Примечания для учителя

· Играть могут две команды или четыре (по 6–8 человек). Их может сформировать учитель или сами ученики по желанию. Капитана выбирает команда.

· Выигрывает та команда, которая набрала больше очков. Соответственно очкам выставляются оценки. Если играют 2 команды, то за первое место ставится «5», а за второе – «4»–«5». Лучшие игроки и зрители также могут быть отмечены оценками «5».

· Если играют 4 команды, то за первое место ставится «5», за второе – «4»–«5», за третье место – «4», а за четвертое – «4»–«3».

Воспитательное занятие в виде конкурса-викторины для учащихся 8-х кл. архитектурно-художественного уклона СШ №15 г. Барановичи «Виды и жанры изобразительного искусства» совместно подготовили и провели учитель рисунка Н.М. Сафонова и учитель живописи И.Ю. Якушенкова. Они объединили цель и задачи, сформулировав их следующим образом:

- Учить детей на практике применять полученные на уроках ИЗО знания, умения, навыки по рисунку, живописи, композиции, истории искусства;

- Развивать творческие способности учащихся;

- Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, способствовать сплоченности классных коллективов.

Оборудование:

Доска, экран, диапроектор, стол для жюри, 2 стола для команд, 2 натюрмортных стола, 4 мольберта, репродукции произведений искусства для оформления класса.

Демонстрационный материал:

2 подноса с инструментами и материалами, используемыми в разных видах изоискусства; 4 репродукции и 4 слайда с изображениями двух архитектурных сооружений и живописи; 2 мешочка (непрозрачных, полотняных), 2 предмета сложной конфигурации (небольшие пластиковые, керамические или фарфоровые статуэтки), 4 карточки с высказываниями, набор инструментов для натюрмортов, драпировки, 4 листа с контурным изображением головы человека, 2 листа с клейкой основой, 2 конверта с элементами коллажа, табло.

Раздаточный материал: карандаши, фломастеры, бумага.

Ход занятия

На доске написан эпиграф:«Жизнь коротка, а искусство вечно» Гиппократ.

1-й ведущий: Ребята, сегодня мы с вами здесь собрались для того, чтобы вы смогли доказать, что не зря учитесь в классах с художественным уклоном и смогли применить свои знания и умения в условиях нашего конкурса «Виды и жанры изобразительного искусства». В составы ваших команд должны входить: капитан, пейзажист, портретист, эксперты по архитектуре, живописи и скульптуре.

Ваши достижения в ходе конкурса будет оценивать жюри.

Первым представить свою команду предоставляется возможность 8 «Б» классу. Капитан: Наша команда называется «Колорит». Наш девиз «Огнями, красками горит в любой картине – колорит!!!».

Затем представляет свою команду 8 «В» класс. Капитан: Наша команда называется «Спектр». Наш девиз: «Будь художник хоть куда, а без спектра – никуда!!!».

1-й ведущий: Сначала нужно провести небольшую разминку.

Конкурс 1. Разминка. Внимание! Условия конкурса: каждая из команд сейчас получит по подносу, на котором лежат инструменты и материалы художников разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство). Вам нужно как можно быстрее разобрать материалы и инструменты на две группы, определить вид искусства и обосновать свой выбор. (Среди объектов лежат предметы не относящиеся к теме: молоток, отвертка, рубанок, ложка, зубная щетка, губная помада, катушка ниток, гвозди и т.д.). Ребята, лишние, на ваш взгляд, предметы оставьте на подносе. Учащиеся могут молоток и гвозди отнести к инструментам живописца, мотивируя это тем, что он должен натягивать холст на подрамник. Ложку иногда относят к инструментам скульптора, предлагая воспользоваться ей как стеком. Жюри подводит итог первого конкурса, учитывая правильность ответов и смекалку обеих команд.

2-й ведущий: А теперь следующий конкурс – «Экспертиза». Представьте себе ситуацию: в музее возник пожар, в результате которого четыре ценнейших экспоната пострадало. Два изображения архитектурных сооружений и два шедевра живописи. Экспертам по архитектуре и живописи нужно выяснить: время создания произведения, страну, стиль. Кроме этого необходимо определить жанр картины и дать ей название. Капитаны получают по две репродукции. На обсуждение дается одна минута.

Ребятам предлагаются следующие репродукции: собор Василия Блаженного, собор Парижской Богоматери, В.В. Кандинский «Пестрая жизнь», М.З. Шагал «Купание ребенка». Накануне экспертам по архитектуре давалось задание узнать о 5-6 известнейших архитектурных сооружениях, среди них были и эти два собора.

2-й ведущий: Первыми давать заключение будут эксперты команды «Спектр» (в зале гасится свет, на доску опускается экран и проецируются слайды с нужными изображениями. Эксперты по очереди высказывают свои заключения).

Конкурсанты неплохо справляются с заданием. Выявляют жанр. Названия даны близко к истинным.

1-й ведущий: Следующий конкурс «Кто больше?». Условия конкурса: каждая команда по очереди называет один из инструментов или материалов графики. Выигрывает та команда, которая назовет больше и закончит конкурс последней. Начинает конкурс команда «Колорит». Начали! Конкурс не сложный, поэтому оценивается в один балл. Жюри подводит итог.

2-й ведущий: А теперь пришло время проявить свои знания экспертам по скульптуре. Конкурс «Кот в мешке». У меня в руках два мешочка. Я думаю понятно, что они не пусты. Эксперты, подойдите ко мне. Сейчас вы, за одну минуту, не развязывая мешочки, на ощупь должны узнать и нам сказать, что находится в мешочках. У ребят в мешочках предметы довольно сложной формы: статуэтка «Вратарь», статуэтка Дон Кихот и два керамических чайника с лепными элементами.

После того, как эксперт по скульптуре дает свою версию о том, что находиться в мешке, ведущий развязывает мешочек и показывает, что в нем находилось.

Жюри оценивает конкурс. Максимальная оценка 3 балла.

1-й ведущий: Пока работали эксперты по скульптуре команды отдохнули. Следующий конкурс «Закончи цитату» будет опять командным. Каждой команде дано по две карточки с цитатами известных деятелей культуры. За 1 минуту вы должны закончить высказывание, если это требуется.

Обеим командам дается по два одинаковых высказывания. Первое: «Краска, цвет – вот что делает художника…» (художником). И второе: «Объем предмета составляют: свет, рефлекс, полутень, тень (собственная), блик, тень (падающая) и …» (выражение закончено).

Команда «Спектр» закончила первую фразу «…счастливым!» Команда «Колорит» - «…великим художником». Второе выражение было законченным, об этом догадалась команда «Спектр», поставив точку перед «и». Члены команды «Колорит» думали по иному. Они продлили выражение, добавив концовку «и его контуры». Слово предоставляется жюри.

2-й ведущий: Следующий конкурс – «Натюрморт на тему…». Приходя на урок живописи или рисунка, вы выбираете место, берете мольберт и начинаете рисовать натюрморт, который поставили вам учителя. А сейчас каждой команде предстоит самостоятельно из предложенного набора предметов составить натюрморт на тему «Ура! Каникулы!» и придумать ему название. Вспомните, что каникулы бывают не только летние. Количество предметов не ограничивается. В наборе: спортивный инвентарь (мяч, скакалка, ракетка, коньки, ласты), корзины, соломенные шляпы, муляжи овощей и фруктов, драпировки и т.д.

Первым представляет свой натюрморт команда «Колорит». Капитан: Наш натюрморт называется «Первый день каникул». В центре композиции мы положили книгу – школа как бы еще не забыта, но улица уже зовет. О чем говорят ракетка, скакалка, соломенная шляпа.

Предоставляется слово капитану команды «Спектр». Капитан: Мы свой натюрморт назвали «Осенний матч-реванш». По-моему футбольный мяч, перчатка, ветка с листьями говорят сами за себя.

Жюри оценивает композиционное построение натюрморта и его соответствие названию. На это задание отводится 3 мин.

1-й ведущий: А теперь мы проведем два конкурса одновременно. Прошу подойти ко мне портретистов из каждой команды. Для вас приготовлено по два мольберта с листами-схемами лица человека. Изображения абсолютно одинаковы. За 5 минут вы должны изобразить на них мимический портрет. На одном лице «Смех», на другом – «Удивление». Когда закончите свои работы, передадите в жюри.

Пока портретисты выполняют свое задание, команды будут соревноваться в следующем конкурсе: «Коллаж. Пейзаж». Вам на столы положили листы бумаги форматом А3 и конверты с элементами для коллажа. На них фрагменты зимней и летней природы. Ваша задача за 5 мин. составить пейзаж в технике коллаж. При оценке учитываться будут плановость и композиция.

2 ведущий: Болельщики, вы хотите, чтобы ваша команда выиграла? – Да! – Тогда у вас есть шанс принести своей команде очко. Возможно, этот балл станет победным. А получит этот балл та команда, болельщики которой больше вспомнят и споют песен с элементами пейзажа или растениями. Например, «Степь да степь кругом», «В лесу родилась елочка», «Во поле березка стояла» и т.п.

Слово для подведения итогов конкурсов «Мимический портрет» и «Пейзаж» предоставляется жюри.

2-й ведущий: Наконец настало время проверить «Домашнее задание» команд. Вам было задано оживить картину. А как она называется, должны отгадать соперники. Командам дается 2 мин. для подготовки реквизита. Первыми демонстрировать свое задание будет команда «Спектр».

Командам были даны репродукции известных картин «Три богатыря» В.А. Васнецова и «Охотники на привале» Перова. Жюри оценивали оригинальность реквизита, точность композиции и типизация образов.

1-й ведущий: Наступает последний решающий 10-й конкурс «Блиц-опрос» за 1 минуту вам нужно будет ответить на 14 вопросов. Все они связаны с видами и жанрами искусства. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Если ответа на вопрос нет, говорим: «Дальше!» Обеим командам даются равнозначные вопросы (см. Приложение).

Жюри подводит итоги, и команды выстраиваются для церемонии награждения. Команда, занявшая первое место, награждается кисточками, а второй команде вручают карандаши. Обе команды награждаются одинаковыми тортами и приглашаются в соседний класс, где организован общий «круглый» стол с горячим чаем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: