Бытие как фундаментальная философская категория

Что же понимается в философии под бытием?

В самом широком смысле слова бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что существует: это и материальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Даже плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, да и бред больного существуют как духовная реальность. Следовательно, бытие охватывает и материальное, и духовное. Оно есть, таким образом, нечто реально сущее.

Тщательно классифицировать и описать все известные виды бытия, а также виды и разновидности физической, химической, геологической, биологической, психической, социальной и духовной форм реальности, известных науке на сегодняшний день представляется задачей огромной методологической важности.

Категория бытия — одна из самых древних философских категорий. Все учения античности содержали се в качестве центральной. Будь то совокупность природных элементов или логос, выполняющий роль энергийного принципа всего сущего,— все это так или иначе представляет собой конкретные формы проявления бытия. Другое дело, как толковалось такое бытие: рассматривалось ли оно как нечто первичное, определяющее либо как нечто отражающее иную бытийственную сущность, недоступную непосредственному восприятию, то есть фактически оно понималось в диапазоне от непосредственно воспринимаемого органами чувств до абстрактных сущностей, или принципов, организующих видимое бытие мира и в той или иной мере познаваемых либо, напротив, недоступных познанию.

Антитезой бытия, или нечто, является ничто. Все конкретные формы бытия, например звезды, растения, животные, как бы «возникают» из небытия и становятся наличным, актуальным бытием. Но бытие сущего, сколько бы оно ни продолжалось, приходит к концу и «возвращается» в небытие, утрачивая данную форму бытия. Диалектика и заключается в том. что переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение, становление его в иной форме. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода одной формы бытия в другую. Небытие суть понятие относительное, в абсолютном смысле небытия нет.

Самое пристальное внимание этим категориям в философии было уделено Гегелем, у которого они наполнялись глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития, становления. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия — с понятия чистого бытия (ничто). Почему именно с него? Разве бытие лишено всякой определенности? Ведь оно объемлет все сущее в бесконечном богатстве его конкретных проявлений. Не оно ли вмещает в себя и материальный и духовный мир с их свойствами. отношениями и взаимодействиями? И да и нет. «...Если. рассматривая весь мир, мы говорим: все есть — и не говорим ничего больше, то мы опускаем все определенное и имеем, следовательно, вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту».

Поэтому чистое бытие, согласно Гегелю, настолько бедно и пусто, что оно не отличимо от ничто. Разумеется, Гегель понимал всю парадоксальность ситуации и отмечал, что здравый смысл тут может вдоволь посмеяться: как, бытие тождественно ничто?! Неужели человеку безразлично, есть у него деньги в кармане или нет? Такова ирония «здравого смысла». Но она же — плод недомыслия: чистое бытие связано с началом, начало же—с наличием возможности. Сама возможность есть уже нечто, пусть еще не ставшее, не оформившееся нечто, но нечто как потенция, то есть еще свернутая форма будущего бытия как наличного. В зародыше, в потенции объединены и бытие и небытие. Это уже двуликое тождество ничто и нечто — единство противоположностей, испытывающее «беспокойство», напряженность.

Внутри него совершается скрытая «работа», ведущая к становлению, переходу ничто в нечто. Таким образом, ясно, что нет абсолютного ничто, ибо это исходная форма проявления нечто.

Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. В единстве с материей существует и определяется через нее и духовная реальность. Материя и дух — предельно общие философские понятия.

43. Пространство и время как формы существования материи.

Философское понятие пространства и времени

Внимательно присмотревшись к окружающим нас предметам, мы обнаружим, что каждый из них не только находится в движении, но и обладает протяженностью, размерами. Одни из предметов больше, другие меньше, но все они имеют длину, ширину и высоту, занимают определенное место, обладают объемом. Но предметы природы не только обладают протяженностью, но и соответствующим образом расположены по отношению друг к другу. Одни из них находятся по отношению к нам дальше или ближе других, выше или ниже, правее или левее.

Всеобщее свойство материальных тел обладать протяженностью, занимать определенное место и особым образом располагаться среди других предметов мира и отражает философское понятие пространства.

Предметы не только существуют в пространстве, но и следуют друг за другом в определенном порядке. На смену одним приходят другие, а эти последние сменяются третьими и т. д. Любой из предметов обладает длительностью, имеет начало и конец. В развитии каждого из них различаются известные стадии, состояния. Одни предметы только возникают, другие уже существуют известное время, а третьи разрушаются. Всеобщее свойство материальных процессов протекать друг за другом в определенной последовательности, обладать длительностью и развиваться по этапам, стадиям и отражает философское понятие времени.

Пространство и время представляют собой всеобщие формы существования материи. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Важнейшим свойством пространства и времени является их объективность, то есть независимость от человеческого сознания. И это вполне естественно: будучи основными формами объективно существующей материи, они не могут не быть объективными.

Указывая на объективность пространства и времени, диалектический материализм раскрывает и другие наиболее общие их свойства, причем исходит из того, что эти свойства определяются природой самой материи. Так, вечность и бесконечность материи обусловливают вечность времени и бесконечность пространства. Это значит, что они не имели начала и никогда не будут иметь конца. Современная наука проникает в далекие космические просторы, охватывает огромные промежутки времени. Астрономы, например, при помощи мощных радиотелескопов изучают материальные тела, удаленные от Земли на миллиарды световых лет. Если учесть, что свет распространяется со скоростью 300 тысяч километров в секунду, то расстояние в миллиард световых лет будет выражаться числом 95 с двадцатью нулями километров! Но как ни велики эти расстояния, они ничтожно малы по сравнению с масштабами бесконечного мира. Точно так же ничтожны по отношению к вечности Вселенной и те огромные промежутки времени в миллиарды лет, которыми оперирует современная геология.

Специфической особенностью пространства как формы существования материи является его трехмерность. Это значит, что любое материальное тело имеет три измерения: длину, ширину и высоту. Соответственно и двигаться это тело может в трех взаимно перпендикулярных направлениях.

В отличие от пространства время имеет только одно измерение. Поэтому и все тела развиваются во времени лишь в одном направлении — от прошлого к будущему. Время необратимо, оно течет только вперед. Повернуть его течение вспять, возвратить прошедшее невозможно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: