Философская категория материи

Материя — фундаментальная исходная категория философии, от того или иного ее понимания зависит решение практи чески всех других философских проблем.

Этимология термина «материя» восходит к лат. materia — ве­щество. Это «вещественное» значение термина удерживалось вплоть до XX в., когда произошла революция в физике, означав­шая кризис одностороннего, основанного на обязательном чув­ственном восприятии, понимания материи, составлявшего суть концепции метафизического материализма.

Материю в единстве и многообразии всех форм ее прояв­ления можно осмыслить, подойдя к ее анализу только исто­рически, обобщая опыт развития научного и философского познания. Как известно, первой ступенью в осознании матери­альности мира был стихийный материализм. Началом форми­рования понятия материи явился переход от качественного многообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира — первоматерии. Сложность необходимой для этого мысленной операции абстрагирования видна хотя бы но тому, что сначала все качественное многообразие мира выводилось из какого-либо одного тоже качественно определенного, эмпирически воспри­нимаемого элемента, например из воды или огня. Но уже Де­мокрит заметил, что с помощью одного качественно определен­ного вещества невозможно объяснить происхождение другого. Ни один элемент не содержал в себе принципа своего превраще­ния и сам должен был быть объяснен как обладающий именно данным качеством. Дальнейшее движение мысли, приведшее к унификации всех первооснов бытия, было уже необоримо и в конечном счете вылилось в идею атомарного строения мира, то есть такого, в основе которого лежали чувственно не восприни­маемые частицы - атомы.

Механика Ньютона, позволявшая объяснять большую часть явлений и событий мира на основе взаимодействия атомов, ут­вердила механистически атомистическую картину мира и явилась образцом научной точности для других наук. Материя в виде атомов и движение в пустоте вот два основных принципа ньютоновской механики. Казалось, что механически-материа­листический принцип дает возможность осмыслить суть всех происходящих н мире явлений — вплоть до тончайших явле­ний психики и что теоретическая физика, исследовавшая фундаментальные свойства атомов, вот-вот закончит свои поиски и получит полную завершенность. Именно эта интеллектуальная атмосфера нашла отражение в вопросе немецкого физика Г. Кирхгофа: «Разве осталось еще что-нибудь открывать?»

Однако наряду с триумфом атомизма в науке постепенно назревал и его кризис, связанный прежде всего с открытием новых фактов, для которых объяснение на основе атомистического строения материи оказалось недостаточным, а кроме того, и сам атом оказался отнюдь не простой мельчайшей частицей материи. Атомистическая концепция строения материи «дискре­дитировала» себя тем, что атом оказался совсем не «атомом»: он был разделен. Был открыт электрон, обнаружен радиоактив­ный распад и превращаемость атомов.

Этот кризис был связан с введением в физику нового фундаментального понятия понятия поля (М. Фарадей, Дж. Максвелл), описывающего принципиально отличное от вещества со­стояние материи. В чем же особый физический и философский смысл понятия ноля, какими путями человеческая мысль пришла к этому новому виду материи?

Первоначально ноле понималось как окружающее какой-либо вещественный объект пространство, для каждой точки ко­торого можно с помощью математических уравнений определить величину и направление силы взаимодействия между данным объектом и каким-либо другим объектом. Так, рассчитанное Ньютоном тяготение как основной вид взаимодействия между объектами имеет различную напряженность в различных точ­ках поля, то есть в различных точках окружающего объект пространства.

«Материя исчезла» — ахнул научный мир, после того как физики, обратившись с восторгом неофитов к новому понятию, начали объяснять свойства ве­щества из действий ноля: материя исчезла, уступив место ново­му богу — полю. Ведь в классической механике Ньютона счи­талось, что такие фундаментальные свойства материи, как масса и объем, абсолютно неизменны, изначальны и ничем не обуслов­лены. Но опыт показал, что масса электрона обусловлена создан­ным им полем и изменяется в зависимости от энергии поля. Следовательно, масса частицы изменяется вместе с изменением структуры поля. Меняется масса и в зависимости от скорости тела: с приближением скорости электрона к скорости света нап­ряжение его поля стремится к бесконечности, а соответственно меняется и его масса. Поскольку же масса считалась мерой количества материи, то открытие непостоянства массы, ее изменения в связи с изменением в области поля и в скорости дви­жения тела было истолковано так. будто материя исчезает, а материализм терпит крах. В этом же духе был истолкован радиоактивный распад атомов. Он мыслился как превращение м; теории в энергию, как «исчезновение» материи. Это «исчезно­вение» материи, само по себе еще не означавшее замену мате­риализма па идеализм, сопровождалось и прямо идеалистически ми выводами в области гносеологии.

Вся совокупность новых открытий объективно носила диа­лектический характер. Преодоление кризиса в физике требовало ит теоретической мысли более гибкого подхода к фактам, в частности к пониманию связи материи, движения, пространства и времени. Нужно было значительно тоньше подойти к трак­товке истины, ее подвижности, понять, что она есть процесс. В той картине мира, которая все отчетливее вырисовывалась в нау­ке, именно изменение, переход, превращение, развитие нужда­лись в диалектическом объяснении. Мышление же ученых все еще находилось в плену механистических традиций. Новые от­крытия в науке взывали к глубоким изменениям в самом спо­собе мышления людей. Начался мучительный процесс ломки старых, привычных представлений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: