Наука — форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний истинность к-рых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики. Могущество научного знания в его обобщенности, всеобщности, необходимости и объективной истинности. В отличие от искусства, к-рое отражает мир при помощи художественных образов, Н. постигает его в понятиях, средствами логического мышления. В противоположность религии, дающей извращенное, фантастическое изображение действительности, Н. строит свои заключения, опираясь на факты. Сила Н. в ее обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные законы, без знания к-рых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность. Движущей силой Н. являются потребности развития материального производства, потребности развития об-ва. Прогресс Н. заключается в том, что она переходит от раскрытия относительно простых причинно-следственных отношений и существенных связей к формулированию более глубоких и фундаментальных законов бытия и мышления. Диалектика научного по знания, новые открытия и теории не отменяют прежних результатов, не отрицают их объективную истинность, а уточняют лишь границы их применения и определяют их место в общей системе научного знания. Н. тесно связана с философским мировоззрением, к-рое вооружает ее знанием наиболее общих законов развития объективного мира, теорией познания, методом исследования. Идеализм заводит Н. в тупик агностицизма, подчиняет ее религии. В совр. условиях только философия диалектического материализма способна служить орудием правильного подхода к действительности, быть источником широких и плодотворных обобщений. Возникнув из потребностей общественно производственной практики и непрерывно испытывая стимулирующее влияние последней, Н. сама в свою очередь сильно воздействует на ход развития об-ва. Совр. Производство немыслимо без Н., роль к-рой постоянно растет. Сближение Н. с производством в процессе создания материально-технической базы превращает ее в непосредственную производительную силу об-ва.
Научно-философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функ-ий, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность филос. разума позволяет ему осуществлять также эвристические фун-ции прогноза, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами. Общие мировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере филос. Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном от-нии.






