходимости моделировать фрагменты реальности, затем проигрывать эти ситуации, получать новые знания и воплощать их в жизнь. Так, в традиционном обществе при освоении мира внимание обращено не к рациональным ст-рам психики, а происходит попытка вживления в этот мир, вчувствывание в него. В техногенном обществе интенция на умозрительное постижения мира с помощью рациональных приёмов. Вся ст-ра техногенного общ-а нацелена на удержание и развитие рациональных позиций. Поэт рациональность является величайшей ценностью техногенного общ-а.

3. Что такое науч рациональность (далее Н.р.). Всякое позн-е Чом мира рационально, но не всякое рациональное позн-е научно. Н.р. предпол наличие некот определённых канонов, нормативов для: 1) описания и объяснения; 2) доказательства; 3) орг-и знания.

Н.р. предпол, что мир упорядочен согласно некот законам и Ч может проникнуть в эту упорядоченность. В основе этой идеи лежит принц тождества бытия и мышления, возникший в антич. => Классическая наука ставит перед собой задачу изучения законов прир. В Китае, напр, термин закон прир вообще не существовал т.к. согласно китайским философам: “для того чтобы законы выполнять их нужно поним, а какое понимание может быть у деревьев, камней...”

4. Формы научной рациональности (ст-ра). По мере развития техногенного общ-а Н.р. принимает разл формы. Приёмы и методы для описания, объяснения, доказательства и орг-и знания различны в:

– естествознании;

– гуманитарных науках;

– технознании;

– математике.

В связи с этим можно выделить соответствующие формы научной рациональности. В самом естествознании эти приёмы и методы также различаются, поэт выделяют:

- Н.р. классической науки;

- Н.р. неклассической науки;

- Н.р. постнеклассической науки.

5. Паранаучное знание. Ценность Н.р. иногда подвергается сомнению в совр обществе и тогда возникает паранаучное знание. Приставка пара- значит “выход за пределы” => паранаучное = околонаучное. Паранаучное знание разделяют на три категории:

1) Преднаука или протонаука. Мир тут домысливается (теплород, флагистон и т.д.)

2) Девиантная наука – отклоняющаяся в своих нормах и методах от обычной науки. Квантовая механика в начале своего развития – это девиантная наука. Ещё пример – гелиобиология Чижевского (про влияние солнечной активности на явления на Земле).

3) Квазинаука (лженаука) – это не наука. Она аппелирует к архаическим системам психики. Такая наука стремится принять облик девиантной науки. Яркий пример – учение Лысенко, или новая хронология Фоменко.

2. За европейской цив-й закрепилось знач-е рац-но организованной цив-ции, кот. присущ дух целесообразного и прагматического реш-я возникающих проблем. Для того, чтобы раскрыть природу этой глобальной ориентации на устр-во соц. д-ти и принцы ее историч-го изм-я, необходимо ответить на вопр.о том, что предст-ет собой ф-н рациональности как опред-ая х-ка мысли и д-я. Обычно ее связывают с такими параметрами, как целесообразность, эф-ть, ясность и опред-ть др. В эт контексте рациональность должна интерпретироваться прежде всего как специфич. х-ка сознания, создающая необходимые предпосылки д/достиж-я оптимальных и эффективных форм позн-я и преобраз-я д-ти. Традиционно в классич. фил. такую х-ку сознания связывали с его сп-бностью обеспечивать понятийно-дискурсивное и логически обоснованное отражение реальности. А сама эта сп-ть объяснялась тем, что в ст-ре сознания, наряду с ощущениями, восприятиями, памятью, эмоциями, волей и другими компонентами, выделялось и рац-но-логическое мышление, кот. провозглашалось высшей познавательной сп-бностью субъекта, обеспечивающей ему возм- целенаправленного, обобщ-го и опосредованного позн-я д-ти. В совр. культуре именно такое формообраз-е, как наука, наиболее рельефно репрезентирует рац.ю спос-ть сознания. Поэт сег чаще принято говорить о ф-не именно научной рац-ти и анализировать разл ее типы. Понятие «науч рац-сть» также весьма аморфно по сод-ю и полисемантично. Можно зафиксировать неск-ко смысловых аспектов его сод-я: 1.характер и уровень упорядоченности исследуемых в науке систем, кот фиксируется в форме идеальных объектов разл степени общности; 2.сп-б понятийно-дискурсивного описания и объяснения исследуемой реальности; 3.сов-ть норм и методов науч исследования, кот фиксируется в определенном типе методологической рефлексии или стиле науч мышления. Выделяют разн модели или типы Т. о. интерпретированной научной рациональности: индуктивистская; дедуктивная; сетчатая; тематическая др. Одн из хорошо обосн-ых и широко известных интерпретаций науч. рац-сти явл. разработанная в отеч.фил. науки историко-генетическая ее концепция, в рамках кот. выд-ся три ист-х типа науч. рац-ти: классич., некл. и постнекл. В связи с этим наряду с научным позн-ем выделяют и ряд форм вненауч позн-я, кот осуществляется по иным правилам и нормам. Сущ-т различ.классиф-ии вненауч-го позн-я и знания. К ним чаще всего относят: а) обыденно-практическое позн-е, в кот фиксируется опыт повседневной жизни и обнаруживает себя логика «здравого смысла»; б) игровое позн-е, ориентированное на развитие креативных и коммуникационных сп-бностей Ч, реализующееся на основе условно принимаемых правил и целей, и имеющее обучающе-развивающий характер; в) разл формы протонаучной познавательной деятельности, регулируемые посредством традиций и обычаев, и дающее рецептурное знание. К паранормальному знанию относят учения о тайных природных и психических силах и отно-х, кот. реализуются за пределами известных науке физ. сп-бов взаимод-я.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: